В Крыму вновь раздувают очередной скандал — на этот раз, вокруг возможного прекращения вещания телеканала ATR.
Кому на руку этот скандал, кто виноват в происходящем и можно ли было избежать столь острой негативной ситуации?
Ответы на эти вопросы — в материале аналитических групп Народной партии Милли Фирка и Крымского института стратегических исследований.
Откуда есть пошла телекомпания АТR
Телеканал ATR в его первозданном виде — детище нынешнего главы Меджлиса Рефата Чубарова и крымского бизнесмена Исы Хайбуллаева. В 1994 году была создана региональная телекомпания под названием ООО «Атлант СВ». Уставный фонд предприятия составлял всего 90 тыс грн и по бумагам контролировался Красногвардейской районной госадминистрацией и двумя физическими лицами — семьей Аблаевых.
В 2006 году «Атлант СВ» сменил собственников и свое эфирное имя. Так «родился» телеканал АТR.
Основным инвестором телеканала стал занимавший на тот момент пост главы УКСа Рескомнаца АРК Иса Хайбуллаев. Идеологическую базу и полезные связи обеспечивал замглавы Меджлиса Рефат Чубаров. Редакционную деятельность организовывал и курировал Шевкет Меметов, занимавший тогда пост главы Рескоминформа, «прославившийся» еще в Узбекистане как один из активных пропагандистов и проводников создания «автономии» в Мубареке.
Телевидение — дело затратное, поэтому достаточно долгое время финансовые возможности телеканала АТR позволяли ему вещать всего по несколько часов в день. Затем произошло маленькое чудо: из Турции пришел подарок — новое современное оборудование. Был ли это дар всему народу или лично Хайбуллаеву и Чубарову — тайна, покрытая мраком. Но то, что это дорогостоящее и специфическое оборудование каким-то чудесным образом попало на баланс ООО «Атлант СВ» — непреложный факт.
Позднее именно этот «турецкий подарок», на порядок повысивший капитализацию и рыночную стоимость телеканала АТR, позволил Хайбуллаеву и Чубарову солидно «заработать» на продаже доли в предприятии московскому бизнесмену Ленуру Ислямову.
АТR современный
В сентябре 2011 Ленур Ислямов выкупил 59% ООО «Атлант-СВ» за 1,534 млн грн. Второй по размерам вклад в 0,65 млн грн (25%) сделал Чубаров. Однако, уже в ноябре того же года Ислямов увеличил свою долю в уставном фонде ООО «Атлант-СВ» до 14,934 млн грн (93,34%). Остальные доли распределились на тот момент следующим образом: 4% — Рефат Чубаров, 2,5% — некая Мавиле Исмаилова, 0,16% — Иса Хайбуллаев.
Благодаря мощным финансовым вливаниям, проходившим через структуры Ислямова, телеканал АТR смог еще более расширить материальную и техническую базу, перейти в 2011 году на круглосуточное вещание, обзавестись современным помещением для редакции и технических служб, а также организовать обучение персонала и провести ряд стажировок для своих журналистов на европейских телеканалах.
В июне 2013 г. у АТR появилась «дочка» — первый и единственный в Крыму детский телеканал Lale, круглосуточное вещание которого было организовано на трех языках — русском, крымскотатарском и украинском.
В общей сложности, телеканалы АТR и Lale производят около 30 программ собственного производства. Но если канал Lale производит в основном развлекательный и познавательный медиа-продукт, то для АТR приоритетными остаются новости, информационные и общественно политические программы. В день на АТR выходит пять выпусков новостей: три — на крымскотатарском и по одному — на русском и украинском языках. Корпункты телеканала действуют в Киеве, Стамбуле и Москве.
Зона уверенного приёма передач АТR — Симферополь, Саки, Евпатория, Джанкой, а также Симферопольский, Сакский, Раздольненский, Джанкойский и Бахчисарайский районы.
Стоит отметить, что медиа-интересы Ислямова и Чубарова не ограничивались одним телевидением. К концу 2013 года в контролируемый ими медиа-холдинг входили:
• Телеканал АТR
• Телеканал Lale
• FM-радиостанция «Мейдан», ориентированная на крымскотатарскую аудиторию
• FM-радиостанция «Лидер FM», ориентированная на русскоговорящую аудиторию
• Интернет-портал http://atr.ua с сервисом онлайн-вещания программной сетки ATR http://atr.ua/live
• Интернет-портал http://15minut.org
• Интернет-портал http://crimeantatars.org
Особого внимания медиа-холдинга удостоились и социальные сети, в которых действуют именные группы телеканала ATR:
• Фейсбук — на 9600 участников — https://www.facebook.com/groups/atr.tv
• Одноклассники — на 24500 участников — http://ok.ru/atr.ua
• Вконтакте — на 14700 участников — http://vk.com/atrvideo
В сентябре 2014 года телеканалы ATR, «Lale», радио «Мейдан», радио «Лидер» и портал «15 минут» были перерегистрированы как субъекты хозяйствования в соответствии с российским законодательством
.
Также в сентябре 2014 года телеканал ATR объявил о своём акционировании — учреждении Открытого акционерного общества «АТР ГРУП».
Таким образом, по состоянию на конец марта 2015 года, медиа-холдинг Ленура Ислямова с хедлайнером ATR — это мощнейший игрок на информационном пространстве Крыма:
— владеющий разветвленной системой информационных теле-, радио- и интернет-каналов;
— оснащённый самым современным съемочным, звукозаписывающим и монтажным оборудованием, позволяющим осуществлять как студийные съёмки, так и вести прямые трансляции высокого качества практически из любой точки Крыма;
— укомплектованный наиболее квалифицированным в Крыму техническим персоналом;
— сформировавший высокопрофессиональный творческий коллектив журналистов, авторов и ведущих тематических передач;
— владеющий самым большим в Крыму пакетом передач и программ собственного производства;
— вещающий на трёх государственных языках Республики Крым;
— плотно покрывающий вещательной сетью самые густонаселенные, промышленно развитые и политически активные регионы Крыма;
— имеющий практически монопольное влияние на крымскотатарское и весьма существенное — на русскоговорящее население Крыма;
— полностью готовый к акционированию в рамках законодательства РФ.
На кого работает АТR
На кого же работала вся эта отлаженная и многофункциональная информационная машина?
Для ответа на этот вопрос следует четко разграничить информационную и культурно-просветительскую составляющие структурных подразделений медиа-холдинга.
Портфолио развлекательных и культурно-просветительских программ обоих теле- и радиоканалов вызывает уважение и восхищение — как объемом проделанной работы, так и высоким качеством произведенного медиа-продукта; широтой охвата и глубиной понимания потребностей зрительской аудитории, демонстрируемыми авторами и ведущими культурно-познавательных программ АТR.
Именно эта, действительно важная и востребованная аудиторией составляющая, и стала мощным фундаментом для искренней любви и народного доверия к телеканалу АТR.
К сожалению, на этом добротном фундаменте была выстроена уродливо искривленная надстройка — информационная составляющая медиа-холдинга.
С самого начала своей деятельности телеканал АТR истово исполнял роль рупора Меджлиса, методично пропагандируя идеологию агрессивного национализма, «ценности» западноевропейской демократии, а также их заокеанских патронов.
Соответственно, информационные и политические программы ATR были главными инструментами внедрения в головы крымских татар и особенно молодежи — идей евроинтеграции, превосходства западного образа жизни, а также полезности нахождения Крыма в евроатлантических структурах.
Следующей, но не менее важной задачей АТR была борьба с политическими противниками Меджлиса. Фактически монопольное влияние на крымскотатарскую аудиторию делала телеканал мощным и действенным орудием расправы над оппонентами Джемилева и Чубарова.
Обычно для этой цели использовались два способа:
1) Замалчивание самого факта существования антимеджлисовской коалиции и политических оппонентов Джемилева-Чубарова, а также их заявлений, программ и действий;
2) Дискредитация неудобных для Меджлиса действий, программ и личностей путём односторонней подачи о них, как правило, откровенно лживой негативной информации со стороны всякого рода «экспертов», освещающих и анализирующих происходящие события исключительно в рамках заданных функционерами Меджлиса установок.
За годы широкомасштабной вещательной деятельности телеканала АТR буквально по пальцам можно пересчитать случаи появления в его информационных программах и ток-шоу ветеранов Национального Движения крымских татар, политических деятелей и общественников, выступающих с критикой линии Джемилева-Чубарова.
В то же время, руководители и функционеры Меджлиса были завсегдатаями студий телеканала, а время их вещания и подконтрольных Меджлису общественников исчислялось сотнями часов дорогостоящего эфирного времени.
В период киевского кризиса 2013-2014 гг. телеканал АТR выступил ярым сторонником Евромайдана, освещая события в Киеве исключительно в формате «евровидения», предписанном Брюсселем и Вашингтоном для европейских и международных СМИ.
В аналогичном «евроформате» ATR освещал и процессы воссоединения Крыма с Россией.
Политическая и информационная позиция телеканала АТR не претерпела существенных изменений и после вхождения Крыма в состав Российской Федерации. На своих местах остались главный редактор АТR, редакторы, авторы и ведущие всех информационных программ, особо «отличившиеся» в феврале-марте 2014-го.
«Объективность» информационных программ телеканала также осталась неизменной — равно как и методы информационной войны с «московскими оккупантами» и политическими оппонентами «старых» хозяев и «новых» партнеров АТR в крымской власти — Ремзи Ильясова, Руслана Бальбека и Заура Смирнова.
Куда смотрела крымская власть
Президент Путин в своей «Крымской речи», произнесённой 18 марта 2014 в Георгиевском зале Кремля перед подписанием договора о вступлении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации, особо подчеркнул остроту и значимость для России крымскотатарского вопроса — и определил вектор его позитивного разрешения.
В соответствии с буквой и духом выступления Президента, в Крыму должна была начаться масштабная работа по реабилитации крымскотатарского народа и его скорейшей интеграции в процессы политического, хозяйственного и государственного строительства нового Крыма и России в целом — как достойного и равноправного члена братской семьи народов многонациональной Российской Федерации.
В связи с этим, доведение до крымскотатарской аудитории достоверной и объективной информации о происходящих в Крыму изменениях приобретало статус государственной значимости.
Но ничего подобного не произошло. Крымские власти напрочь «забыли» об информационной работе с крымскими татарами — оголив тем самым этот важнейший фронт и сохранив монополию АТR на этом стратегическом направлении.
В самом деле — нельзя же назвать достойным конкурентом мощнейшего круглосуточного многоканального медиа-холдинга весьма и весьма слабенькую крымскотатарскую редакцию ГТРК «Крым», вещающую 2-3 часа в день, да еще и перманентно сотрясаемую скандалами…
Что нужно было делать
Подробный и детальный план мероприятий по реорганизации информационной работы в Крыму, в частности, направленный и на крымскотатарскую аудиторию, был изложен в соответствующем разделе разработанной аналитическим отделом Народной партии Милли Фирка «Концепции решения крымскотатарского вопроса в России».
Эта Концепция в начале августа 2014-го была направлена:
Путину В.В. — Президенту Российской Федерации.
Медведеву Д.А. — Председателю Правительства Российской Федерации.
Матвиенко В.И. — Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Нарышкину С.Е. — Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Козаку Д.Н. — Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя.
Савельеву О.Г. — Министру Российской Федерации по делам Крыма.
Поимённо — 450-и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Поимённо — 165-и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Данная Концепция была одобрена депутатами и профильными комитетами и рекомендована крымскому правительству к реализации. (http://milli-firka.org/content/DBAGHKJB)
(для скачивания нажать на стрелку в верхней части открывшегося по ссылке окна)
К сожалению, ни один из пунктов данной Концепции не был реализован на практике крымскими властями — что позволило информационному подразделению АТR на безальтернативной основе влиять на умы и настроения крымчан, и особенно — на крымскотатарскую аудиторию, заостряя внимание только на негативных моментах переходного периода.
Какие имелись правовые механизмы
Медиа-холдинг Ленура Ислямова — частная коммерческая компания. В организационно-правовом плане входящие в холдинг предприятия и каналы ничем не отличаются от всех остальных коммерческих предприятий Крыма и России.
Может ли субъект федерации оказывать влияние на действующее на его территории коммерческое предприятие? — Несомненно!
Властные полномочия субъектов и правовые механизмы российского законодательства позволяют оказывать такое влияние в весьма широком спектре, в том числе и применительно к медиа-компаниям:
1. Методы опосредованного влияния:
— письменные предупреждения государственных органов и/или комитетов о недопустимости тех или иных действий
— прокурорские проверки и предупреждения о недопустимости тех или иных действий
— следственные мероприятия в рамках предварительных расследований фактов публикации или выхода в эфир недопустимых с точки зрения законодательства материалов
— следственные мероприятия против организаций и отдельных лиц в рамках уголовных дел, возбуждаемых по итогам предварительных расследований.
2. Методы прямого влияния:
— вхождение органов государственной власти в долевое участие в предприятии,
— выкуп контрольного пакета акций (доли),
— принудительный выкуп доли, акций либо всего предприятия у собственников,
— национализация предприятия.
В отношении ключевого предприятия медийной сферы Крыма — телеканала ATR — крымскими властями применялись исключительно методы опосредованного воздействия, причём, в самой грубой и неэффективной форме — путем силового давления.
Учитывая медийную специфику и размеры аудитории холдинга, такая тактика приносила самые негативные результаты — каждая попытка силовым путем повлиять на информационную политику телеканала становилась лишь поводом для очередного громкого скандала на почве «ущемления свободы слова» и «преследования журналистов» по национальному признаку.
Особого эффекта и эпического размаха таким скандалам добавлял национальный колорит — «кремлевские оккупанты» не просто «душили» журналистов, а «уничтожали национальное достояние крымскотатарского народа — первый и единственный в мире крымскотатарский телеканал»…
Именно по этой накатанной схеме развивается сейчас и последний скандал вокруг АТR, связанный с возможным прекращением с 1 апреля вещания холдинга — из-за отсутствия регистрации в качестве СМИ его структурных подразделений.
Однако, нынешний скандал, судя по активности ATR, обещает побить все рекорды черных PR-технологий.
Помимо ставших привычными слезливых причитаний и трагических заявлений ведущих АТR о свободе слова и покушении на национальное достояние крымскотатарского народа, в общество вброшены призывы к организации массовых протестов под лозунгом «Не убивайте АТR!» — а это уже совершенно иной формат информационной деятельности, очень напоминающий начальные этапы Евромайдана…
Кипят и социальные сети, особенно — в группах АТR и других виртуальных сообществах: подготовленные тролли с татарскими и славянскими никами, используя вброшенный ATR лозунг, активно «скандалят» друг с другом и с другими участниками групп, провоцируя развитие на полуострове межнациональной розни.
Озвучена и весьма правдоподобная версия о том, что эпопея с возможным закрытием АТR не что иное, как тщательно спланированная киевскими и крымскими партнерами Меджлиса операция по вывозу дорогостоящего оборудования холдинга на территорию Украины — с грандиозным скандалом в Крыму, максимально возможной дестабилизацией крымскотатарского сообщества и, естественно — обвинениями в адрес России. Приостановка вещания с 1 апреля под предлогом отказа в регистрации СМИ — идеальное прикрытие для такой экспроприации…
Свою лепту в развитие скандала вносят и крымские власти, обвиняющие ATR в преднамеренном затягивании регистрации с целью организации конфликтной ситуации.
Естественно, поднята на дыбы и многотысячная зрительская аудитория АТR — ведь крымские власти, своим бездействием способствовавшие сохранению информационной монополии ATR, ничего не могут противопоставить развязанной на её базе информационной войне.
Почему не выкупили ATR
Как показал прошедший год, крымскими властями очень активно использовались обозначенные ранее методы прямого влияния на крымские предприятия, экономическая и хозяйственная деятельность которых не соответствовала интересам и требованиям власти.
Были выкуплены — на добровольной основе или принудительно — десятки предприятий. Национализировано — около 250.
Почему же остался в частной собственности такой стратегически важный объект, как медиа-холдинг республиканского масштаба, объективно — предприятие №1 в медиа-пространстве Крыма?
Казалось бы — чего проще? Войти в долю и на правах совладельца настоять на изменении былой агрессивно-негативной информационной политики в более объективную и конструктивную сторону. Если собственник заартачится — выкупить в принудительном порядке. А в крайнем случае — так и вообще национализировать…
Дорого содержать такой медиа-холдинг на балансе государства? Да полноте… Неужели один Ленур Ислямов, четвёртый год развивающий этот проект за свой счёт, обладает большими ресурсами, нежели Российская Федерация?
Любой из трёх вышеупомянутых вариантов позволял решить проблему ATR максимально полно и максимально выгодно — как для самого канала и его зрительской аудитории, так и для Крыма и России!
Во-первых, статус государственного предприятия однозначно снимал бы все проблемы с регистрацией, лицензированием и частотами вещания.
Во-вторых, информационная и редакционная политика ATR формировалась бы с учётом государственных интересов, крымскотатарского народа и всего сообщества Крыма.
В-третьих, сохранилась бы вся материально-техническая база, персонал, творческий коллектив и пакет культурных, познавательных и развлекательных программ, востребованных и любимых народом.
В-четвёртых, статус госпредприятия открывал бы для творческого коллектива и журналистов холдинга практически безграничные перспективы роста и совершенствования профессионального мастерства — как в пределах России, так и в международных масштабах в свете грядущей евразийской интеграции.
В-пятых, развитие имеющих национальный колорит телеканалов ATR и Lale в статусах государственных предприятий стало бы наглядным и неопровержимым свидетельством поступательного процесса возрождения крымскотатарского народа и его культуры в России — и продемонстрировало бы заботу государства об этом процессе.
Всё это могло бы быть… Но не случилось.
Не случилось потому, что люди, призванные блюсти государственные интересы и наделенные для этого всеми необходимыми и достаточными полномочиями, административными и финансовыми рычагами — не выполнили своего прямого долга перед страной, перед федеральным центром — да и, в конце концов, перед всем Крымом...
И сегодня, как следствие их халатности, некомпетентности или злого умысла (?) — Крым получил грандиозный скандал с истериками и воплями на тему национальной дискриминации и ущемления фундаментальных прав и свобод человека, шквал негатива со стороны многонациональной аудитории телеканала и как итог — угрозу дестабилизации на полуострове на фоне искусно разыгранного информационного шума для дискредитации России в международном масштабе.
Ринат Шаймарданов,
директор Крымского института стратегических исследований
Дополнительные материалы по теме:
Милли Фирка: Крымские чиновники саботируют инициативы федерального центра
Васви Абдураимов: Созидательная работа в Крыму так и не началась
Саботаж России в Крыму продолжается?