Как балансировать между Востоком и Западом?

Post navigation

Как балансировать между Востоком и Западом?

Январская резолюция ПАСЕ сигнализирует о том, что не все ладно в государстве украинском. Повлияет ли она на доктрину нашей внешней политики? Законом «Об основах внутренней и внешней политики» Украина определяется как европейское внеблоковое государство, которое осуществляет открытую внешнюю политику и стремится к сотрудничеству со всеми заинтересованными партнерами, избегая зависимости от определенных государств или международных структур.

 

А Законом «Об основах национальной безопасности Украины» прописана интеграция нашей страны в европейское политическое, экономическое, правовое пространство и развитие равноправных взаимовыгодных отношений с другими государствами мира в украинских интересах.

Прописанные законом нормы не мешают политикам продолжать разговоры о том, с кем будет Украине лучше, и о вероятности изменения внешнеполитических ориентиров.

На сегодня имеем

Законом «Об основах национальной безопасности Украины» прописана интеграция нашей страны в европейское политическое, экономическое, правовое пространствоСтремительное сближение Украины с Европой прервалось, вернее, приостановилось после декабрьского саммита Украина-ЕС в Киеве. Несмотря на долгую и тщательную подготовку документов, Соглашение об ассоциации парафировано не было, процедура была отложена до «лучших времен», но дата этих «лучших времен» назначена не была. Впрочем, в риторике Евросоюза звучали вполне различимые маркеры дороги, ведущей нас в Европу, и назывались такие пункты, как Тимошенко и Луценко. Но украинская власть наделяет эти «пункты» иной смысловой нагрузкой, чем Европа: если там они — лидеры оппозиции, то украинское правосудие квалифицирует их как государственных преступников.

А после резолюции ПАСЕ, в которой, помимо акцентов на политическом преследовании, уже появились вопросы и к некоторым украинским законодательным актам, Европа отдалилась от нас еще больше.

Зато на северо-востоке Украину ждут вечно распахнутые объятия. Российская Федерация устами главы своего правительства не устает приглашать к сотрудничеству в любом формате — то ли Таможенного, то ли Евразийского союза. Плюсы союза и минусы неприсоединения Россия доказывает тут же и наглядно — экономическими методами: ценой на газ, претензиями к качеству импортируемого товара. А недавно дошло даже до дележа Чебурашки. Родного с детства мультипликационного героя запрещают выпускать украинским производителям игрушек, закрепив за ним российское гражданство. Подчеркивая тем самым, что врозь — так врозь. Неизвестно, как будем в случае объединения в ТС делить Чебурашку, но нашу ГТС предлагается поровну.

 

Официальный Киев

Несмотря на отсутствие реальных евроинтеграционных результатов, Министерство иностранных дел Украины довольно итогами своей работы. «Переговоры и техническая работа по подготовке Соглашения к парафированию с обеих сторон завершены», — констатирует директор департамента политики и безопасности МИД Украины Василий Филипчук. Но не отрицает, что «сейчас мяч находится на поле Европейского Союза». Из очень дипломатичного высказывания г-на Филипчука о том, что в связи с вызовами, которые вносит жизнь — кризисом в Евросоюзе, протестными движениями в ряде африканских стран — приходится «модифицировать внешнюю политику», не совсем понятно, какие у МИДа относительно нее планы. На прямой вопрос, нужна ли Украине новая внешнеполитическая доктрина, чиновник ответил: «Любой ответ — и да, и нет — он и правильный, и неправильный». Если попытаться перевести причудливый язык дипломатии на человеческий, это может означать, что с новой доктриной либо еще не определились, либо не хотят ее озвучивать.

Выбор определят выборы

Тема внешней политики всегда была показательной во время выборов. На будущих тема внешней политики будет менее задействована: если ранее разграничение между политическими лидерами и партиями шло по теме «вы за Европу или за Россию», то сегодня этот спич эксплуатироваться будет значительно меньше и только определенной политической силой. В свое время Президент Виктор Янукович шел на выборы с обещанием улучшить отношения с Россией. Но сейчас, как говорит Ирина Геращенко, народный депутат Украины, «это выглядит как шутка, потому что сейчас отношения хуже, чем два года назад, при оранжевой власти». Хотя «градус» отношений не поддается математическому определению, очевидно, что украинско-российские отношения претерпевают кризис.

 

Российский рецепт улучшения отношений оказался неприемлемым даже для нынешней украинской власти, о чем свидетельствуют затянувшиеся переговоры по газу, а также звучащие от некоторых представителей правительства заявления, которые еще вчера невозможно было себе представить, касающиеся некорректности реплик определенных российских структур. Поскольку процесс налаживания партнерского диалога с Россией обещает быть нелегким, так как замешан в первую очередь на экономическом интересе не просто страны, но и отдельных ее представителей, ведущих переговоры, то тема восточного вектора в предвыборный период будет затрагиваться более осторожно, чем в выборах президентских, и не будет превалирующей.

Зато ставка на европейскую интеграцию будет беспроигрышной, причем по ряду причин. Во-первых, она не вызывает резкого неприятия ни у какой части населения Украины. Во-вторых, правящей партии очень выгодно подписать Соглашение об ассоциации с ЕС до выборов, потому что после подписание будет зависеть от того, насколько честно они прошли. Но если даже до подписания дело не дойдет, риторика и провластных и оппозиционных кандидатов все равно будет проевропейской.

«Сами придут, и сами все дадут»

Нет сомнений в том, что надо искать баланс и определенную гармонию интересов между внешними векторами. Проблема с тем, как это применять на практике.

Например, политолог Владимир Фесенко считает, что «неправильно, когда мы каждый год меняем стратегические векторы, сейчас, скорее всего, шарахаться никто и не будет», и предлагает занять выжидательную позицию как по отношению к Западу, так и по отношению к России.

Главный вызов, спровоцировавший накал ситуации внутри страны и напряжение в диалоге с ЕС, вызван делами по членам бывшего правительства. «Ничто не указывает на то, что дело Тимошенко готовы принести в жертву ради улучшения внешнеполитической ситуации. В этом случае надо либо объяснять ситуацию европейским партнерам, чтобы там она стала понятной, либо придется ждать, пока Европа изменит свое отношение к Украине и делу Тимошенко, а быстро это не произойдет». Но рациональное решение резонансных политических дел, по мнению политолога, могло бы способствовать улучшению отношений с Европой.

А в том, что реакция Украины на решение Европейского суда по делу Тимошенко будет иметь чуть ли не решающее значение, не сомневаются даже в парламентском большинстве.

Второй фактор, который благоприятно скажется на отношениях с ЕС, — парламентские выборы с минимумом нарушений и конфликтов. В случае масштабных нарушений проблемы будут не только во внешних, но и во внутриполитических отношениях. Если Запад увидит, что выборы прошли нормально, что оппозиция имела на них определенный успех, то и без разрешения ситуации Тимошенко это уже будет позитивный сигнал для Европы.

А в отношениях с Россией лучше определяться после выборов там нового президента. И хоть вариантов у соседей немного, со сменой главы государства риторика в адрес Украины может все же измениться и стать не такой воинственной. Особенно в свете того, что Украина для них — один из наиболее важных партнеров в сфере энергетики.

Стоит также подумать и о том, как мы можем отстаивать свои интересы по договору на поставки газа, заключенному в 2009 году, в Стокгольмском арбитраже. Это дело длинное и непростое. Но его решение может усилить наши позиции в переговорах с россиянами.

Да и с ТС придется так или иначе искать баланс отношений. Разумеется, не в плане «вступать не вступать», а в плане определения экономических отношений, поскольку он остается одним из наших самых главных торговых партнеров. Спешить в этом направлении необязательно, но договариваться нужно. Как и нужно рассматривать любые другие варианты взаимовыгодного партнерства. В этом году, например, открывается очень интересная возможность сотрудничества в связи со строительством вокруг Черного моря кольцевой дороги. Несмотря на согласие Турции на строительство Южного потока, которое она дала буквально через несколько дней после дружественного визита в их страну нашего президента, деваться от нее нам некуда, она становится региональным лидером.

А политический консультант Владимир Цыбулько предлагает Украине побороться за участие в таком объединении как БРИКС: по его мнению, место России в этом союзе может вскоре оказаться вакантным, а у нашей страны есть хороший задел сотрудничества с Бразилией и Индией.

Не министерством единым

Для внешнеполитической деятельности усилий одного Министерства иностранных дел недостаточно. В структуре исполнительной власти пока не определено место общественного сектора. Общественное давление или социальный диалог украинских организаций в ряде стран, которые работали бы с землячествами или посольствами в рамках культурных инициатив — это мощный инструмент. Он может не только формировать мнение, но и оказывать давление на политиков как избиратель. Или не оказывать, как, например, в ноябре прошлого года во Франции, когда не прошел законопроект о признании украинского Голодомора геноцидом украинского народа…

Наталья КОНДРАТЬЕВА,

«Главред»

 

Источник: http://glavred.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня