«Той» для «елбасы»

Post navigation

«Той» для «елбасы»

Прошедший в столице Казахстана саммит ОБСЕ — первый за последние одиннадцать лет. Организация давно находится в состоянии кризиса, и казахское руководство, принимая год назад обязанности председательства в ней, сделало целый ряд амбициозных заявлений — в том числе о том, что оно намерено «вдохнуть новую жизнь» в работу ОБСЕ. Увы, из этого, похоже, ничего не получилось.

Более провальную «встречу в верхах», чем та, что состоялась 1-2 декабря в Казахстане, трудно себе представить. Еще на этапе подготовки стало понятно, что «саммитом» это мероприятие можно назвать с большой натяжкой, поскольку «встреча глав государств и правительств» явно не задалась. В Астану прибыла 61 делегация, но президентов набралось всего 25, а премьер-министров — и того меньше. Причем во многих случаях это были президенты, исполняющие в своих странах лишь «представительскую» функцию (как президент Турции Абдулла Гюль), или премьер-министры, играющие подчиненную роль по отношению к главам государств — к примеру, французский президент Николя Саркози прислал своего «технического» премьер-министра Франсуа Фийона. Делегации остальных стран возглавляли совсем уж не тянущие на «глав государств и правительств» люди — вице-президенты, министры иностранных дел, вице-спикеры парламентов, а Ирландия с Исландией, как особо пострадавшие от кризиса, вообще решили сэкономить и обязали возглавлять свои делегации своих же послов в Казахстане — очевидно, чтоб не тратиться на дорогу.

В общем, для подобного саммита больше подходит казахское название «той» — в вольном переводе, «междусобойчик». Да и то — ледяная атмосфера отнюдь не создавала ощущения дружеской встречи. С самого начала стало понятно, что никаких серьезных решений от саммита ожидать не следует даже в области, объявленной казахским председательством приоритетной — урегулировании международных конфликтов. Армения и Азербайджан упорно не желают общаться по поводу пакета предложений по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. Между российской и грузинской делегациями не просто пробежала черная кошка — она там весьма удобно устроилась, да еще и родню притащила. При этом Дмитрий Медведев, не успев прилететь в Астану, тут же развернулся и отбыл обратно в Москву.

А госсекретарь США Хиллари Клинтон как назло подняла вопрос необходимости демократических преобразований и соблюдения прав человека. Этой темы казахское руководство всеми силами старалось избежать — ведь подавая заявку на председательство в ОБСЕ, Назарбаев еще в 2007 году наобещал настоящий демократический рай: свободу слова и печати, усиление роли парламента, свободные выборы… Ничего этого он, естественно, не исполнил: вместо свободы печати — аресты неугодных журналистов, вместо свободы слова — разгоны демонстраций и насильственное подавление забастовок, вместо свободных выборов и усиления роли парламента — звание лидера нации, обеспечивающее юридическую неприкосновенность самому «елбасы» (так зовут казахи своего президента), его семье и всему семейному имуществу…

Казахские организаторы саммита изо всех сил старались, чтобы вопросы демократии и прав человека ни в коем случае не оказались в повестке дня. Вместо этого — «безопасность, безопасность и еще раз безопасность». Хиллари Клинтон своим выступлением, в котором отметила неразрывность этих двух тем для работы ОБСЕ, буквальным образом наплевала радушным хозяевам в суп — что, естественно, ничуть не улучшило атмосферу саммита и настроение организаторов.

На самом деле главный показатель бесполезности прошедшего мероприятия — это не отказ явиться на него различных «сильных мира сего» — Обамы, Саркози, Дэвида Кэмерона, Реджепа Эрдогана, и даже не преждевременный отъезд Медведева и Клинтон. Основным индикатором провала стало поспешное бегство афганского президента Хамида Карзая. Не потому, что этот деятель так уж важен в мировой политике (как известно, у себя дома его прозвали «мэром Кабула», поскольку реальная власть его распространяется разве что на столицу), а потому, что уж кто-кто, а Карзай всегда точно знал, с какой стороны у бутерброда масло. Он готов присутствовать на любых сборищах, где для него может «обломиться» что-нибудь полезное и выгодное — кредиты, военная поддержка, бесплатное оружие и оборудование для полиции… Очевидно, приехав в Астану и поглядев на унылые лица участников, один за другим выступающих «ни о чем», он живо сообразил, что вкусным тут не пахнет — а раз так, то нечего и сидеть.

Так и получилось: основным международным успехом саммита можно считать лишь тот факт, что страны-участницы позволили ОБСЕ существовать дальше. Зачем — это предстоит еще придумать, так как у различных «ведущих сил» различные мнения по этому поводу, но пока суд да дело — организация остается «на плаву».

Саммит принес ощутимую пользу лишь одному человеку — Нурсултану Назарбаеву, пожизненному президенту, пожизненному лидеру нации… А теперь еще и председателю ОБСЕ — организации, которая задумывалась, как своеобразный предохранитель для Европы — предохранитель не только от конфликтов, но и от потери демократических завоеваний европейских стран. Благодаря этому саммиту Назарбаев, что называется, «забронзовел» — теперь он может козырять кадрами хроники, где с ним за руку здороваются Ангела Меркель и Сильвио Берлускони, где его благодарят за гостеприимство и расхваливают его замечательные лидерские качества гости из 61 страны. А демократия в Казахстане, которую он обещал — ну что ж, это может и подождать.

Хаим Грець

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня