Кто против венгерской автономии в Украине?

Post navigation

Кто против венгерской автономии в Украине?

Заявление Будапешта о желании создать в Украине свою автономию вызвало опасения украинцев о том, что такое развитие событий на Закарпатье может привести к росту сепаратизма других наций.

На днях венгерский посол Михаль Баер объявил о поддержке идеи создания автономии венгров в Украине. Насколько реальна реализация венгерских планов, и грозит ли это целостности Украины, выяснял ТСН.ua.

 

Венгерский посол Михаль БаерВенгерская община имеет долгую историю противостояния с украинскими властями, по отстаиванию своих прав на культурную автономию. Они имеют собственные школы и прошли постепенный процесс в формировании политического сознания, о чем свидетельствует образование в 2005 году собственной политической партии. Хотя эксперты по обе стороны границ считают, что проблема возможной автономии больше надумана и родилась в середине Венгрии, а не на Закарпатье. Кроме того, это событие не вызвало ни оживления среди крымских татар или людей, которые раньше поднимали вопрос культурной или даже политической автономии Донбасса. По мнению Андраса Висжекивица аналитика Századvég Foundation такие заявления правящих кругов Венгрии вызваны внутренними причинами.

«Будапешт стремится обеспечить себе поддержку избирателей. На фоне экономического кризиса это сделать еще труднее, и тогда власть обращается к национализму», — рассказал эксперт. Венгрия уже много лет заявляет, что ограничивается только защитой культурных и национальных прав своих соотечественников за рубежом. Но по мнению экспертов делает это очень настойчиво и, не обращая внимания на интересы своих соседей.

До последнего времени отношения между Киевом и Будапештом были достаточно теплыми. В 2011 году Украина пыталась не реагировать на заявления об ограничении автономии венгров на своей территории, поскольку надеялась на помощь Будапешта в Совете Европы. Хотя позже, когда политики из провенгерской партии КМКС, начали говорить, что украинский режим является недружественным к этническим венграм, ситуация несколько изменилась. За время украинской независимости венгерская община в Украине придерживалась курса на поддержку собственных соотечественников в культурном и материальном плане. Так, по словам Петри Ковач из Multiethnic Communities Program, с начала 2000-х годов Будапешт пытался помочь культурно развивать венгерскую общину в Закарпатье. «Они помогли в создании значительной части венгерских школ в Закарпатье, и спонсировали музей венгерской истории в Мукачево», — заявила эксперт. Однако, по ее мнению, в период пребывания у власти социалистического правительства, вопрос о провозглашении автономии не возникал.

По данным переписи 2001 года на Закарпатье находилось примерно 156000 этнических венгров, или почти 15% населения всего региона. Кроме того, в определенных районах, таком как Береговский они составляют большинство населения. Существуют поселения, где не говорят на других языках, кроме венгерского. К 2008 году было создано около 100 школ с языком национального преподавания и не менее половины из них венгерские. Кроме того, там есть венгерский университет в Берегово, где учатся на учителей 1200 студентов. Позиция Будапешта изменилась после прихода к власти партии Виктора Орбана, который провозгласил начало политики сбора всех венгров под одну власть. Тогда же, летом 2010 года, было принято постановление о том, что любой может подать заявление на получение венгерского гражданства. После этого часть этнических венгров подали такие заявления, хотя этот процесс не приобрел массового характера. Ведь сейчас экономика Венгрии переживает кризис и найти там работу довольно трудно. С другой стороны, в 2010 году в Венгерском парламенте предложили принять закон, разрешающий гражданам этой страны получать двойное гражданство. Хотя он так и остался проектом, после этого некоторые венгерские парламентарии начали заявлять, что нужно организовать территориальную автономию в Закарпатье и предоставить ей права самоуправления. Наконец в 2010 году жители города Берегово на референдуме определили, что хотят переименовать его в Береговсас. Это название принято в Венгрии, теперь оно должно появиться на всех государственных учреждениях Берегово. Поэтому неудивительно, что эта тенденция со стороны Будапешта продолжилась и в 2011 году и завершилась заявлением Михаэля Байера.

Председатель Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что этот вопрос во многом надуман и возник в Будапеште. «С культурной составляющей там все в порядке. Существуют школы, венгры могут свободно пересекать границу. И поэтому, когда сменится венгерское правительство, вопрос потеряет свою остроту», — заявил эксперт. Тем более, это не может привести к всплеску сепаратизма в других регионах Украины. Ведь председатель Меджлиса поспешил осудить такой всплеск венгерского сепаратизма. По мнению Вадима Карасева, никто сейчас не решится менять границы в Европе, которые закреплены в Хельсинкских соглашениях.

Кроме того, Петра Ковач, также отмечает, что Украине не стоит беспокоиться о закарпатском сепаратизме, ведь эта идея не очень популярна в венгерских этнических регионах и в странах-соседях Будапешта. Она искусственно поддерживается официальными властями, чтобы обеспечить себе влияние в регионе.

Первым направлением активности венгерских властей стала Словакия. Надо сказать, что значительная венгерская диаспора живет и в Австрии, но спорить с Веной Будапешт не решился. Ведь австрийская банковская система уже вложила в экономику соседа млрд, а территориальные претензии могли остановить этот поток кредитов, который был так нужен Венгрии.

Со Словакией дело пошло иначе. Там живет более 500 тысяч венгров, что составляет почти 10% населения страны. Еще в 2010 году бывший президент Венгрии Ласло Шойом хотел осуществить неофициальный визит в словацкий город Комарно, населенный венграми. Тогда Братислава не позволила ему въехать в страну. После этого на заседании парламента ЕС венгры постоянно поднимают вопрос об ущемлении своей национальной диаспоры в Словакии. И с аргументом ненадлежащего финансирования требуют, чтобы национальные школы этих районов были переданы под опеку Будапешта, а не Брюсселя, как сейчас.

В Брюсселе пока косо смотрят на такие предложения и переадресуют вопросы комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Почти такая же ситуация сложилась и в Румынии. До экономического кризиса Будапешт помогал этой стране войти в ЕС и провести реформу экономики. Когда же правительство Орбана пришло к власти, вновь заговорили о культурной автономии венгров в Трансильвании. Хотя Венгрия, по мнению аналитиков Center for Political Studies and Comparative Analysis, неофициально поддерживала самопровозглашенные автономные районы венгров в Румынии. После изменения конституции Венгрии стало легче помогать своим в Румынии. Теперь страна может выдавать им венгерские паспорта и потребовать от Брюсселя признать двойное гражданство. К концу 2009 года президент Басеску вынужден был мириться с этим, поскольку надеялся на поддержку румынских венгров на выборах, но после его победы для Ласло Шойома также был закрыт въезд в страну. Эти две линии конфликта только усилились в 2011 году, когда Будапешт занял место в президиуме Совета Европы. Как считает Уолтер Кед с Institute for Security & Development Policy, сейчас Венгрия чувствует, что Европа достаточно ослаблена кредитным кризисом в Греции и поэтому не будет разбираться в этнических конфликтах своих членов. Поэтому политика Венгрии в этом направлении становится все более активной.

Источник: http://ru.tsn.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня