Куда дрейфует Крым при новой власти?

Post navigation

Куда дрейфует Крым при новой власти?

Команда Януковича рискует разрушить выстраиваемые годами отношения Киева с крымскими татарами. Ситуация на полуострове грозит масштабным конфликтом на этнической почве.

В 1995 году о крымских татарах узнала вся страна. Представители этого народа громко заявили о себе как о единой и сплочённой силе, с которой необходимо считаться. «Бандиты из группировки «Башмаки» во время какой-то разборки за торговые места убили крымского татарина. На следующей неделе по нескольким городам прокатилась волна погромов — крымские татары уничтожали киоски и забегаловки «Башмаков», — рассказывает Фокусу один из бывших чиновников администрации Леонида Кучмы. — В горячую точку были введены внутренние войска. Кто-то начал стрелять. Погибли два татарина. В общем, власть осознала, что столкнулась с невиданной ранее проблемой». С тех пор прошло 15 лет, на протяжении которых путём проб и ошибок официальный Киев смог достичь если не гармонии, то баланса в отношениях с татарами. Основы этих сложных взаимоотношений заложил ещё Леонид Кучма, создав в 1999 году Совет представителей крымскотатарского народа при президенте и легализовав тем самым татар в структурах власти.

Политику содействия крымскотатарскому народу продолжил и Виктор Ющенко. В обмен на политическую свободу и понимание власти и Кучма, и Ющенко неофициально просили у Меджлиса только одного — политической лояльности. И если для чиновников администрации Кучмы вопрос их мирного и прогнозируемого проживания в стране был прежде всего связан с национальной безопасностью, то при Ющенко крымскотатарский фактор оказался окончательно политизированным. Для Банковой татары стали своеобразной пятой колонной в пророссийском Крыму.

Теперь власть в стране сменилась, и формирующая свою вертикаль Партия регионов подошла к крымскотатарской проблеме с присущим ей напором.

Обезглавливание

«Ни президент, ни правительство не боятся и не будут бояться никаких ультиматумов и бойкотов. Мы готовы к диалогу», — сказал на прошлой неделе Николай Азаров. Эта реплика из уст премьер-министра прозвучала в ответ на слова главы Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева о том, что в случае продолжения политики выдавливания крымских татар из власти представители этого народа в знак протеста сами покинут руководящие государственные посты в Крыму. «Хотите выходить — выходите. Власть устойчива, располагает достаточным резервом специалистов. Кто-то выйдет, значит, заменим», — продолжил премьер.

Конфликт властей и Меджлиса начался с увольнения в начале июня главы Кировской райадминистрации (население района на 40% состоит из крымских татар) Кадыра Османова, заменённого на регионала Олега Гордеева. По сведениям источников Фокуса в Меджлисе, в очереди на выход стоит нынешний глава Бахчисарайского района Ильми Умеров. «На его место планировали поставить нынешнего главу Генического района Херсонской области Сейтумера Ниметуллаева. Чтобы был вроде как татарин, но всё же свой. Этого не произошло из-за того, что, по моим данным, сам Ниметуллаев активно сопротивляется назначению», — рассказывает собеседник Фокуса.

Как отмечают эксперты, переназначение крымскотатарских глав администраций укладывалось как в политику нынешнего главы Совмина Крыма Василия Джарты, так и в логику украинского политического процесса в целом. «Дело в том, что всем главам штабов ПР были обещаны должности. Во всех министерствах автономии Джарты расставил своих замов, начал назначать глав районов», — объясняет один из регионалов.

При этом, по данным Фокуса, на неоднократных встречах Мустафы Джемилева с главой администрации президента Сергеем Лёвочкиным и самим Джарты регионалы обещали не трогать крымскотатарских глав администраций.

Одним из условий неприкосновенности татарских квот во власти во время переговоров было вхождение Мустафы Джемилева, нардепа от НУНС, в коалицию. Впервые попытку переманить татар на свою сторону Партия регионов предприняла ещё в 2004 году — через спонсируемую Ринатом Ахметовым Партию мусульман Украины. Но в нынешнем обострении отношений с крымскими татарами власть допустила ключевую ошибку: Банковая попыталась померять их политической линейкой, забывая о том, что народ — это не партия. Серьезным ударом по отношениям крымских татар с властью стало и назначение министром МВД Анатолия Могилева, известного своими антитатарскими заявлениями и силовым разгоном торговцев-татар на горе Ай-Петри.

Подарок Москве

«Власти не понимают, насколько для крымских татар важно представительство в государственных органах. Это не вопрос денег или бизнеса, по крайней мере не только денег и бизнеса, но и вопрос участия в принятии решений относительно жизни народа, что даёт им хотя бы минимальную возможность самим решать свою судьбу», — отмечает одна из ведущих специалистов по крымским татарам, аналитик Украинского независимого центра политических исследований Юлия Тищенко.

«Власть Кучмы понимала, что надо решать проблему, и искала для этого нестандартные пути, — отмечает бывший чиновник администрации Кучмы. — А нынешняя власть проблему игнорирует, прикрываясь правильными словами. И это — просто подарок Москве, которая всегда была заинтересована в дестабилизации ситуации на полуострове».

Недавние события в Киргизии показали, что при критическом количестве нерешённых проблем достаточно одной искры, чтобы произошёл этнический взрыв. Первая межэтническая резня в Оше в 1990 году между киргизами и узбеками началась из-за земельного конфликта и постепенной экспансии узбеков в экономику киргизского города. Вторая резня, 2010 года, произошла в состоянии политического вакуума после падения режима Курманбека Бакиева из-за того, что киргизские власти, занятые увлекательной игрой в укрепление власти и перераспределение финансовых потоков, не хотели признавать и устранять накопившиеся проблемы. Кстати, основные государственные посты в фактически двунациональном Оше занимали исключительно этнические киргизы.

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор усиления крымских радикальных исламских организаций. По подсчётам некоторых экспертов, с которыми общался Фокус, около 6-8 тысяч из 180 тысяч крымских татар являются сторонниками радикальной исламской организации Хизб-ут-Тахрир. Численность приверженцев ваххабизма, или салафитов, неизвестна. Однако любое замыкание крымскотатарской общности в себе, прекращение процесса их интеграции в государство явно не будет способствовать уменьшению радикальных настроений в их среде. Ислам — учение, остро критикующее социальную несправедливость и выступающее за построение счастливого государства на этой земле и при этой жизни. А счастья людям хочется всегда, даже если в качестве единственного инструмента для его достижения им оставляют крайние средства. Например, автомат Калашникова.

Сергей ВЫСОЦКИЙ

focus.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня