Армении до Арарата, как Турции до Луны

Post navigation

Армении до Арарата, как Турции до Луны

Эксклюзивное интервью Vesti.Az с директором Института проблем глобализации Михаилом Делягиным.

 

— Михаил Геннадьевич, как вы оцениваете визит премьер-министра Турции в Россию?

 

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин— Турция является очень важной страной для России. С одной стороны, это место массового отдыха россиян, и турки зарабатывают огромные деньги на российских туристах. Хотя, Турция является членом НАТО, тем не менее, принципиально важно отметить, что некоторое время назад страна осознала, что ее никогда не пустят в ЕС.

 

Если раньше перед ней на веревочке висела морковка в виде членства в ЕС, и Турция за этой морковкой шла, то сейчас турецкое общество осознало, что в Европу его не пустят. Это заставило турков начать пересматривать стратегию своего развития. Если раньше это была европейски ориентированная стратегия, то сейчас эта стратегия больше ориентирована на собственные интересы.

 

Естественно, при этом необходима координация всех своих поступков со всеми своими соседями, в том числе, с Россией, дабы, реализуя другую логику своих действий, ненароком не создать конфликтов.

 

Я надеюсь, что это не означает возвращения к идеям пантюркизма, но наглядно заметно более активное участие Турции в региональной политике.

 

— В ходе переговоров Эрдоган и Медеведев договорились довести ежегодный товарооборот между двумя странами до 100 млрд. долларов. Какие, помимо туризма и строительства атомной электростанции, имеются возможности для наращивания торгово-экономического взаимодействия между Турцией и Россией?

 

— Я думаю, что многие международные автомобильные концерны могут попробовать прийти в Турцию через Россию. У нас также имеются возможности для сотрудничества в химической промышленности. Например, уже очень долгое время турки на своей технике убирают в России сезонный урожай. То есть, возможно все. Наше сотрудничество гораздо более разветвленное, чем кажется на первый взгляд.

 

— В ходе визита в Москву Эрдоган также затронул процесс урегулирования Карабахского конфликта. Как вы считаете, может быть, особенно в условиях беспомощности мирового сообщества и применения им двойных стандартов, Москве имеет смысл подключить к переговорному процессу и Анкару?

 

— Дело не в Турции или России, а в самом конфликте. В том положении, в котором он существует сегодня, этот конфликт не имеет краткосрочного решения. То есть, этот конфликт не имеет решения вне зависимости от конфигурации участников переговорного процесса.

 

— Кстати, вчера, 16 марта, дашнаки провели у здания посольства России в Ереване акцию протеста против визита премьер-министра Турции Эрдогана в Москву, который был приурочен к 90-летию подписания Московского договора. Как известно, Армения не признает этот договор и продолжает претендовать на турецкие территории.

 

— В любой стране есть национально неустойчивые люди, объединенные в политические структуры. Если армяне всерьез считают, что часть Армении находится на территории Турции, то это их право. Еще министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов шутил по этому поводу: «На гербе Армении есть изображении горы Арарат. Но это точно так же является признанием претензии Армении на гору Арарат, как претензии Турции на Луну, так как на ее гербе имеется изображение Луны».

 

Ну и что, японцы тоже считают Курильские острова своими. Территориальных споров в мире вообще очень много. Но Россия думает по-другому, Турция тоже думает по-другому. Если в Армении кто-то считает, что в Турции их земли, то они могут взять автомат и идти воевать за свои земли. Я думаю, что такая мысль в Армении никому в голову не придет.

 

— Хотелось бы узнать ваше мнение относительно недавнего инцидента на линии соприкосновения азербайджанской и армянской армий, когда сразу после встречи глав Азербайджана, России и Армении в Сочи армянский снайпер застрелил 9-летнего азербайджанского мальчика. Имеет ли смысл в таких условиях продолжать вести переговоры с Арменией?

 

— В большинстве стран, которые участвуют в переговорных процессах, особенно по такому болезненному вопросу, как Карабахский конфликт, есть большое количество людей и групп, которые хотят прервать переговорный процесс, осуществляя разнообразные провокации. Это тот случай, когда, стиснув зубы, нужно продолжать вести переговоры. Ведь в случае начала боевых действий девятилетних детей погибнет значительно больше. К сожалению…

 

Бахрам Батыев

Источник: http://www.vesti.az/news.php?id=71314

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня