Крыму не нужны пустые слова о России

Post navigation

Крыму не нужны пустые слова о России

У экс-мэра донецкой Макеевки Василия Джарты — личное доверие Виктора Януковича и жесткий характер. За 100 дней руководства Крымом он успел поссориться с коммунистами, навел мосты с татарами и определился с приоритетами развития полуострова. Но крещением нового главы полуострова станут местные выборы, после которых «регионалы» хотят получить контрольный пакет в парламенте Крыма. А это будет зависеть от итогов курортного сезона.
— Мы понимаем, что в Крыму сегодня сочетаются богатейший природный потенциал и при этом довольно низкий уровень развития экономики. И перекос этот произошел в последние пять лет. Предыдущая власть создавала все условия для «неразвития» Автономной республики Крым и не последнюю роль тут сыграли «холодные» отношения с Россией. Сегодня мы наметили ряд приоритетов в развитии региона. Крым должен быть флагманом территорий Украины и заявление Виктора Януковича, о том, что Крым — жемчужина страны говорит само за себя. Сейчас готовится законопроект, который даст нам возможность привлечь инвестиции и создать для инвестора комфортные условия.
— Крым в силах конкурировать с другими курортами Черного моря?
— Мы отдаем себе отчет, что если продолжим стоять на месте, то уже через 3-4 года нам будет очень сложно говорить о какой-либо конкуренции. Мы знаем, какими темпами сегодня развиваются Сочи, Турция, Грузия. Поэтому акценты такие: на первом месте — рекреация, лечебное здравоохранение. Нам необходимо вместо трех-четырех месяцев курортного периода добиться круглогодичной работы крымских здравниц.
Второй приоритет — сельское хозяйство, включая глубокую переработку сырья. Нам нужны новые технологии, ведь крымский климат позволяет выращивать широчайший спектр культур, от ранних до поздних. В рамках этого же направления мы хотим занять — и займем — нишу экологически чистых продуктов. В первую очередь, это будет детское питание.
Третий акцент — альтернативная энергетика, ветроэлектростанции, солнечные батареи. И во все эти сферы мы будем привлекать инвесторов.
— До сих пор курорты давали в бюджет Крыма не более 10% доходов, а главным донором была промышленность. Вы будете менять структуру пополнения бюджета?
— Я думаю, что нам нужно довести доход от курортной сферы до 50%. Чтобы в перспективе промышленность и курорты примерно поровну наполняли крымский бюджет.
После оттепели в отношениях с Россией снова заговорили о мосте через Керченский пролив. Скептики утверждают, что это чисто политический проект и ни мост, ни тоннель никогда не окупятся.
— Категорически не согласен. Если уж на то пошло, то транспортный переход — это геополитический проект! И нужен он не только Украине и России — он нужен Европе и Азии. Если мы вспомним историю, то из Лондона в Дели протянули телеграф через Керчь именно потому, что нужен был кратчайший путь с одного континента на другой. А после строительства перехода получится, что кратчайший транспортный путь из Европы в Азию будет пролегать именно через Керченский пролив.
Что касается выгод России и Украины, то строительство моста или тоннеля повлечет за собой развитие инфраструктуры. Через транспортный переход мы сможем проложить ряд коммуникаций: газо- и нефтепроводы, энергетические коммуникации. Если в Крыму удастся создать центр альтернативной энергетики, то через эти коммуникации мы сможем экспортировать электроэнергию в Россию. Кроме того, строительство тоннеля повлечет за собой восстановление аэропорта в Керчи, создание зерновых терминалов в восточном Крыму. И, конечно же, переход нужен туристическому бизнесу. Для нас это, без всякого сомнения, геополитический проект!
Касательно рентабельности — я тоже часто слышу, что переход никогда не окупится. Но что значит «никогда»? Если мы меряем историю сроком жизни одного человека — то, возможно, что и никогда. Но наши предшественники, создававшие технологии, заводы, те же мосты и тоннели — они исходили из глобальных задач. Мы должны думать не только о нас и наших детях, но и о внуках с правнуками. И если даже так случится, что вдруг переход не окупится при нашей жизни, то мы должны понимать, что он окупится при наших потомках.
А крупные транспортно-логистическе компании готовы поддержать строительство Керченского перехода? Или пока такие разговоры не ведутся?
— Такие разговоры действительно не ведутся, но лишь потому, что мы не предоставили пока технико-экономическое обоснование проекта. Межгосударственную рабочую группу возглавляет первый вице-премьер Украины Андрей Клюев. Но после того, как мы закончим готовить все документы, я уверен, заинтересованные инвесторы появятся.
Какой будет политика властей в отношении захватов земли крымскими татарами и в отношении меджлиса?
— Я вообще не намерен воспринимать такой термин, как «самовольно захваченные земли». Любой самозахват противоречит законам Украины, а потому мы не можем узаконивать что-либо самовольно занятое. Просто потому, что уже на следующий день остальные решат, что всем позволено всё. Единственное исключение — те самозахваты, которые произошли задолго до сегодняшнего дня и на которых уже построены дома, живут дети — к таким ситуациям нужно подходить точечно.
Мы создали группы, который создают реестр самозахватов. Его цель — разобраться с каждым занятым участком: люди там нуждаются в земле или же это просто бизнес. В группах работают чиновники Совмина, депутаты парламента, представители меджлиса, общественных организаций. С другой стороны, сейчас готовится госпрограмма о социальном жилье для переселенцев, в том числе и крымских татар. Государство возьмет на себя выделение необходимых средств.
— Если завтра случится новый самозахват — какой будет реакция крымского руководства?
— На любой самозахват будет реакция в рамках действующего законодательства.
Вы поддерживаете отношения с руководством меджлиса крымских татар?
— Эти отношения существуют — и довольно таки нормальные отношения, нужно отметить. Я инициировал приезд в Крым президента ПАСЕ — с ним встречалось и руководство меджлиса. Там же был глава администрации президента Сергей Левочкин. Я сам встречаюсь с руководством меджлиса, и мы обсуждаем те вещи, которые я на своем уровне способен решать. Поэтому отношения между Совмином и меджлисом поддерживаются.
Что вы думаете о политических соперниках Партии регионов в Крыму и их амбициях?
— В Крыму действительно есть ряд региональных политсил, которые отстаивают — пусть и в своем понимании — интересы жителей Крыма. С другой стороны, в крымской политике слишком много популистов. К этой категории я причисляю и крымских коммунистов — не КПУ в целом, а именно «блок Грача». (Леонид Грач — руководитель крымского отделения КПУ — прим. «Росбалта»).
Но ни к чему не обязывающие популистские постановления, которые принимает крымский парламент, поддерживают и депутаты от Партии регионов.
— Многие члены Партии регионов, в том числе и в крымском парламенте, оторвались как от дисциплины, так и от реальности. И я согласен с тем, что ряд решений, которые принимаются сегодня в Верховном совете Крыма, носят полностью популистский характер. Мне бы хотелось, чтобы парламент Крыма направлял свои усилия на решение реальных проблем крымчан.
Коммунисты недовольны увольнением своих кандидатур из органов власти и грозятся покинуть коалицию в крымском парламенте до местных выборов.
— Мне кажется, крымским политсилам самим невыгодно разрушать коалицию — ведь подобный шаг с их стороны станет вызовом не только Партии регионов, но и президенту. Перед выборами в Крыму будет звучать всякое, но согласитесь — пустые декларации из серии «мы едины с Россией» сегодня все-таки для крымчан — не самое главное. Нужно, чтобы политические силы учились брать на себя реальную ответственность и делать реальные дела.
Вы верите, что избиратели способны оценивать политиков не по громким заявлениям, а по реальным делам?
— Люди бывает разные. Есть те, кто верят всему, что слышат. Но большинство ощущает изменения в жизни и способны принимать решения на этом основании.
Вам хватает полномочий для решения крымских проблем?
— Нет! Хотя, наверное, полномочий никогда и никому не достает. Тем не менее, мы сейчас готовим ряд законов совместно с профильными министерствами Украины, чтобы иметь возможность управлять Крымом в соответствии с лежащей на нас ответственностью. Я думаю, что до 1 сентября мы эти вопросы решим.
Приехав в Крым, вы обещали заставить чиновников Совмина работать эффективно. Сегодня вы довольны работой подотчетный вам орган исполнительной власти?
— Мне действительно девять заместителей изначально не были нужны. Хотя, с другой стороны, я взял на себя очень большую ответственность, и людям сегодня непросто работать в крымском Совмине — в том числе и мне. Мы работаем с 8 утра до 11 ночи каждый день. Но если кто-то не будет справляться — будем просто сокращать его должность, как в случае с господином Корниловым (экс-вице-премьер Крыма, назначенный по квоте крымских коммунистов — прим. «Росбалта»). И постепенно мы придем к оптимальной структуре Совмина.
Я думаю, что период сокращений и чисток по принципу профессионализма ещё не закончился. Но окончательное решение этих вопросов возможно лишь после местных выборов. Уверен, что мы самостоятельно сформируем большинство, пройдя как в парламент, так и в местные советы. Я поставил перед собой задачу — Партия регионов должна набрать в Крыму как минимум 51%. Тогда, по большому счету, нам не нужна будет никакая коалиция. Но, в то же время, мы готовы сотрудничать со всеми политсилами, которые пройдут в крымский парламент. Это нужно нам для того, чтобы другие политические силы также почувствовали свою ответственность за судьбу Крыма.
— У вас есть враги в Крыму и на Украине?

— Нет человека, у которого нет врагов. Просто у одного человека они — ярко выраженные, у другого — враги скрытые. У меня, как мне кажется, больше именно вторых…
— А как вы относитесь к упрекам в ваш адрес в засилье «донецких» в органах власти Крыма?
— Спокойно. Я очень рад, что шесть человек, которые приехали работать на полуостров, крымская политическая элита громко называет «засильем донецких». Хотя правильнее будет сказать, что люди, приехавшие работать в Крым, олицетворяют собой всю географию Украины — от Львова до Симферополя. И при всем при том, это не «донецкая», а именно крымская команда.
Выборы, скорее всего, пройдут 31 октября, а это значит, что июль и август — последние месяцы перед началом предвыборной агитации. Ваши прогнозы на это лето?
— Думаю, что в Крыму ярко выраженных провокаций не будет. Пока что «регионалов» и не за что упрекать. К тому же уже к сентябрю власть в Крыму сделает реальные шаги в решении социальных вопросов — строительство дорог, газификация сел и т.д. Что касается Украины в целом, то тут провокации возможны — но это будут политические шаги наших оппонентов, не более.
— У вас есть хобби?
— Моё хобби — автомобили. Люблю ездить, люблю водить. Охоту люблю. Но, к сожалению, все мои хобби сегодня уступили место работе.
Вы рассказывали СМИ о том, что купили в Крыму квартиру за $140 тысяч. Вы богатый человек?
Я считаю себя богатым человеком. Судите сами — у меня хорошая работа, у меня прекрасная семья, я себя чувствую комфортно в этой жизни. В этом моё богатство. Что касается денег, то не главное сколько — главное чтобы хватало.
— Вам хватает?
Мне хватает.
— В человеке что для вас главное?
— Предательство — это то, с чем я никогда не смогу согласиться и смириться. А если говорить о качествах настоящего мужчины, то, в первую очередь, это умение держать слово и брать ответственность. Я, кстати, абсолютно искренне считаю Виктора Януковича своим политическим кумиром не в последнюю очередь потому, что вижу в себе очень много качеств, которые есть в нем.
Что вы пообещали президенту, когда вас назначали на эту должность?
— Ничего — президент и так прекрасно знает мои возможности и способности. От меня, как от госслужащего, сегодня в первую очередь требуется выполнять те задачи, что ставит руководство страны. И я считаю, что моя команда эффективно отработала первые 100 дней после назначения.
А когда будете подводить первые итоги своей работы в Крыму?
— Я думаю, что это случится сразу после выборов
Беседовал Павел КАЗАРИН
www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня