Киев на геополитическом распутье

Post navigation

Киев на геополитическом распутье

Украина Россию потеряла и Запад не приобрела

Культовый украинский поэт Василь Симоненко, рано ушедший из жизни в разгар хрущевской оттепели, написал стихотворение «Украине», в котором есть слова: «Пусть молчат америки и россии, когда я с тобою говорю!».

Украинские политики из разных политических лагерей, неизменно отдавая дань памяти Симоненко (равно как и другим классикам украинской литературы), при этом пытаются не замечать этих строк, то и дело прислушиваясь то к голосу Москвы, то к телефонным звонкам из Брюсселя, то к директивам из Вашингтона. Но сейчас — в условиях, когда мировая архитектура терпит серьезнейшие изменения, Украина оказалась перед новым геополитическим выбором.

2008 год стал знаковым для мира в целом. Признание странами Европейского союза и Соединенными Штатами независимости Косово, а также последующее признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии поставили точку на том мировом порядке, который сложился после Второй мировой войны и был оформлен в Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Война вернулась в арсенал государственных деятелей и превратилась в приемлемый инструмент мировой политики. В мире произошли серьезные тектонические сдвиги.

Украинская многовекторность

Украина с самого начала своего независимого существования взяла курс на развитие отношений, характеризующихся как «многовекторность». По сути, многовекторность всех в Украине устраивала. Гением многовекторности был, к примеру, Леонид Кучма. Придя к власти как пророссийски ориентированный политик, он в первые годы своего президентства начал выстраивать тесные отношения с Соединенными Штатами (чего только стоит сотрудничество между Украиной и США в рамках комиссии Кучма-Гор), совершил несколько визитов в Вашингтон, дважды с официальным визитом в Киеве побывал Билл Клинтон. В 1995 году Кучма даже был удостоен престижной Премии имени Кеннеди — за вклад в развитие демократии. Но после смены администрации Белого дома и прихода к власти республиканцев Кучма попал в немилость: новому президенту Джорджу Бушу было необходимо вынести на свет коррупционные скандалы, в которых были замешаны его предшественники. Так, стали появляться материалы о непрозрачных схемах в рамках деятельности комиссии Кучма-Гор, потом появились данные (не подтвержденные впоследствии) о причастности Украины к поставкам вооружения Ираку. Венцом атак на Кучму стали события 2000-2002 годов, когда явно при вмешательстве США проходили кампании «Украина без Кучмы» и «Восстань, Украина!», направленные на смену власти в стране. Однако эти кампании определили и новый курс Леонида Кучмы — в начале 2003 года он резко переориентировался на Россию. Хотя заигрывания с северо-западным соседом в политике Кучмы наблюдались постоянно. Он делал шаг в сторону Запада — и после этого неизменно совершал шаг в сторону России. Подписав декларацию о намерении Украины вступить в НАТО, Кучма тут же подписал Большой договор с Российской Федерацией, обеспечивающий присутствие российских военных баз в Крыму. Протолкнув через парламент закон об основах национальной безопасности, в котором закреплялись евроинтеграционные приоритеты Украины, Кучма тут же включился в разработку основ единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Как результат — удавалось избегать острых столкновений украинско-российских интересов (возможно, за исключением ситуации вокруг острова Тузла), а Украина неизменно получала российский газ по цене 50 долл. за тысячу кубометров.

«Печерские мечтатели»

Все поменялось после оранжевой революции. Новая властная команда заявила о необходимости форсированного членства Украины в Европейском союзе и НАТО. Первая эйфория, последовавшая за постреволюционными событиями, слегка отрезвила Запад: оранжевая команда поразила многих своей коррумпированностью, непрофессионализмом, недоговороспособностью, неумением принимать решения и шапкозакидательством. При этом Виктор Ющенко и руководители его внешнеполитического ведомства неизменно заявляли: через год-два мы вступим в ЕС, через полгода нас примут в НАТО. Дошло до того, что один высокопоставленный чиновник на совместной с послом Швейцарии пресс-конференции, в ответ на размышление посла — мол, Швейцария не является членом ЕС и не считает это проблемой, ответил: «Ничего! Скоро Украина вступит в Европейский союз и поможет Швейцарии!» Казус быстро замяли — решили, что это шутка такая.

«Печерские мечтатели» (основные органы власти в Украине расположены на Печерских холмах Киева) просчитались в своих прогнозах, а главное — не смогли предвидеть в 2005 году то, что уже через несколько лет мировая архитектура начнет резко меняться. Хотя в аналитических разработках четырехлетней давности присутствовали предупреждения о быстрых и серьезных переменах. Беда украинских элит — это неумение мыслить стратегически. К слову, это беда и российских элит, но в Российской Федерации существует хотя бы имитация стратегического подхода. В Украине же повсюду чувствуется сиюминутность, желание жить по принципу «после нас — хоть потоп».

Серьезные перемены в мировой политике, а также участившиеся внутриполитические дрязги в Киеве привели к тому, что сегодня официальный Брюссель фактически потерял интерес к Украине. На Украину в Евросоюзе смотрят боковым зрением, при этом настороженно относясь к ней как к: а) зоне потенциальной нестабильности и б) как к элементу в системе «американского пояса» в Европе. Во всяком случае, Ангела Меркель и Николя Саркози не только не дают никаких перспектив для членства Украины в европейских и евро-атлантических структурах, но и всячески пытаются выстраивать систему, которую можно охарактеризовать словами «Европа от Атлантики до Владивостока, но без Украины».

На последнем саммите в Мюнхене президент Франции сказал о том, что многие страны видят огонек в окне НАТО и мчатся на него, не задаваясь вопросом, а рады ли гостям хозяева? Эта фраза полностью отрезвила украинских политиков, тем более понимающих неопределенность своего статуса и своей ситуации после прихода к власти в США Барака Обамы и демократов. Ранее Украине можно было считаться одним из форпостов американской политики в Европе, активизировать работу ГУАМ и чуть ли не ежемесячно продуцировать мертворожденные формы типа Содружества демократического выбора. Теперь же никто не берется судить о том, как сложатся отношения между новой администрацией США и окружением украинского президента.

Виктор Ющенко долгое время считался «любимой куклой наследника Тутти» — до тех пор, пока у власти в США находились республиканцы. Именно республиканцы помогли в свое время организовать оранжевую революцию. С деятельностью республиканцев связана карьера нынешней супруги Виктора Ющенко — Екатерины Михайловны — до 2005 года гражданки США. Вполне возможно, что демократы могут отплатить республиканцам той же монетой, опять разыграв «украинскую карту». Симметричный ответ за обвинения в коррупции в адрес демократов, так сказать. Сейчас многие аналитики отмечают, что Вашингтон с прохладой относится к Украине. Но прохлада, вполне возможно, сменится обструкцией Виктора Ющенко.

Особенно стоит учесть тот фактор, что в Украине внешнеполитические изменения пытаются улавливать и использовать во внутриполитической борьбе оппоненты Виктора Ющенко — в первую очередь энергичная и деятельная премьер-министр Юлия Тимошенко, откровенно перешедшая в оппозицию к президенту. На сегодняшний день она выстраивает собственную систему отношений с основными геополитическими игроками.

Так, через вице-премьер-министра Григория Немырю (ранее — одного из представителей Фонда Сороса в Украине) Тимошенко наладила дружеские отношения с Николя Саркози и Ангелой Меркель. Им Тимошенко импонирует тем, что не выстраивает, в отличие от Ющенко, нереалистичные планы и не является раздражающим фактором с точки зрения России. Окружение Тимошенко более умеренно высказывается о евроинтеграции и рисует более приемлемые перспективы для сотрудничества между Украиной и странами Западной Европы.

Соло Тимошенко

Тимошенко прощупала «болевые точки» России и смогла понравиться Кремлю: она не в восторге от членства Украины в НАТО и готова вести переговоры о газотранспортном консорциуме с Российской Федерацией. Она сумела найти общий язык с «Газпромом» и успешно провела операцию по устранению посредника на рынке газовых поставок — компании «РосУкрЭнерго» (РУЭ). По иронии судьбы, нынешний премьер России Владимир Путин в бытность свою президентом РФ благословил появление РУЭ в качестве посредника. Сейчас же, когда Владимир Владимирович стал премьером, РУЭ превратился в рудимент прежних украинско-российских газовых отношений. Премьеры Украины и России устранили посредника, работавшего по «президентской» схеме. Говорят, что Путин начал благоволить Тимошенко и поддерживает ее во всех начинаниях. Это вполне может быть обоснованным, если учесть, что России необходима прогнозируемая Украина и кроме Тимошенко вряд ли кто-то может обеспечить эту самую прогнозируемость.

Сейчас начинается процесс выстраивания отношений между Юлией Тимошенко и США. В экспертной среде Украины говорят о том, что Юлия Тимошенко пытается вести переговоры с влиятельным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком, с которым ранее у нее были более чем напряженные отношения (в начале 1990-х годов Тимошенко — тогда еще начинающая бизнесвумен — не совсем хорошо повела себя в отношении партнера по бизнесу, чего Виктор Михайлович — зять экс-президента Кучмы не может ей простить до сих пор). Именно Пинчук может стать тем мостом, который поможет Тимошенко наладить контакты с новой администрацией Белого дома. Ведь, по сообщениям прессы, Виктор Пинчук и его фонд стали одними из спонсоров избирательной кампании Барака Обамы. Пинчук давно ассоциируется не только и не столько с Украиной, но скорее с мировыми влиятельными клубами, в деятельности которых принимает активное участие. Среди его ближайших друзей — президенты, министры, ученые с мировым именем, депутаты парламентов, музыканты, художники, которые постоянно приезжают по его приглашению в Киев. Естественно, союз с Пинчуком очень желателен для Тимошенко с точки зрения электоральных перспектив и для выстраивания отношений с Вашингтоном.

Таким образом, внешнеполитический фактор становится попросту элементом противостояния внутри Украины. Тимошенко и Ющенко пытаются бороться за симпатии сильных мира сего и за право выступать в роли полпредов мировых гигантов на территории Украины. По сути, это продолжение политики князя Даниила Галицкого, который в XIII веке пытался одновременно получить и ярлык на великое княжение из рук хана, и королевскую корону из рук папы. Или Ивана Мазепы, одновременно выстраивавшего отношения с Россией и Швецией. Вся история Украины — это балансирование на грани, выстраивание отношений с геополитическими антиподами и максимально выгодное использование транзитного статуса. Не исключение и век XXI — век, когда Украине придется снова искать свое место в мировой системе международных отношений. И главное — не сбиться с нейтрального пути, дающего Украине реальные преимущества и поле для маневра.

Кость БОНДАРЕНКО,
директор Киевского института проблем управления имени Горшенина

www.ng.ru 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня