Кому выгодны ваххабиты в Украине?

Post navigation

Кому выгодны ваххабиты в Украине?

Корни исламского экстремизма могут прорасти в Украине только за счет очень тонкой и крайне продуманной подпитки извне, основанной на исключительном владении ситуацией в немногочисленной среде украинских мусульман

Говорят, радикалом можно быть только до тридцати лет. Впрочем, выражение в некоторой мере соотносится с известными словами, которые ошибочно приписывают Уинстону Черчиллю: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума».

Давно известно и то, что радикалы — один из самых надежных способов дискредитации всякого политического, национального или религиозного движения. Впрочем, дискредитации не только движений, а целых наций или религий. С другой же стороны, тяжело представить какую-либо идеологию без ее радикальных сторонников, которые ради высоких целей не гнушаются финансовой поддержки собственных врагов. Почти уверен: спроси у дедушки Ленина отказался ли бы он в свое время от кайзеровских денег, или у почти легендарного Усамы — не стыдно ли было подкреплять афганских моджахедов американскими долларами, те ответили бы чем-то приземленным и обывательским, вроде: «не пахнут».

Получается некая замкнутая система: радикалы полезны своим врагам, враги — радикалам, в искренности убеждений многих из которых вряд ли стоит сомневаться.

Но нередко в этой системе проскакивают уж очень заметные искорки фальши. Недавнее заявление президента Чечни Рамзана Кадырова касательно «огромнейшего» числа украинских ваххабитов так и вынуждают задуматься: если те и существуют в таких угрожающих размерах, то кому, прежде всего, выгодны? Неужели крымским татарам или немногочисленной украинской умме (мусульманской общине), чтобы поскорее затерроризировать их на территории Украины?

Впрочем, тема существования экстремистских исламских организаций все чаще эксплуатируется в наших СМИ. Так будто бы, чья-то невидимая рука или нагнетает в стране ситуацию, или отвлекает от более существенных событий, или впрямь создает почву для исламских радикалов в Украине сначала ради подобных заявлений, а вскоре и для реализации более дальновидных планов

Здесь надо выделить несколько моментов:

1) Предупреждения о существовании ваххабитов в Украине с уст таких одиозных личностей как Кадыров могут только подкреплять версии о кремлевской финансовой поддержке их структур или планах разыграть опасную исламистскую карту на территории нашей страны.

2) Если в Украине и существует почва для исламистских формирований, то крайне слабая. Здесь не то что мечетей, а даже имамов и религиозных книг не хватает для существующих мусульманских общин. Впрочем, этот тезис ни в коей мере не должен оскорблять ни ислам, как религию, ни людей, исповедующих его.

3) Экстремизм однозначно осуждается огромным большинством исламских богословов, и для его возникновения необходимо наличие нестандартных харизматических агитаторов, прежде всего в развитой системе сплоченной уммы. Необходим сам естественный конфликт «горячих» голов с традиционными служителями культа или исповедниками соответственных взглядов, свойственный любой идеологической системе. Как известно, многие исламские экстремисты в такой же степени конфликтуют со своими единоверцами, как и с «кафирами» («неверными»). Условий для такого конфликта в нашей стране не наблюдается.

4) Таким образом, корни исламского экстремизма могут произрасти в Украине только за счет очень тонкой и крайне продуманной подпитки извне, основанной на исключительном владении ситуацией в немногочисленной среде украинских мусульман.

5) Пора, наконец, четко отделить понятие ваххабизма от исламизма, исламского фундаментализма, экстремизма или терроризма и салафитизма. Последний — прежде всего течение ислама, которое отстаивает чистоту первичной религии времен Пророка. Представители этого течения, возникшего в начале 9 века, существуют и на Кавказе, и в Крыму. Но ваххабиты, чьи идеи основаны в значительной мере на салафитизме, — это, прежде всего приверженцы учения Мухаммеда Ваххаба и в основном обитают в Саудовской Аравии, как и в других странах Аравийского полуострова. В меньшей мере — в Средней Азии и на Кавказе. Можно говорить о том, что идеологи современного исламского экстремизма вдохновлялись идеями салафитизма и ваххабизма, но все же их концепции, действующие на практике в современном мире, обоснованы в контексте нынешнего времени и новых вызовов исламу. Не всегда уместно тыкать термин ваххабизм, тем более, применительно к Украине.

Здесь напрашивается один вывод: кому-то выгодно уже заранее пугать словами, даже не вникая в их суть.

По материалам: DELFI

Похожие материалы

Ретроспектива дня