Картины из моего детства

Post navigation

Картины из моего детства

Вторая мировая война и преступное изгнание крымских татар со своей исторической родины — Крыма обрекли людей на мучения. Трагическая судьба моей семьи — отражение трагической судьбы всего моего народа. 


Родилась я в г. Акмесджиде по ул. Жуковского, 4. В семье было четверо детей. Отец Абдурахим Зекирьяев, 1907 года рождения, работал в Пищепромсоюзе в Акмесджиде, и после, еще некоторое время до войны — директором Симферопольской табачной фабрики, мама была домохозяйкой.

Сотрудники Пищепромсоюза. А. Закирьяев сидит в первом ряду крайний слева, г. Акмесджид (1930-1940 гг.)

Началась война. Отец попрощался со всеми нами и ушел на фронт, больше мы его не видели. Маме с нами, четырьмя детьми, было очень тяжело. Акмесджид бомбили, кругом перестрелки, на улицу нельзя было выйти, фашисты хватали и сажали. Мы спрятались в подвале, кругом крысы, есть нечего, всю ночь бомбили, а к утру затишье. Я выбежала во двор, наш дом был без стекол, двери вышиблены и разбиты.

 

Я содрогнулась, увидев на дереве оторванную голову с длинными волосами. Выбежала на улицу, а там на виселице висит наш дворник, а в соседнем доме громко плакала женщина над трупом девочки без головы. 6 трупов были накрыты простынями, это были жильцы нашего дома. Я подошла к матери девочки и сказала, что на акации висит голова ее дочери. Как нам всем было очень тяжело!

Была карточная система, с вечера занимали очередь, к утру по очереди давали по 200 г хлеба на каждого члена семьи. Как мы ждали прихода наших войск! Наконец наступил апрель 1944 года. Крым освободили от фашистских захватчиков.

Под утро 18 мая к нам в дверь громко постучали, объявили, что нас выселяют.

Нас всех затолкали в вагоны для перевозки скота. Помню, что было холодно, очень хотелось есть. Когда доехали до г. Саратова, состав остановился, нам объявили, что поезд будет стоять 20 минут. Люди вышли на улицу, чтобы купить что-нибудь. Мама вышла обменять свои золотые серьги на хлеб, но состав внезапно тронулся и мама осталась в Саратове.

 

Так мы доехали до какой-то станции, была глубокая ночь. Нас всех высадили. Утром подъехали трактора с прицепами, погрузив людей, повезли в Верхне-Волынский район. Нас, четверых детей, как сирот сдали в детский дом. Через месяц мама нашла нас и мы отправились в город Сырдарью, куда попал наш дедушка Зекирья Ибраимов, 1874 года рождения. Но вскоре, 24 декабря 1944 года, он умер, сердце не выдержало выпавших страданий.

наш дедушка Зекирья Ибраимов, 1874 года рождения, умер 24 декабря 1944 года - его сердце не выдержало выпавших страданий

От отца не было никаких вестей, так он и не вернулся с войны.

После окончания 8 класса я поступила в торгово-кооперативный техникум. После завершения учебы меня направили на работу в Самарканд. Вышла замуж, родила двух детей. Наша мама так и не дожила до сегодняшних дней, она очень мечтала вернуться на родину, в Крым, умерла на чужбине в 1986 году.

Из нашей большой семьи Зекирьяевых никого не осталось кроме меня. Вот что сделали с нами эта проклятая война и изгнание со своей исторической родины.

Возможно, увидев эту фотографию, кто-то узнает своих родных и сможет дополнить мои воспоминания об отце.

 

Усние МУСТАФАЕВА,
г. Акмесджид (Симферополь)
Газета «Голос Крыма»

№ 5 (955) от 01.02.2013 г.

Фото: Сотрудники Пищепромсоюза. А. Закирьяев сидит в первом ряду крайний слева, г. Акмесджид (1930-1940 гг.)

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня