Иран и Турция становятся союзниками?

Post navigation

Иран и Турция становятся союзниками?

В Тегеране ожидают скорого приезда президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Визит главы Турецкой Республики будет проходить в непростые для всего региона времена, когда на фоне катарского кризиса обвинения со стороны государств Персидского залива звучат не только в адрес Дохи, но и в адрес самой Анкары. Так, Объединенные Арабские Эмираты призвали Турцию прекратить «колониальные» действия в Сирии.

Иран и Турция становятся союзниками?

Подобные доводы озвучил на пресс-конференции с главой МИД РФ Сергеем Лавровым его коллега из ОАЭ Абдалла бен Зейид аль-Нахайян. «Наряду с внутренней политической ситуацией сирийская проблема возникла в результате вмешательства внешних сил. В частности, Иран и Турция действовали для ослабления суверенитета Сирии, поэтому они должны прекратить вмешиваться в конфликт», — заявил арабский министр.

 

Основным поводом для заявления, очевидно, стала продолжающаяся дипломатическая блокада Катара

.

Впрочем, в области двусторонних отношений между Турцией и Ираном действительно заметны признаки сближения. Так, в этом месяце Анкару посетил глава Генштаба иранских Вооруженных сил Мухаммед Бакри. На повестке этого визита и его переговоров с турецким коллегой Хулуси Акаром, как сообщалось, стоял сирийский кризис, который приобрел новую форму в свете ослабления ряда повстанческих умеренных группировок в Сирии и разлада в «аравийской» семье. Напомним, что Тегеран и Анкара наряду с Россией являются гарантами сирийского перемирия, подписанного в рамках «астанинского формата», хотя первый был привлечен к этой мирной формуле гораздо позднее российско-турецких договоренностей.

 

Важнейшей проблемой, которую должно обсудить турецкое и иранское руководство, станет курдская государственность. Осенью власти Иракского Курдистана намерены провести референдум о независимости. Голосование, которое может привести к созданию первого курдского государства, не устраивает ни Тегеран, ни Анкару. «Эти страны нашли взаимопонимание по референдуму, — заявил начальник Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов. — Видимо, Эрдоган вынужден пойти на поводу у националистов, которые видят в любом проявлении курдской государственности угрозу для Турции. То же самое происходит и в Иране». В связи с этим план противодействия подобным попыткам Курдистана отделиться от Ирака будет ключевой темой.

 

«Эмираты изначально были наиболее последовательными противниками так называемого политического ислама, который поддерживает Турция, — также напоминает Семенов. — Соответственно они на этом фоне выступают скорее за секуляризацию всего Ближнего Востока, с этим связана их поддержка сирийских курдов. Когда было принято решение о том, что международная коалиция будет оказывать им военную помощь, именно Эмираты начали поставлять курдам свои бронетранспортеры. Это был ясный сигнал для турецкой стороны. Кроме того, если на волне противостояния в Сирии Саудовская Аравия поддерживала либо салафитские группировки, либо светские, то Эмираты поддерживали исключительно секуляристов». Впоследствии светская часть сирийской оппозиции оказалась в «Демократических силах Сирии» — многонациональном альянсе, костяком которого считаются курдские военные формирования.

 

Аналитик напоминает, что виток обострения между Турцией и ОАЭ пришелся и на то время, когда в Турецкой Республике произошла попытка военного переворота в 2016 году. «Были обвинения, что к этому были причастны в том числе и Эмираты», — пояснил Семенов.

 

Другим витком напряженности стал катарский кризис, в ходе которого Анкара поддержала Доху и даже заявила об усилении контингента на своей военной базе, расположенной на территории блокадного эмирата. «ОАЭ будут гораздо более жестко действовать в отношении как Катара, так и Турции», — полагает Семенов.

 

Эксперт указывает на то, что Саудовская Аравия и Объединенные Эмираты уже оказали влияние на динамику сирийского вооруженного конфликта, сократив помощь сирийским группировкам. «Большую роль сыграло то, что они переориентировались на решение йеменского конфликта, а Сирией стали заниматься просто по остаточному принципу», — заключил Семенов.

 

Игорь Субботин

http://www.ng.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня