Имам шагает впереди

Post navigation

Имам шагает впереди

В политических и прочих сферах России обсуждается инициатива Рамзана Кадырова по смене названия должности. Уходя в отпуск, президент Чечни сообщил, что больше не хочет быть президентом Чечни, ибо: «В едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и т.д.».

Шаг, на самом деле, не такой уж и инновационный. От наименования «президент» в Северной Осетии, например, отказались еще в 2005 году. Таймураз Мамсуров уже тогда предпочел называться главой республики.

Первое известие о том, что Рамзан Кадыров не хочет быть президентом, многими наблюдателями было воспринято как демонстрация чеченским лидером верности федеральной вертикали власти. Картина выстраивалась вполне благостная: коль уж во главе страны стоит президент, то больше никаких президентов быть не может. А то получается какой-то намек на многовластие в стране.

Наиболее простодушные даже предположили, что чеченский лидер фактически выступил за «губернскую» модель устройства России.

Но последующие сообщения о том, что Рамзан Кадыров может стать имамом или мехк-да Чечни, внесли сумятицу в умы. И действительно — смена наименования с «президента» на «имама» в глазах мусульман будет означать не «понижение», а «повышение» авторитета.

Согласно «Большой советской энциклопедии», «имам» в переводе с арабского означает «находящийся впереди», предводитель. Имамами называют у мусульман духовных руководителей и наставников, глав общины, а также правителей теократического мусульманского государства.

Сегодня в Чечне есть должности имамов — это руководители религиозных общин, принадлежащие структуре духовного управления мусульман республики. Но Рамзан Кадыров, конечно же, в случае принятия такого названия будет не тем имамом, который подчиняется муфтию Чечни. Как разъяснил сам муфтий республики Султан Мирзаев, «по шариату Рамзан Кадыров имеет право на статус имама». «Рамзан Кадыров — имам среди своего народа», — уточнил муфтий.

Следует отметить, что в истории Чечни уже учреждали должность имама. Это было в XIX веке, в период Кавказской войны. Тот имамат известен по имени своего харизматичного лидера — Шамиля. Хотя не Шамиль был основателем имамата, но он возглавлял его основную часть существования. Историки называют то государство «Северо-Кавказским имаматом» или «Имаматом Чечни и Дагестана».

Собственно, возражения против такого «наименования» Рамзана Кадырова могут зиждиться на двух утверждениях. Первое — нынешняя Чеченская Республика не является (хотя бы формально) теократическим, исламским государством. Второе — должность «имама» может вызвать ассоциации с временами Кавказской войны, когда отношения северокавказских народов с Россией были, мягко говоря, не очень теплые.

Сторонники нового имамата в ответ могут сказать, что наименование «имамат» исторически более традиционно, нежели иноязычное слово «президент». Правда, в этом случае с мечтаниями о стройной вертикали власти, где один президент, а все главы регионов — «под одну гребенку», можно уже не вспоминать.

Если Чечне более традиционным кажется слово «имам», то для глав Краснодарского края и Ростовской области будет исторически более верным наименование «атаман». Ведь губернаторов на Кубани и на Дону никогда не было.

Глава Калмыкии может претендовать на звание «хан». Якутию будет вправе возглавить тойон. Главы Тверской, Смоленской, Владимирской и других центральных областей закономерно могут переименоваться в князей. Ну а Калининградскую область, с учетом ее особой истории, возглавит король.

Впрочем, предложение учредить должность «имама» со стороны Рамзана Кадырова могло быть лишь пробным шаром или отвлекающим маневром. Почти одновременно появился вариант называть главу Чечни «мехк-да». В переводе с вайнахских языков это слово означает «глава страны, отец народа». Предложение о введении слова «мехк-да» ранее уже звучало в Чечне в 1990-е годы. Неофициально «мехк-да» называют главу своей республики и ингуши.

Формально «мехк-да» можно перевести на русский язык и как глава региона. Но «мехк-да» — это больше чем управитель территории. Это отец нации. В этом смысле слово «президент» выглядит как более «мелкий» термин. Ведь, как известно, президент — это всего лишь председатель. Председателя можно сменить и переизбрать, а вот «отца нации» — попробуй…

По мнению Рамзана Кадырова, президент в стране должен быть только один. Но президент страны и «мехк-да» Чечни — это разные люди. Получается, что президент Дмитрий Медведев для Чечни — не мехк-да, не «отец нации». А кто главнее в глазах народа — президент или мехк-да — догадайтесь сами. Переведите эти слова еще раз на русский язык.

За время 1990-х — 2000-х годов россияне привыкли думать, что президент — это самый главный. В действительности же в некоторых странах (например, в Германии) президент играет декоративную роль. Такую же, как королева в Англии. Реальная власть находится в руках премьера, кабинета министров или парламента. Иногда в таких странах премьер, глава кабмина или спикер парламента, невзирая на президента и другие ветви власти, сосредотачивают в своих руках столько власти, что становятся настоящими «вождями нации».

Прямо как мехк-да.

Дмитрий РЕМИЗОВ

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня