Европейский выбор Украины всерьез и надолго?

Post navigation

Европейский выбор Украины всерьез и надолго?

Роман российского руководства с правительством Виктора Януковича можно считать завершенным. Именно президентство Виктора Януковича окончательно убеждает — Украина состоялась как независимое государство, пишет Константин фон Эггерт. Более того, молодые украинцы, согласно опросам, весьма положительно смотрят на перспективу вступления страны в Евросоюз.

Константин фон ЭГГЕРТ, комментатор радио «Коммерсантъ FM» в Москве,  член британского Королевского института международных отношений Через неделю, 24 августа, Украина отметит свой двадцатый День независимости. Именно накануне этого юбилея стало ясно: роман российского руководства с правительством Виктора Януковича можно считать завершенным. Последние переговоры президентов Украины и России в Сочи вызвали волну анонимных комментариев в российской прессе со стороны представителей МИДа.

В них звучит, во-первых, нескрываемое раздражение арестом бывшего премьера Юлии Тимошенко. В 2009 году она подписала с Владимиром Путиным контракт на поставку газа, который ныне положен в основу обвинительного заключения. Таким образом, действия украинских властей в данном случае бросают тень и на российского премьера.

Во-вторых, те же самые неназванные дипломаты говорят, что никакого снижения цены газа Украине не светит, а если Киев станет задерживать платежи, то «Газпром» просто-напросто перекроет поставки газа.

Если бы это происходило еще пару лет назад, когда президентом Украины был ненавистный Москве «националист» Виктор Ющенко, то такие выпады были бы в порядке вещей. Но ведь сегодня в президентском кресле в Киеве сидит политик, которого многие до сих пор считают пророссийским.

Это представление очевидно ошибочно. Именно поэтому высказывания российских чиновников и официозных политологов все чаще содержат смесь обиды и удивления: «Мы так надеялись на Януковича, а он…».

Меня ситуация в российско-украинских отношениях не удивляет. Помню, еще в начале 2006 года во время очередных выборов в Верховную Раду я неформально общался в Киеве с политическими консультантами, работавшими на «Партию регионов» Януковича. Они просто рассмеялись мне в лицо, когда я по наивности употребил в отношении Виктора Федоровича характеристику «пророссийский».

«Да что вы, — сказал один из моих собеседников. — Он пророссийский, пока интересы России совпадают с его собственными. Перестанут совпадать — кончится и «любовь» к Москве». Вполне в духе постсоветской традиции, украинский президент полностью идентифицирует интересы Украины с интересами его самого и его друзей, партнеров по бизнесу и спонсоров, в основном, выходцев с востока Украины.

Если посмотреть на отношения Москвы и Киева за полтора года пребывания во власти Виктора Федоровича и команды, как принято говорить в России, «авторитетных предпринимателей», то можно констатировать: они сделали Москве три символические уступки. Но, похоже, ими решили и ограничиться.

Во-первых, продлили в 2010 году на 25 лет срок аренды севастопольской базы ВМФ России. Если верить военным экспертам, лет через десять большая часть находящихся там судов должна будет либо отправиться на металлолом, либо превратиться в плавучие музеи. И хотя символическое значение Севастополя для граждан России велико, его военно-стратегический потенциал крайне невелик.

Во-вторых, был свернут ряд созданных президентом Виктором Ющенко формальных структур, занимавшихся продвижением идеи евроатлантической интеграции Украины. Однако сотрудничество Украины и НАТО спокойно продолжается в рамках договоренностей о партнерстве.

Они были достигнуты еще в 1997 году при президенте Леониде Кучме, «крестном отце» Януковича (как, собственно, и Ющенко) в политике.

Наконец, в-третьих, лидеров украинского националистического подполья Степана Бандеру и Виктора Шухевича лишили присвоенного им посмертно Ющенко звания Героев Украины. Это, может, и приятно кому-то в России, но, в конечном счете, совершенно неважно в практическом смысле. Да и имена эти что-то говорят скорее старшему поколению российских граждан. Молодежи они незнакомы.

Кроме того, этот акт имеет не меньшее отношение к украинской внутренней политике, чем к связям с Россией — культовые фигуры украинских националистов весьма непопулярны на востоке и юге страны, где, в основном, и черпает свою электоральную поддержку Янукович и его «Партия регионов». Так что и здесь украинский президент не забыл о собственном интересе.

Если же посмотреть на другие темы, интересующие официальную Москву, то ситуация для нее выглядит не лучшим образом. Виктор Федорович наотрез отказывается передать под контроль Москвы компанию «Нафтогаз» Украины, хотя Владимир Путин не раз настоятельно просил его решить этот вопрос.

Янукович также не собирается обсуждать тему дипломатического признания Абхазии и Южной Осетии. Более того, Украина остается одним из главных альтернативных рынков сбыта грузинских вин и минеральной воды, запрещенных к ввозу в Россию.

Янукович демонстративно ведет переговоры по соглашению об ассоциации с Европейским Союзом, вместо того, чтобы присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Белоруссии — любимому детищу премьера Владимира Путина.

Не изменил он и подхода предыдущей украинской администрации к ситуации в Крыму. Киев по-прежнему поддерживает общину крымских татар как противовес русскому большинству.

Наконец, и про свои обещания способствовать приданию русскому языку статуса государственного, звучавшие до выборов, украинский президент элегантно забыл.

Наоборот, министр образования Дмитрий Табачник, считающийся одним из главных сторонников тесных связей с Москвой, по данным украинской прессы, находится в последнее время под угрозой отставки.

Нынешняя ситуация не лишена своеобразной иронии из-за того, что Москва вынуждена защищать украинскую оппозицию, обвиняя Януковича в отступлении от принципов демократии. В то же время сам украинский президент явно берет за образец созданную в самой России «вертикаль власти» (правда, постепенно выходящую в последнее время из политической моды).

Судьба украинской демократии — отдельная большая тема. Скажу только, что, по моему личному мнению, авторитарный режим в Украине установить если и можно, то крайне трудно. Слишком расколот на региональные и бизнес-кланы правящий класс и слишком хорошо запомнились ему уроки «оранжевой революции» 2004 года, когда политикам пришлось считаться с мнением народа.

Не говоря уже об индивидуалистическом и, в сущности, по-хорошему буржуазном национальном менталитете. И хотя я не верю в предсказания арестованной Юлии Тимошенко о грядущей скоро «новой революции», правительство Януковича очевидно играет с огнем, демонстрируя свое пренебрежение альтернативным мнением. Даже если это мнение такого, мягко говоря, неоднозначного политика, как Тимошенко.

События последнего года — повод для Москвы задуматься о своих отношениях с Киевом. Как это ни странно, именно президентство Януковича окончательно убеждает — Украина состоялась как независимое государство. Коррумпированное и не очень стабильное, с еще не вполне определившейся идентичностью и еще строящейся политической системой, но состоялось.

Более того, Украина вполне может и, скорее всего, в какой-то момент сделает европейский выбор. Молодые украинцы, согласно опросам, весьма положительно смотрят на перспективу вступления страны в Европейский Союз.

И тут приходит на ум еще один парадокс истории: десять лет назад политолог Сергей Марков, ныне депутат Государственной Думы от «Единой России» и один из самых громких адвокатов политики Путина, выдвинул лозунг: «Россия вместе с Украиной должны идти в Европу!» Будет забавно, если когда-нибудь, и, возможно, довольно скоро, он окажется по-настоящему актуальным.

Константин фон ЭГГЕРТ,

комментатор радио «Коммерсантъ FM» в Москве,
член британского Королевского института международных отношений

 

Источник: http://rus.postimees.ee/532708/evropejskij-vybor/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня