Заявление премьер-министра Великобритании Дэвида Кемерона, в котором он призвал ввести в Британии более жесткие ограничения для въезда мигрантов из других стран ЕС, уже вызвало оживленные обсуждения проблемы мультикультурничества в Союзе.
Страны, которые всегда были рады мигрантам как низкооплачиваемой рабочей силе на рынке труда, теперь вводят новые ограничения, даже для своих соседей, поскольку безработица и инфляция стали для Европы сейчас самыми большими проблемами, и позволить себе дополнительную миграцию могут немногие страны. Потому что за новых жителей, получающих гражданство и старающихся жить на государственные пособия, нужно платить, а бюджеты стран ЕС в последние годы изрядно похудели. За три последних года рост ВВП Союза упал на 3% и пока что еврозона никак не может добиться нового роста.

Но не только экономический кризис обусловил такую смену Европейской политики. Аналитики утверждают, что в течение последних 10 лет эта тенденция потихоньку вызревала, а теперь просто ускорилась. Альберт Мехен из European Policy Institute рассказал «Главреду», что сейчас Европа видит только вершину айсберга, скрытого под водой. «Современные политики слабо себе представляют, что делать со старением наших наций и как регулировать потоки мигрантов. Ведь нам нужны рабочие, но так, чтобы их не было слишком много», — считает эксперт.
До кризиса эти процессы сдерживались доктринами либеральной демократии, европейские правительства были готовы доказывать свою демократичность и радостно принимали многих мигрантов. Когда же в 2000 году в Австрии к власти пришла ультраправая партия Йорга Хайдера, страна сразу стала изгоем в Европе. Но теперь правые силы становятся все влиятельнее и делают все, чтобы понравиться избирателям с лозунгами о засилье мигрантов в своих странах.
Именно поэтому политика терпимости и единства многих культур на базе Европы, похоже, не получит продолжения. Если о ее ревизии заговорили лидеры стран и обычно довольно сдержанные в своих высказываниях политики, это значит, что направление международного сотрудничества утратило свою экономическую и политическую привлекательность. Но чем его заменить, лидеры ЕС тоже не знают.
Остров невезения
В этом году катализатором для кризиса мультикультурничества послужил конфликт вокруг беженцев на итальянском острове Лампедуза. Он расположен вблизи Африканского континента, север которого в последние месяцы охвачен восстаниями и гражданскими войнами. Именно поэтому с января 2011 года на него потихоньку стали прибывать нелегальные мигранты из Туниса и Ливии. По словам Мартины Пармер из International Refuge Commission, до других островов Средиземного моря мигранты доплыть просто не смогли бы, поэтому их пунктом назначения стала именно Лампедуза.
Сначала власти Италии реагировали на это достаточно сдержанно, поскольку, по данным Комиссара ООН по делам беженцев, ежегодно несколько тысяч мигрантов через морские границы просачиваются в ЕС. Там их ждут временные лагеря, а потом либо европейское гражданство, либо обратный путь домой. Хотя, как утверждает Euro Stat, за последние 10 лет более 60% таких переселенцев получили гражданство ЕС, доказав, что они бегут от политических преследований.
Однако за три месяца на Лампедузу прибыло более 30 тысяч выходцев из Африки. Италия не могла их всех кормить и отправить домой. Тем более что, по мнению Альберта Мехена, если бы мигрантов стали отправлять назад, европейские правозащитные организации раздули бы скандал. Поэтому ситуация зависла в воздухе.
Поначалу она создавала сложности только лидеру Италии Сильвио Берлускони, поскольку приходилось выделять средства на содержание мигрантов. А они проводили митинги в городах Лампедузы, требуя больше денег. Но затем итальянский лидер решил не отказываться от помощи своих европейских коллег. Однако тут его ждал сюрприз. Следует сказать, что с самого начала войны ЕС и НАТО против Муаммара Каддафи Берлускони стал терять популярность в Европе. Все догадывались о его делах с ливийским диктатором, из-за которых он до последнего не хотел предоставлять свои аэродромы для авиации союзников. Поэтому и помогать с беженцами ему не спешили. Это подтверждает и то, что 14 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы приняла постановление, в котором просила страны ЕС помочь Риму. Но и это не произвело впечатления на соседей Италии.
Поэтому Берлускони прибег к последнему аргументу — начал угрожать выдать паспорта европейского образца всем африканцам и отправить их дальше на север. Но Франция, Германия и Британия выступили единым фронтом, обвинив итальянцев в эгоизме и пригрозив ввести пограничные посты.
Сама идея Шенгенского соглашения теперь уже многим кажется устаревшей и ненужной. «Страны во времена кризиса думают только о своей защите и потому не хотят действовать в пределах Союза. Именно поэтому единая визовая система оказалась под вопросом», — объяснила «Главреду» Мартина Пармер.
Европейцы хотят ограничить миграцию
Система общей терпимости к миграции, установившаяся примерно с середины 1990-х годов в Европе, по мнению экспертов Совета по международным отношениям, не оправдала себя. Ведь сейчас мигранты все равно в основном не интегрированы в общество. В докладе за 2009 год Совета по международным отношениям отмечается, что пока выходцы с других континентов имеют меньше возможностей получить хорошую работу и учиться, чем коренные европейцы. Они преимущественно живут компактно и не стараются влиться в жизнь новой родины.
С другой стороны, все признают, что во времена экономического расцвета ситуацию удавалось несколько сглаживать. Тогда ЕС показывал рост ВВП на уровне 7-8% ежегодно, и располагал средствами, чтобы расходовать их на мигрантов. Единственным исключением оставалась Франция, где периодически вспыхивали протесты «в гетто», в которых проживали мигранты из Африки. По мнению экспертов Centre for France Reform, критическая масса мигрантов из бывших колоний Парижа послужила катализатором для постоянных восстаний и городских бунтов.
Но экономический рост и политическая стабильность манили в Европу все новых переселенцев. Первые проявления недовольства местных жителей начались в сфере политики. После терактов 11 сентября 2001 года и взрывов в лондонском метро в 2005 году. Именно тогда парламенты Европы приняли первые постановления, ограничивавшие ношение мусульманской одежды в общественных местах, и ужесточили проверки на границах.
Экономический же кризис только обострил этот процесс. Когда в 2010 году Европа должна была выплатить более 200 млрд евро, чтобы три ее страны не объявили дефолт, денег на другие расходы уже не осталось. Поэтому правительства и заговорили о введении новых преград для мигрантов. Первым стал консерватор Дэвид Кемерон. Хоть это и не удивительно. Его партия всегда отличалась схожими взглядами, потом его аргументы подхватил Николя Саркози. Париж тоже поступает довольно логично, в 2012 году там новые президентские выборы, и нынешний лидер нации хочет остаться в Елисейском дворце, а антимиграционные настроения в его стране нарастают каждый месяц. Наконец, эту идею поддержала и Германия. Ангела Меркель понимает, что в ее стране растет уровень безработицы, он уже сейчас составляет 7%, поэтому нужно ограничить миграцию.
В результате всех конфликтов и заявлений Европа встала перед непростым выбором. Она, кажется, не в состоянии построить нужную ей синтетическую модель всеобщего благоденствия. И должна выбирать, за кого заступаться — за мигрантов или за своих граждан. Ибо уровень недоверия между этими группами увеличивается из года в год.
Если закрыть границы и запретить все мусульманские традиции, а именно они больше всего раздражают европейцев, то, по мнению Мартины Пармер, Брюссель не соблюдет свои собственные демократические нормы. Ведь в последние годы ЕС так гордился именно демократичностью своего строя. А если разрешить миграцию, столкновения между европейцами и мигрантами участятся. Пока не понятно, что именно выберут политики, но на саммите Большой двадцатки в Каннах, который состоится осенью 2011 года, намерены обсудить и этот вопрос. Не понятно и то, чем заменят политику терпимости в Европе и к каким последствиям это приведет.
Павел СИВОКИНЬ
«Главред», 18.04.11
Источник: http://glavred.info/archive/2011/04/20/191700-5.html