«Cлепота власти» — бедствие и горе крымских татар

Post navigation

«Cлепота власти» — бедствие и горе крымских татар

История крымских татар богата радостями и невзгодами, среди них можно вспомнить развитие такого могущественного государства, как Крымское ханство и трагическое выселение крымскотатарского народа в 1944 году, деятельность Исмаила Гаспринского и страшную смерть Мусы Мамута и т.д. В истории крымских татар, в период с начала массового возвращения в Крым по сегодняшний день, важное место занимает борьба за возвращение родной земли…

Вот уже 20 лет прошло со дня массового возвращения крымских татар в Крым, и до сих пор многострадальный народ борется за свои права и родную землю.

Еще в 1989 году, когда большинство крымских татар, вернувшись в Крым, столкнулись с жестким сопротивлением местных властей, было известно, что райский уголок — полуостров Крым — его коренному народу просто так не вернут. Коммунистическая власть предпринимала все возможные и не возможные методы для препятствования возвращению крымских татар, запрещала продавать дома крымским татарам, а после снятия запрета искусственно повысили стоимость жилья, что, естественным образом, уменьшило покупательскую способность крымского татарина. Такие препятствия заставляли каждого крымского татарина осознать, что он вернулся в свой дом, хотя большинство восприняли его, как «незваного гостя». Даже сейчас, по истечении десятилетий, крымские татары остаются один на один со своими проблемами, при этом, ослепшая власть упорно игнорирует их решение.

Людям, не пережившим тяжелые времена депортации, а также все горести принудительного удержания на чужбине, не дано понять, что крымский татарин идет на самовольный возврат земли не из-за жажды обогащения, а чтобы выжить.

Июль 1989 года ознаменовался первым самовозвратом земли крымскими татарами (Белогорский район, п. Зуя), который стал основным методом получения земельного участка для строительства индивидуального жилья. Сегодня сотни таких самовозвратов стали местами компактного проживания крымских татар, где построены дома, посажены сады и огороды, плодами которых пользуются те, кто не хотел возвращения крымскотатарского народа. Наряду с более или менее обустроенными массивами появляются новые «поляны протеста». Это доказательство того, что на территории крымского полуострова существует земельная проблема и проблема национального превосходства.

Одним из таких современных «полян протеста» стал Курбан-кой (рядом с п.Чистенькое), где люди уже четвертый год без каких-либо прелестей цивилизации пытаются как-то обустроить свою нелегкую жизнь.

Курбан-кой состоит из 240 участков, на которых началось строительство мечети и жилых домов. А во многих уже существующих времянках, названных народным депутатом Украины, кандидатом на пост Президента Украины Инной Богословской «туалетами», а министром внутренних дел Юрием Луценко «джемилевками», проживают люди, среди них есть как старики, так и младенцы.

«Мы живем в двух комнатах, но зимой приходится располагаться только в одной. Электричество отсутствует, а воду привозят по заказу, которая стоит очень дорого. Хорошо хоть есть сжиженный газ, который нас спасает», — рассказала о своей жизни Эльзара Мурадасилова, проживающая на «поляне протеста» Курбан-кой.

За время существования «поляны протеста» в нем родился крымскотатарский богатырь — Хасан Мурадасилов, уже к концу года у него появится брат или сестричка, который станет вторым ребенком, рожденным в Курбан-кое.

Жители Курбан-коя жалуются, что за 20 лет проживания в Крыму ни один из них не получил ни одного клочка земли, несмотря на то, что власти постоянно отчитываются, что депортированным земля для строительства индивидуального жилья выделяется.

«Неужели у нас нет прав получить хоть несколько соток земли на своей Родине, чтобы жить и воспитывать наших детей, внуков и правнуков. Ведь мы оставили им все, ничего не взяли со своих домов. В доме моих родителей, где я провела свое детство, который находится в Бахчисарае, возле Ханского дворца, на ул. Островского (старое название Торгъайлар малеси), живут русские, не выселять же мне их, а они до сих пор издеваются над нами. Мне 70 лет, но я полна сил и не отступлю ни на шаг. Целыми днями вяжу мочалки, продаю их, добавляю часть своей пенсии, которая составляет 671 гривну и покупаю кое-какие строительные материалы. Слава Аллаху, фундамент уже залили», — так описала свою жизнь самая пожилая жительница Курбан-коя Сафинар Маметова.

Также Сафинар Маметова добавила, что за то время, что они там находятся «никто: ни представители властей, ни меджлисовцы — не приходили и не спрашивали о том, как мы в таких ничтожных условиях находимся, кроме представителей Международных правозащитных организаций и журналистов».

Жители «поляны протеста» живут в постоянном страхе, поскольку в дневное время суток мужчины, в основном, находятся на работе, а Курбан-кой остаются охранять только женщины. «Время от времени чувствуешь себя как в военном положении, на холме сосредотачиваются люди в камуфляжах, с помощью биноклей осматривают «поляну», — жалуется Эльзара Мурадасилова.

Женщины обратили внимание на то, что местная власть ничего не делает для решения данной земельной проблемы. «Власть только ждет подходящего момента для сноса Курбан-коя, но сейчас не начало 1990-х и не последепортационный период, когда можно было сносить имущество крымских татар. Мы не допустим такого хода событий», — заявила Алие Ведутова, которая по решению Симферопольского районного суда оштрафована на 100 тыс. грн. за якобы нанесенный ущерб директору тепличного хозяйства «Советская Украина» Павлу Дьяченко.

Таких, как Алие Ведутова в Курбан-кое пятеро, правда, их оштрафовали по 25 тыс.грн.

«Мы надеемся, что будем жить, как всё цивилизованное общество: построим свои дома, детские сады, школы, посадим сады, парки, наслаждаясь всеми благами нашей Родины, будем жить и воспитывать подрастающее поколение коренного народа Крыма — крымских татар», — высказали свои надежды на будущее жители Курбан-коя.

Самовозвраты дали возможность крымскотатарскому народу осесть в Крыму и навсегда врости в родную землю, вжиться в нее, пустить глубокие корни, вырастить новое поколение.

Айдер АДЖИМАМБЕТОВ

QHA

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня