«Новый курс» Франклина Рузвельта и семь выводов для украинской власти

Post navigation

«Новый курс» Франклина Рузвельта и семь выводов для украинской власти

«Новый курс» Франклина Рузвельта и семь выводов для украинской власти

«Единственное, чего нам стоит бояться, – это страха, который парализует усилия, необходимые для превращения отступления в наступление», — это любимая фраза Франклина Делано Рузвельта, человека, которого американцы четыре раза избирали своим президентом, человека, который вывел США из «Большой депрессии» и превратил в мощнейшее мировое государство.

О Большой депрессии и «Новом курсе» Рузвельта сегодня говорят немало, ведь кризис 2008 года бросает миру новые сложные вызовы. И хоть природа этих кризисов несколько разная, напоминание того, что и как было сделано для преодоления того наибольшего экономического кризиса современности, очевидно, не будет лишним.

Итак, как именно действовал Рузвельт ради спасения своей страны, и что из того опыта может быть полезным Украине?

«Мозговой трест» и 100 дней Рузвельта

Основной лозунг Рузвельта — действовать быстро и эффективно. Он принял присягу президента 4 марта 1933 года. Наследство, которое досталось ему от предшественника – президента Гувера – было катастрофическим: страна переживала невиданную экономическую депрессию. Лишь несколько цифр: по состоянию на 1932 год промышленное производство сократилось на 46%, в некоторых отраслях, например, в стальной – на 76%. За четыре года кризиса обанкротились 135 тысяч фирм и почти 6 тысяч банков. Количество безработных достигало миллионов, люди теряли не только работу, но и жилье, возникали такие себе «гуверовские городки» — поселения безработных на околицах, построенные из ящиков. Чтобы привлечь внимание к себе, безработные устраивали марши-походы на большие города. Баллотируясь на должность президента США, Рузвельт хорошо знал, на что идет – ведь до этого он дважды был губернатором штата Нью-Йорк и хорошо знал реальную ситуацию. Приняв решение баллотироваться, он обратился за помощью к наилучшим ученым и экономистам страны, создав так называемый «Мозговой трест». Самые известные его представители – профессора Колумбийского университета Г. Моли, Р. Тагвелл и А. Берли. Именно они вместе с будущим президентом были разработчиками программы, которую потом назовут «Новым курсом». Собственно, эта программа держалась на трех китах: отход от идеологии «саморегулируемого рынка» и начало планирования капиталистической экономики; обеспечение минимальных социальных гарантий и создание рабочих мест для того, чтобы избежать «социального взрыва»; «политика добрососедства» в международной сфере.

Уже 9 марта, через 5 дней после вступления Рузвельта в должность, Конгресс собрался на экстренную сессию. Целью конгрессменов было принятие законов, которые стали основой «Нового курса». За 100 дней работы законодателями был одобрен пакет из 15 главных законопроектов, которые позволили существенно изменить ситуацию в стране. Причем Конгресс был полностью на стороне своего президента и поддержал все его инициативы.

***

О необходимости объединения ради страны в Украине не говорит разве что ленивый. Однако к реальным делам традиционно дело не дошло. В период кризиса мы имеем абсолютно недееспособный парламент и президента, для которого главный враг – премьер министр, а также политическую элиту, которая, похоже, даже не осознает тех вызовов, которые переживает страна.

Ни одна политическая сила не имеет более-менее понятного и системного плана действий, и при этом ни один политический лидер даже не попробовал собрать людей, которые способны генерировать идеи, и разработать такую программу. Ни один из этих лидеров честно и открыто не заявил, что готов взять на себя полную ответственность за ситуацию в стране.

Этим понятием «ответственность» украинские политики достаточно умело жонглируют, перебрасывая как горячий шарик из рук в руки.

Следовательно, вывод первый – тратя время на выяснение вопроса «кто виноват» и затягивание с поиском ответа на вопрос «что делать», отсутствие ответственного лидера, неумение привлекать реальных специалистов к разработке программ и законодательных актов и неспособность всех ветвей власти действовать быстро и эффективно ежедневно делает страну все более уязвимой перед мировым кризисом.

Санация банковской системы

Энергичности Рузвельта относительно спасения финансовой системы страны стоило бы поучиться отечественным политикам. Уже на второй день после инаугурации он закрыл все банки в стране для проведения операции «принудительного лечения». Банковские каникулы длились неделю — до 10 марта.

9 марта конгресс одобрил закон о чрезвычайной помощи банкам, который дал президенту широкие права относительно реорганизации банковской сферы.

За ночь с 9 по 10 марта Рузвельт поручил напечатать 2 миллиардов долларов. Наняв несколько сотен сотрудников, Бюро печати сделало это, и обеспечило деньгами 12 наибольших городов Америки, где на следующий день обновили свою работу банки Федеральной резервной системы.

Дальше открылись банки, которые прошли проверку, вместо этого часть из них была признана банкротами. В результате это привело к укрупнению и усилению банковской системы.

12 марта Рузвельт обратился к американцам. Его беседу «возле камина» по радио слушали 60 миллионов американцев. Он пытался объяснить людям ситуацию, и что его правительство будет делать для того, чтобы ее исправить. Очевидцы говорят: после объяснений президента, ажиотаж вокруг банковских вкладов удалось остановить.

А уже в ближайшее время был принят закон о страховании депозитов, который предусматривал отчисление банками взносов в страховой фонд, из которого и выплачивались депозиты в случае банкротства банка. Это остановило отток денег и панику.

Кстати, достаточно много экспертов тогда призывали Рузвельта провести национализацию банков, однако от этого решения он воздержался.

***

Виктор Ющенко тоже заявляет, что национализации в стране он не допустит, и предлагает в принятом парламентом законе ряд мероприятий, которые когда-то воплотил в жизнь Рузвельт.

Однако вряд ли после действий власти относительно курса национальной валюты украинцы способны поверить этим лидерам относительно эффективности отечественной банковской системы. Ведь, если еще летом курс гривны искусственно поднимали, убеждая с экранов телевизора, что украинская валюта очень крепка, а уже осенью, эта валюта за несколько дней теряет 30% стоимости, создается глубокое впечатление грабежа населения.

Вывод второй: пока власть не научится быть честной и действовать порядочно относительно своих граждан, паники и ажиотажи будут неминуемыми дестабилизировавшими факторами на рынке. Основной капитал власти – доверие, а заработать его можно лишь эффективными и понятными всем действиями.

Перезагрузка промышленности

Следующим вызовом для Франклина Рузвельта стала ситуация в промышленности.
16 июня 1933 года Конгресс принял закон о возрождении национальной промышленности NIRA — National Industrial Recovery Act. Данный закон отменял принцип «свободной конкуренции» и внедрял принципы «честной конкуренции».

Ассоциация предпринимателей разделила всю промышленность на 17 групп, каждая из которых должна была разработать свой кодекс, который вмещал объемы производства, уровень зарплаты, длительность рабочей недели, рынок сбыта, единую политику цен.

Предприятия, которые работали в соответствии с этими условиями, даже имели собственный значок, которым маркировалась их продукция. Американцы, традиционно покупали товары с этими значками, бойкотируя товары, которые их не имели.

Во-вторых, закон регламентировал условия труда, впервые вводил минимальную почасовую оплату в размере 25 центов, нормировал рабочую неделю, а также позволял объединяться в профсоюзы и подписывать коллективный договор.

В-третьих, он предусматривал государственный заказ для промышленности на сумму 3,3 миллиардов долларов – на строительство дорог, мостов, аэропортов, выпуск военной продукции, и тому подобное.

Кстати, сам Рузвельт говорил, что милитаризация, вложение средств в ВПК является одним из самых эффективных путей выхода экономики страны из экономического кризиса.

Вывод третий: государство должно, даже обязано устанавливать правила игры, уровни для всех. Государство должно проводить нормальную социальную политику, ведь если постоянно испытывать терпение людей, то оно может просто лопнуть. Последствия известны, о них писал еще Маркс.

Кстати, помните уже забытый лозунг Площади: «Богатые поделятся с бедными». Оно не настолько фантастическое, и в период кризисов именно государство должно обеспечивать его выполнение.

Как говорил Рузвельт большим промышленникам о рабочих: «Если вы не готовы обеспечить их интересы сегодня, завтра они просто вас уничтожат».

Общественные работы

«Людям нужны не подачки, а работа», — еще одна из любимых фраз Рузвельта. Государство обеспечивало безработных минимальной помощью. Заданием для Рузвельта стало обеспечить их работой.

Для этого существовал государственный заказ на так называемые общественные работы, которые включали в себя строительство дорог, школ, аэродромов, электрификацию городов, насаждения зеленых зон, и тому подобное. Больше всего внимания уделялось занятости молодежи, для них строились специальные трудовые лагеря.

Очень большое значение Рузвельт уделял проекту, который назвался «Администрация долины реки Теннеси». Это был один из наиболее регрессивных районов на юге страны. И именно там правительство приняло решение строить гидроэлектростанцию.

Это решало сразу несколько проблем: обеспечивало энергией производство азотных удобрений и позволяло государству вмешаться на рынок поставок электроэнергии, поскольку эта сфера была монополизирована частным капиталом.

***

Пока еще в Украине официально отправили в принудительный отпуск 25 тысяч людей, но эта цифра увеличивается ежедневно. По оценкам экономистов, уже до лета количество безработных в стране может достичь 10% работоспособного населения.

И когда эти 3 миллиона людей окажутся на улице, а бюджет будет не способен обеспечить им материальную помощь, власть должна делать что-то, чтобы занять этих людей — иначе последствия будут катастрофическими.

Что делать – вопрос менее всего актуален: как и 75 лет тому назад в США, в Украине нужно строить дороги, мосты, аэродромы, гостиницы и другие инфраструктурные комплексы. Кстати, это вполне в контексте подготовки Евро-2012, а, следовательно, под это реально привлечь еще и иностранные инвестиции.

Время внедрять в стране альтернативные источники энергии, что Европа активно и делает последний десяток лет. А для этого нужны люди, которых может нанять государство.
То же касается и сельского хозяйства. Оно нуждается в инвестициях и рабочих руках. В то время, когда мир говорит о пищевом кризисе, который надвигается, Украина должна быть готовой воспользоваться из наличия лучших европейских черноземов.

Агропромышленный комплекс должен быть мощным и современным.

Поэтому, вывод четвертый: власть должна отказаться от популизма и политики «содержания всех и вся». Материальная помощь должна быть минимальная, а большинство бюджетных денег должно идти на государственные заказы под конкретные программы, цель которых – перспективное развитие страны.

Внешняя политика

Внешнюю политику Рузвельта историки назвали политикой «доброго соседа».
С одной стороны он воплощал в жизнь доктрину Монро, то есть проводил политику развития обеих частей американского континента, закрытого для европейской колонизации, исповедовал изоляционизм в отношении Европы.

Америка пыталась всячески оставаться вне войны, вплоть до тех пор пока японцы не напали на Перл-харбор. Война дала огромный толчок экономике США, однако Рузвельт всегда работал для того, чтобы создать мир, максимально защищенный от войны. Его справедливо считают одним из родителей современного миропорядка и Организации Объединенных Наций.

Пятое. В свое время Франклин Рузвельт понял, что в период глобальных кризисов мир становится очень нестабильным, а это угрожает силовыми конфликтами. Но выигрывает в таких конфликтах обычно тот, кто к ним готов, и не принимает в них участия.

Это, наверно, тоже стоит напомнить украинским кормчим, которые постоянно пытаются использовать внешнюю карту для внутренней борьбы, забывая, что это не только разделяет страну, но и делает ее слабой и впечатлительной.

Политика открытости

Популярность Рузвельта основывалась на том, что он постоянно общался с американцами. Выступления по радио были регулярными, президент объяснял своему народу, почему он действует так или иначе и говорил о результате, который удастся достичь.

Говорят, что у людей, которые слушали те радиоэфиры из Белого дома, создавалось впечатление, будто президент говорил с ними, как с друзьями, говорил понятным языком и никогда не скрывал проблем. Он говорил об экономических реформах и о действиях США в период Второй мировой войны.

К этим разговорам Рузвельт готовился – он тщательным образом читал прессу и лично пытался читать письма простых американцев, поскольку это давало ему возможность не оторваться от своего народа.

Поэтому вывод шестой. За время от Рузвельта доныне мир изобрел значительно больше методов коммуникации, однако, создается впечатление, что они лишь отдаляют политиков от народа.

Кажется, что политики уже просто готовы переселиться в телевизор, в котором видят инструмент для получения электоральных дивидендов. Однако они не замечают, что люди наблюдают за этим всем как за шоу, которое не имеет никакого отношения к реальной жизни.

Политики должны смотреть не только в объективы телекамер, они должны знать, чем живет их народ. Иначе, эти две половины живут разной жизнью.

***

И последний вывод: роль личности в истории стоит переоценить.
Американцы говорили, что Франклин Рузвельт сделал для своей страны больше, чем мог бы сделать Иисус Христос.

Президент, который был прикован к инвалидной тележке, говорил, что это благо, поскольку позволяет ему полностью посвящать свое время работе и своей стране. Аристократ с блестящим образованием, он всегда знал, как живут простые люди и внедрил в стране основные социальные стандарты для защиты человека труда.

Он всегда был открытым и доступным, молча воспринимал упреки в расположении к социалистическим идеям, но даже в кризисные годы смог отстоять основные демократические ценности.

И последнее — он всегда был готовым взять всю ответственность на себя.
К сожалению, сравнивать что-то или кого-то из украинских реалий в этой части просто не уместно.

Виктория СЮМАР, Институт массовой информации

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня