Для кыргызов китайская колея узковата

Post navigation

Для кыргызов китайская колея узковата

Отказ от китайского проекта железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан означает, что Бишкек воспринял аргументы экспертов о ее невыгодности для страны. Об этом заявил «Голосу России» директор Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов. Так он прокомментировал заявление президента Киргизии Алмазбека Атамбаева на пресс-конференции в Бишкеке.

Отказ от китайского проекта железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан означает, что Бишкек воспринял аргументы экспертов о ее невыгодности для страныПришло время открыто сказать, что железная дорога Китай-Киргизия-Узбекистан больше всего нужна Пекину и Ташкенту. Она не решает никакой проблемы для Киргизии, признал Алмазбек Атамбаев. Между тем, он с самого начала лоббировал эту китайскую инициативу. Президент называл ее новым Шелковым путем, а противников проекта — врагами Киргизии.

Эксперты же, в том числе из оппозиции, утверждали, что проект не просто не выгоден Киргизии. Он может привести к очень существенным издержкам, которые трудно будет перекрыть даже за счет выделения Китаем каких-то дополнительных кредитов или средств на реализацию этого проекта.

 

Оппозиция называла «преступной» такую схему финансирования, при которой за свои инвестиции в строительство Китай получал допуск к киргизским месторождениям серебра, алюминия, меди и угля. Проект бросал вызов и интересам России в регионе, считает Алексей Власов:

«Китайская колея имеет другие размеры, чем колея российская. Ряд экспертов расценивал это как определенное закрепление новых реалий в регионе. В них Китай, имея рычаги экономического и финансового давления на страны Центральной Азии, вытеснял бы оттуда не только, допустим, США. Он создавал бы серьезные проблемы для будущего российских проектов, в том числе интеграционных проектов на пространстве СНГ».

Ожидалось, что соглашение о прокладке железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан будет подписано осенью в ходе визита в регион председателя КНР Си Цзиньпина. Однако этого не произошло. Кто этот проект затормозил — Бишкек или Ташкент — тогда было не совсем ясно. Но о поражении Пекина говорить пока рано, убежден Алексей Власов:

«Для Китая это, конечно, часть его политики проникновения в Центральную Азию. Поэтому отказ Киргизии, конечно, несколько сокращает поле для китайских амбиций. Но Китай действует в совершенно ином временном ритме, нежели другие игроки на этом поле. И, допустим, неудача сейчас вовсе не означает, что Китай полностью откажется от своих инфраструктурных планов в Центральной Азии«.

Возможно, это будет совместный с Тегераном проект прокладки железной дороги из Ирана в Китай через Туркмению, Узбекистан и Киргизию. Иран ранее неоднократно озвучивал различные инициативы, связанные с его экономическими интересами в регионе. Ни одна из них, в том числе по геополитическим причинам, полностью так и не была реализована, напомнил Алексей Власов, но дал свой прогноз:

«Меняются отношения Ирана с США. Возможно смягчение режима санкций. На этом фоне экономические и финансовые предложения Тегерана по Центральной Азии уже, скорее всего, не будут встречать такого сопротивления со стороны Запада. Так что, возможно, именно иранский вариант, который не столь экономически конфликтен, как китайское предложение, в перспективе может быть рассмотрен Киргизией«.

Между тем иранский вариант железной дороги охватывает те страны, где собираются закрепиться США. Они уходят из Афганистана, но всячески пытаются закрепиться, прежде всего, в военном плане, и в Киргизии, и в Узбекистане. То есть поближе к границам и Афганистана, и Китая. С геополитической точки зрения это сужает возможности Китая в Центральной Азии.

Можно предположить, поэтому, что США будут всячески препятствовать реализации строительства железной дороги Иран-Китай через страны Центральной Азии. В том числе и потому, что она может стать для Тегерана дополнительным каналом экспорта нефти в Китай на случай какого-либо форс-мажора в Ормузском проливе. Поэтому Пекин, скорее всего, поддержит иранский проект.

Это, в свою очередь, объективно превратит страны Центральной Азии в поле усиливающегося противостояния США и Китая в регионе. И это может стать одним из решающих аргументов, когда политические элиты в Туркмении, Узбекистане и Киргизии будут принимать окончательное решение по строительству железной дороги на своих территориях.

Владимир Федоров

Источник: http://rus.ruvr.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня