Истина торжествует часто, к сожалению, слишком поздно, но к счастью — почти всегда

Post navigation

Истина торжествует часто, к сожалению, слишком поздно, но к счастью — почти всегда

К 70-летию Рефата Годженова

Вот и Рефату Годженову 70 лет. 55 лет непрерывной борьбы и служение высшему идеалу. Многие тысячи встреч, многие сотни тысяч километров прошли, проехали, пролетели и проплыли вместе. Не осталось в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Азербайджане, России и Крыму населенного пункта, где компактно проживали наши соотечественники, в которых бы мы не побывали. Природа нас наделила разными характерами, и способностями, но вместе мы дополняли друг друга и тянулись друг к другу. Рефат — моя противоположность, его почти невозможно вывести из равновесия, он толерантен, осторожен и гибок в оценках, свободно общается с разными людьми по уровню интеллекта и возраста очень общителен, у него огромный круг знакомых, очень энергичен и неутомим. Его энергии поражаешься. У него отличная память на людей, тем более учитывая их огромный круг, но плохая память на ориентацию местности. Большая любовь и пристрастие к сельскому хозяйству, к земле.

У меня был транспорт, гаражи, у него — огороды, парники и теплицы. Общим у нас было огромное стремление к торжеству справедливости, обида за бесправное положение нашего народа, и неуемное желание, во что бы то ни стало, добиться возвращения на родину, не только самим, но со всем народом. Рефат со школьной скамьи был общественником, опять же в противоположность мне. Старательный в учёбе, комсомольский вожак, лидер, у которого всегда были общественные идеи и неуемная воля в их достижении.

Родившись на благодатном берегу Черного моря, прославленном Судакском регионе, в селе с древним названием Капсихор, он, по злодеянию властей, оказался в засушливой, пронизанной ветрами Дальверзинской степи, где в неимоверных, бесчеловечных условиях вымирал высланный крымскотатарский народ.

Бог, наверное, сам ужаснулся, творимому на земле кромешному аду, которого нет и в преисподней, и сжалился над частью обреченных на голодную смерть и приостановил это кощунство, сохранив часть народа. В эту сохранившуюся часть, по божьей воле попал и Рефат, сын Асана Годжена из Капсихора. Меня всегда удивляло, как мои соотечественники из деревень, не зная фактически русского языка, без подготовки начали учиться в русских классах. Рефат вместе с остальными ребятами не знал русского языка. Он вспоминал, что в классе была только одна русская девочка Таня Колесниченко, остальные — крымские татары. Учительница оказалась крымской татаркой Фериде апте, которая и обучила языку, иногда отпуская подзатыльники, обзывая дундуками. Школу Рефат окончил с хорошей оценкой по русскому языку. В 9-ом классе вступил в комсомол и активно вёл комсомольскую работу

Стремление не только помочь своему народу возвратиться на родину, но и облагородить и обеспечить всё человечество, обузданной ядерной энергией, осуществить термоядерный синтез, подвигло его поступить в Университет на отделение ядерной физики.

Прошёл ХХ съезд КПСС, вернулись ранее выселенные народы. Были отменены условия комендантского надзора, но крымские татары оставались в местах ссылки. Вместе со школьными товарищами Рефат задумывается над созданием Союза крымскотатарской молодёжи. Создают основу Союза, в которую входят Идрис Идрисов (Мустафаев), Аблямит Киик, Зекки Аблялимов, Шевкет Конаков, Ибраим Кепекчи, Сеитмемет Сейдаметов. После окончания школы был призван в ряды Советской Армии и служил в г. Термезе. Будучи спортсменом, перворазрядником стайером, был замечен командиром, направлен в школу сержантов, на первом же комсомольском собрании был выбран секретарём комсомольской организации батареи. Через полтора года был избран освобожденным секретарём комсомольской организации дивизиона. В то же время не прерывал связи со своими школьными товарищами, вёл активную переписку и в основном о предстоящей борьбе и расширении Союза крымскотатарской молодёжи. К переписке подключился Рефат Чайлак. Командование отметило активность Рефата и предложило ему вступить в компартию. Дали рекомендацию и приняли кандидатом, кроме того, предложили учёбу в Ленинградской высшей партийной школе. Но направленные в ЛВПШ документы вернулись с пометкой «крымский татарин». Демобилизовавшись, сразу же подал документы в Среднеазиатский Государственный Университет, и отправился к армейскому товарищу Ахмеду Асанову, жившему в районе инструментального завода. По пути в автобусе знакомится с Рамисом Кубетдиновым. Они договариваются о дальнейших встречах. Через месяц на лекции о международном положении знакомится с Иззетом Хаировым, который уже был членом КПСС и разделял его воззрения. К ним присоединяется член партии с географического факультета Зулейха Сулейманова. Эта группа совместно со школьными товарищами становится основой Союза крымскотатарской молодёжи. Предвидя возможные противодействия, стараясь не входить в конфликт с законом в основе Союза, не организации, а именно Союза, провозглашают ленинскую национальную политику. Художник Зеки Аблялимов рисует эмблему — на фоне Крыма с профилем Ленина.

За полгода были налажены связи со многими учебными заведениями Ташкента. Не скрываясь, взяв за основу законы СССР, партийную программу КПСС, молодые люди активизируют свою деятельность по расширению своих связей и подготовку к политической деятельности по вовлечению всего крымскотатарского населения в активное национальное движение. Эта активность не осталась незамеченной для правоохранительных органов. Первое расширенное, общее собрание молодых, наивных людей в апреле 1962 г., было прослушано КГБ, полностью записано и проанализировано. По всей вероятности руководство КГБ эту ночь тоже не спало, ибо утром наиболее активные участники собрания были арестованы. С наиболее радикальными воззрениями и предложениями о создании подпольной организации со своим уставом, выступили Марат Омеров и Амза Умеров.

Несмотря на то, что эти радикальные воззрения не были подержаны большинством присутствовавших, органы решили провести превентивные меры, и утром четверо участников были арестованы. Причём при аресте у Марата были обнаружены подготовленные устав тайной организации, а у Амзы — написанное им и зачитанное на собрании стихотворение, которое и после развала СССР он не осмелился опубликовать.

Рефата, он тогда работал в воинской части, после трёх собраний партийной ячейки с участием представителя КГБ, несмотря на активную защиту большинством коммунистов, исключили из состава компартии.

Рефат не сломился, не отказался от своей страстной идеи помочь своему народу в обретении родины, чести и равноправия. Единственно, он сделал соответствующие выводы, узнал о способах работы КГБ, основных принципах и поводах для обвинения и судебного преследования активистов.

Любой психически нормальный человек должен избегать тюремного заключения. Не суды должны быть целью, чтобы попасть за решётку много ума не нужно. Главное — добиться цели, работая с народом и властью, если не обладаешь силой, то действуй умом.

Благодаря своей целеустремлённости, стойкому характеру, несмотря на молодость Рефат поддержал и продолжил ту тактику и стратегию, которую разработали Мустафа Селимов, Джепапар Акимов, Бекир Умеров, Бекир Османов, Эшреф Шемьизаде и другие. Именно эта тактика позволила сохранить национальное движение от разгрома в течение нескольких десятилетий и привела, в конечном итоге, к победе.

Новоиспеченных историков национального движения не смущает, что в «годженовской» группе были наши старшие заслуженные товарищи. В 1972 году, когда многие активисты выехали в Крым, некоторые устранились после репрессий, началась вторая волна. Появляется необходимость создания группы ответственных людей за судьбу народа в объединении. Они возложили на себя ответственность за будущее народа. Родилось обращение за подписью 22 представителей народа, опубликованное недавно в газете «Къырым», под рубрикой «МАКК» в №№ 98(1058) и 99(1059). Где говорится: « По просьбе и поручению своих соотечественников мы дали своё согласие быть их представителями по доведению и постановке вопроса возвращения на родину, перед партийными и государственными инстанциями».

Просьба быть представителями от имени народа была направлена многочисленными письмами тридцати нашим товарищам, но не все в тот период осмелились подписаться под обращением и возложить на себя указанные в обращениях обязанности. Согласились взять на себя груз обязанностей и подписались под обращением быть представителями народа:

Герои Советского Союза — Абдураим Решидов, Узеир Абдураманов, Сеитнафе Сеитвелиев; Комиссары партизанского движения в Крыму — Мустафа Селимов, Нафе Билялов, Рефат Мустафаев; Ветераны ВОВ — член Союза писателей СССР Шамиль Алядин, подполковник в отставке Халил Чалбаш, гвардии майор медицинской службы Энвер Аблаев, политрук Вели Сулейман, офицеры Эдем Халилев, Аблямит Умеров; один из первых комсомольцев Крыма, член КПСС с 1923 года Бекир Умеров; профессор из Баку Осман Вагапов; рабочий коммунист Расим Усеинов; бывший нарком юстиции Крымской АССР Ягъя Касымов; бывший агроном Крыма Сеферша Джемилев; молодые коммунисты — Осман Мустафаев, Энвер Калафатов, Иззет Изединов; физик Рефат Годженов; строитель Руслан Эминов.

Эта группа в течение многих лет вела активную работу. Только перечень обращений, приёмов, встреч в партийных органах, не говоря о встречах с нашими соотечественниками, перечень активистов связанных с нами, подготовленный мной, занимает 18 подобных страниц и никак не вмещается в рамки одной статьи, нужна книга.

Даже все старания и злобные инсинуации некоторых выскочек не смогли подорвать многолетнего авторитета среди крымских татар преданного народу Рефата Годжена.

С того печального события, обусловившего нашу встречу и многолетнюю дружбу, прошло 48 лет повседневной борьбы. Изменилась государственная система, наш народ частично вернулся на родину, но ещё не достиг своей цели, а Рефат Годженов всё ещё такой же активный и продолжает свою борьбу за идеалы, захватившие его на заре юности, и не чувствует бремени лет, только голова побелела, такой же энергичный землепашец, садовод и общественный деятель. Стремление людей, историков к познанию истины, было и будет неиссякаемым. Появятся честные, не ангажированные историки, откроются архивы, и потомки узнают, кто есть кто. Истина торжествует почти всегда, правда, часто, к сожалению, слишком поздно, но к счастью почти всегда.

Руслан ЭМИНОВ, г. Севастополь

«Полуостров» №45 (349), 13 – 19 ноября

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня