Нации гибнут, если забывают своих богов

Post navigation

Нации гибнут, если забывают своих богов

Работоспособность Гульнары Бекировой вызывает восхищение. Ее новая работа «Крымские татары 1941 – 1991 Опыт политической истории», раскрывает многие страницы борьбы крымскотатарского народа за свои права, за возвращение на родину. Главной ее заслугой является то, что она сумела открыть для нас огромный пласт неизвестных ранее документов. Это большое подспорье для тех, кто в будущем будет заниматься этой проблематикой.

Наверное, этой работе не было бы цены, если бы автор глубже раскрыла корни национального движения, без предубеждения показала бы его лидеров. Гульнара Бекирова относится, мягко говоря, несколько снисходительно к коммунистам, которые подняли народ и долгие годы вели его к победе. Дело в том, что в советское время нельзя было продвинуться по служебной лестнице, сделать карьеру не вступив в партию. Точно также и сейчас: близость к Меджлису дает надежду на какие-то льготы. И в том, и в этом случае, большинство в душе могут не разделять идей этих организаций. Но иначе реализовать свой потенциал они не могут. Например, в советское время 90 процентов успешных историков, защищавших диссертации и публиковавших свои работы были коммунистами. Крымские татары были просто коммунистами, но не махровыми «большевиками». Они прекрасно знали цену каждого из членов Политбюро, прекрасно понимали их тайные помыслы и ловко использовали все работы классиков марксизма-ленинизма по национальному вопросу, накладывая их на проблемы крымских татар. Это позволило в самом начале, без давления со стороны властей, разжечь пламя борьбы, которое потом, когда наверху уже опомнились, уже очень трудно было затушить.

В чем главная заслуга Мустафы Селимова, Бекира Умерова, Джеппара Акимова, Бекира Османова и других? Наше поколение считало их божественными созданиями, мудрость и опыт которых позволили организовать борьбу народа за свои права, которая длилась многие десятилетия. Вспомним конец 50-х и начало 60-х годов прошлого века. В отличие от сегодняшнего дня никто из крымских татар не жил во времянках, в общежитиях, а бездомных вообще не было. Люди были устроены, работали, учились. Межэтнические отношения в республике складывались вполне благоприятно. То поколение помнило еще свой язык, прекрасно освоило русский и узбекский языки. В некоторых регионах знали таджикский и даже корейский. Правда, школ на крымскотарском языке не было, но это волновало, в основном интеллигенцию. Все мечтали о Крыме, но не очень верили в то, что когда-нибудь народ вернут на родину.

Так было! Старшее поколение может подтвердить мои слова. И вот в этой обстановке видимого благополучия надо было разработать национальную идею, довести ее до масс, и не просто довести, а буквально заразить ею каждого. И они сделали это. Были организованы инициативные группы, которые не жалея личного времени, за свои собственные средства ездили по городам и поселкам, заходили в каждый дом, вели долгие разъяснительные беседы, собирали подписи и деньги для отправки в Москву своих представителей. И все это под угрозой увольнения, исключения из партии и ареста. Москва тянула с принятием решения, нас брали на измор, но борьба продолжалась то слегка затухая, то снова разгораясь. Она длилось десятилетиями. Старики уходили, на их место приходили новые молодые лидеры, которые бережно несли в массы все те же национальные идеи.

Оглядываясь назад, понимаешь, мало разработать национальную идею, важно, чтобы она стала частичкой жизни каждого человека. На концертах ансамбля «Хайтармы» песню «Шомпол» зал слушал стоя, на всех свадьбах молодоженам желали, счастливой жизни под крымским небом, матери и жены благословляли своих мужей и сыновей на борьбу за возвращение народа. Позором считалось уклонение от этой борьбы. С такими не общались, не приглашали в гости.

В многовековой истории нашего народа это был единственный случай, когда национальной идеей были заражены все — от мала до велика. И это сделали коммунисты, заслуги которых сегодня не понимают, а возможно не хотят понимать.

Сегодня, когда большинство народа вернулось, национальная идея еще осталась не выполненной. Но нет с нами тех стариков, которые бы снова зажгли факел борьбы в сердце каждого крымского татарина. Мы вернулись на Родину и произошло то, чего нельзя было допускать. Психологически народ вернулся в состояние 1950-х годов. Каждый занят своим делом. Для него Родина – это его 6-10 соток подворья. Что делается вокруг, его не волнует. О проблемах сохранения языка, возрождении самобытной культуры, как и тогда, печется, в основном, интеллигенция. Нас волнует экология только тогда, когда рядом дымит мусорная свалка, но не волнует, что весь Крым завален мусором. Мы не стоим в пикетах вместе с другими гражданами Крыма, которые протестуют против дерибана власть имущими нашей с вами земли, против загрязнения родного нам Черного моря, против варварского отношения к древнейшим памятникам истории нашего края. Мы любим Крым, но эта любовь останавливается у забора, огораживающего наш двор. Каждый из нас забился в свою национальную скорлупу и не хочет думать о завтрашнем дне, о том, какая судьба ждет его детей и внуков. А те, кто думает, не знает, что нужно делать. Чтобы жить в мире и спокойствии нам нужно найти вместе со всеми жителями Крыма общий набор ценностей, способный объединить представителей самых разных культур. Нам нужно ориентироваться на ту путеводную звезду, которую зажгли для нас люди прошлого поколения, отличающихся высоким патриотизмом и особой толерантностью

Очень хочется верить, что талантливый историк Гульнара Бекирова, найдет время поговорить с оставшимися еще в живых ветеранами и восполнит тот пробел, который, в силу каких-то обстоятельств, остался не исследованным. Мы должны помнить и быть вечно благодарными тем, кто поднял народ на великий подвиг, воодушевил его и привел к победе. Мы должны помнить всех поименно, кто внес свою лепту в возвращение народа на родину. Мы должны найти силы, чтобы национальная идея вновь вспыхнула в сердцах людей и привела народ к окончательной победе.

Тимур ДАГДЖИ

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня