Национальное становление – через культ интеллекта

Post navigation

Национальное становление – через культ интеллекта

Трудные испытания выпали на долю крымских татар. Потеряв половину численности во время депортации, народ мужественно жил долгое время вдали от родины, моля в слезах о возвращении домой. И вот уже около двадцати лет крымские татары живут в родном крае. Конечно, не все гладко складывается, как того хотелось. Есть ряд проблем, которые связаны с обустройством, правовыми и материальными вопросами. А самым актуальным оказался вопрос сохранения языка, основ морали, национальной идентичности, религии. 

Начали думать, гадать, как же исправить ситуацию, что нужно сделать. Конечно, появились различные варианты решения ряда проблем. Подключилось и молодое поколение крымских татар, не остались в стороне и политики, социологи, историки, журналисты. У всех свое видение, свои предложения, но цель одна — консолидация и сохранение национальной идентичности. Чтобы достичь ее, как утверждает авторитетный ученый нашего времени Февзи Якубович Якубов — профессор, доктор технических наук, ректор Крымского инженерно-педагогического университета — необходимо установить культ интеллекта как национальную идею.

Февзи Якубовича Якубова в Крыму не нужно представлять никому, он — уважаемый и желанный гость на всех международных съездах ученых-инженеров. Его перу принадлежит около 10 монографий и учебных пособий, среди которых «Энергетические соотношения процесса механической обработки металлов», «Структурно-энергетические аспекты упрочнения и повышения стойкости режущего инструмента», «Методические указания к практическим работам: Определение величины погрешности базирования» и многие другие. А список его основных научных трудов насчитывает более полутора сотен. Под его руководством успешно защищены 4 докторские и 16 кандидатских диссертаций. Ученый работает в таких областях, как трение и износ материалов, диспергация жидких и твердых тел, синергоэнергетика, синергосинтез наноструктурных поверхностей и горение различных материалов. Коллеги считают его пионером в синергетике нанотехнологии (технология ангстремных частиц или структур и материалов из них).

Свое видение решения национального вопроса Ф.Якубов изложил в автобиографической книге «Полынь растет и на каменистых тропах». В ней он аргументированно утверждает, что нельзя обойтись без знаний и интеллекта, что для сохранения языка одних заклинаний мало, констатирует, что «все в руках наших женщин», заявляет, что и политики должны быть профессионалами, призывает не увлекаться смешанными браками.

Февзи Якубович уверен, что в семье и народе должен быть культ образования, что крымские татары должны стремиться к образованию, которое поможет противостоять мощному потоку ассимиляции и ее многочисленным последствиям. «Я оцениваю специалистов-профессионалов в зависимости от уровня их интеллекта. Поскольку только широкая эрудиция, повседневное изучение новых технологий, готовность и умение вникать в суть научных открытий могут дать перевес в конкуренции и обеспечить создание производства продукции, которая будет востребованной на мировом (пусть вначале на украинском и крымском рынке), — говорит Февзи Якубович. — Один из главных барьеров против ассимиляции — высокая образованность наших женщин, ибо они — основная питательная среда интеллектуального ствола народа. Также проявляя усердие в получении государственного образования, мы обязаны дополнительно и настойчиво заниматься самообразованием». Оценивая современность, автор утверждает: «Патриотизм, основанный только на политике, — это вечные конфликты и потери. Политики, как правило, не любят проигрывать. А если проигрывают, — во всем винят других, но не себя. Глубоко изучить вопрос, собрать нужный материал, найти единомышленников, достойно оценить оппонентов, расширить эрудицию — все это не для них. Куда проще обвинять, чем тратить время и силы на самосовершенствование».

Сам Февзи Якубович плодотворно трудится над реализацией собственных идей. В сложное время распада Советского Союза он сумел создать Крымский инженерно-педагогический университет. Рассказывая историю становления университета, Февзи Якубович вспоминает: «Вскоре после открытия институт (КИПУ сначала был институтом, но очень скоро получил аккредитацию университета — Э. С.) стал центром многочисленных международных и республиканских симпозиумов, конференций, фестивалей, проводимых как по гуманитарным, так и специальным научным проблемам. Общенациональные торжественные и траурные даты, юбилеи и реквиемы, встречи с известными деятелями науки и культуры — все это стало составной частью деятельности института, студенческой аудитории, каналом толерантности, наполнявшим нравственным смыслом формирующееся мировоззрение специалиста — будущего интеллектуального стержня общества. Такими мотивами, а не конфликтами и митингами определял в Крымском доме и Украинском обществе свое место, свое значение, свой имидж институт». Университет неоднократно посещали чрезвычайные и полномочные послы многих стран — Узбекистана, Турции и Ирана, известные деятели науки, литературы и культуры, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, супруга Президента Турции. Ряд преподавателей и студентов КИПУ прошли стажировки в университетах США, Франции и Германии при финансовой поддержке соответствующих гуманитарных организаций.

Гордостью университета Февзи Якубович считает монумент «Возрождение», комплекс которого состоит из пяти частей, несущих нравственно-эмоциональную и смысловую нагрузку, объединенных общей аллеей. Он начинается от фонтана «Очищение», символизирующего древнее поверье о духовном очищении народа, прошедшего испытание на пути своего становления. Водная гладь фонтана обозначает переход от страданий к надежде, а скульптурная композиция «Врата к возрождению» указывает путь к светлому будущему. Плавный подъем аллеи со стекающей вдоль ее ступеней водой символизирует чистоту помыслов и стремлений к духовному развитию. Вдоль аллеи размещены фонари, скамейки для отдыха. Завершает композицию площадка с фонтаном — родником и камнем. Здесь хранится капсула с посланием потомкам XXII века. Фонтан-родник — источник мудрости, веками накопленных знаний народа. На берегу родника присела бронзовая Арзы (Русалка). Кульминационной композицией всего мемориала служит скульптура «Будущее», выраженная в раскрытой книге с уносимой к звездам страницей. В образ книги архитекторы заложили средоточие всех надежд и стремлений молодежи. На нее и смотрит, задумавшись, Арзы. Сегодня этот памятник архитектуры — один из самых посещаемых в Симферополе. А Указом Президента Украины в 2005 году его создатели (Ф.Я. кубов, А.А.Алиев, И.С.Нагаев, З. С.Нагаева, А.Р. Абдуллаев) были удостоены высокой награды в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства — Национальной премии Украины им. Т.Г.Шевченко.

Невозможно в одной статье изложить жизненный путь Февзи Якубова и все, что им было реализовано. Это уникальный человек, у которого можно и нужно многому поучиться. Тем более, что сейчас происходит процесс активного сближения казанских и крымских татар, существует много совместных проектов. И такой человек, как Февзи Якубович, не может остаться в стороне от этого процесса. Предлагаем вашему вниманию интервью с доктором технических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки Узбекистана, основателем и ректором КИПУ, заслуженным работником народного образования Украины, обладателем серебряной медали «За достижения в ХХ веке» Международного Биографического Центра Кембриджского университета, номинантом Золотой книги украинской элиты, Героем Украины, Лауреатом Национальной премии им. Т.Г.Шевченко, обладателем Золотой медали М.Ф.Семко.

— Сегодня как никогда крымские и казанские татары активно сближаются. Одним из важнейших последних явлений в этом процессе было подписание протокола о расширении сотрудничества между Меджлисом и Исполкомом Международного Союза общественных объединении Всемирного Конгресса татар. Как Вы оцениваете важность добрых отношений между братскими народами?

— Благо, что такой договор подписан. Хотя это должно было случиться, по крайней мере, лет 15-20 тому назад, то есть в первые же годы по возвращении нашего народа в Крым. Но политики настолько обострили обстановку, желая обратить на себя внимание, так накалили межнациональные отношения, что даже людские судьбы, судьбы народов рассматривали только через войны или какие-то конфликтные ситуации. Это создавало не очень комфортные условия для самих людей. Мы должны искать то ценное, которое не броско, но очень значимо. Думаю, не нужно рассказывать, какое отношение Исмаил Гаспринский имел к татарскому народу. В Крыму всегда жили очень серьезные казанскотатарские династии. Например, одними из самых влиятельных писателей, которые оказали значительное влияние на развитие крымскотатарской литературы, были Раим Тынчеров и другие из его семьи. В деловом мире были очень известны Сименеевы, в театральном искусстве — Кудусовы и так далее. Многие производства, в том числе отделка шкур животных, были привнесены в Крым из Татарстана. Существовали ведь мощные процессы, такие как коневодство, скотоводство, которые были сильны и в Татарстане, и в Крыму. При тех контактах, которые были, мы не могли не обмениваться методами, скажем, сохранения стада от болезней, как лечить раненых лошадей, какими технологиями ковать подковы, как ухаживать за пастбищем. Этот комплекс методик воистину сближал нас. Я умалчиваю о единой вере, общих корнях языка — это общеизвестная истина. Мы давно должны были раскручивать эту совместную деятельность. И не только на уровне концертов, фестивалей детского творчества Сююмбике. Хорошо, что они были, но нужны не разовые мероприятия, а серьезные действия. Мы должны посадить то дерево, которое должно быть многолетним и должно плодоносить.

— Февзи Якубович, а что Вами конкретно предпринимается для этого?

— Мы сейчас проектируем Центр полиэтнической культуры в Крыму и начнем его строительство, вероятно, уже в этом году. Объект очень интересный и, естественно, дорогой. Он стоит около 30 млн. долларов. Для Крыма он накладен. Я обращался с письмом к Минтимеру Шаймиеву с конкретным предложением принять долевое участие в строительстве этого центра. Мы бы на его базе могли открыть специальности по подготовке воспитателей детских садов, преподавателей начальных классов, музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на казанскотатарском языке. Масштабность этой идеи и его последующая реализация будет зависеть от степени заинтересованности ею. Мы могли бы в случаи осуществления наших планов удовлетворить потребности сотен тысяч казанских татар, которые живут в Украине. Это было бы то самое плодоносящее дерево, не разовое, а долголетнее.

— На какой стадии проект?

— Над ним работает КрымНИИпроект. Я же занят поисками средств. Было желание делегации из Татарстана приехать, мы их ждем и будем очень рады их визиту. Мы еще продолжаем думать над структурой нашего Центра. Конечно, на первой стадии это могут быть отдельные специализации, потом специальности, кафедры и т. д. Жизнь покажет путь развития. Самое главное начать, а развитие будет подталкивать к решению определенных структурных задач.

В КИПУ работает много преподавателей — казанских татар. Как Вы оцениваете роль их вклада в развитие университета?

— Я горжусь их работой, особенно деятельностью заведующего кафедрой физической культуры, чемпиона Олимпийских игр в Сеуле Наиля Мухамедьярова, он работает в университете с первых дней. Подготовила докторскую диссертацию и усердно трудится заведующая кафедрой изобразительного и декоративно-прикладного искусства Нурия Акчурина-Муфтиева. Очень много сделал и продолжает делать для крымскотатарского музыкального искусства заведующий кафедрой музыкального воспитания профессор Джавид Кудусов. Этот перечень можно еще долго продолжать.

— Какие шаги нужно предпринимать, чтобы отношения между двумя братскими народами в последующем только сближались?

— Все начинается с маленького. Я считаю, что хороши были бы все действия, которые сближали бы нас. Это могут быть конференции на общие темы, кстати, мы такие проводили. У нас была тюркологическая конференция, к нам тогда приехала большая делегация из Татарстана. Также наши друзья приняли участие на конференции, которая была посвящена 150-летию И.Гаспринского. С ответным визитом мы были на конференции в Казани, которую проводила Академия наук Татарстана и Гуманитарный университет, с которым у нас подписан договор о сотрудничестве. Молодежь наша ездила друг к другу в гости играть в КВН, очень здорово было! Но, понимаете, это все локально, а надо делать основательное, воспроизводящееся, работающее в самоорганизующемся режиме. Конечно, нужно это выносить на уровень подписания серьезного договора двух республик. Кстати, такой договор готовился, но его не завершили.

Как Вы оцениваете роль и значение тюркских народов, и непосредственно татар в современном мире?

— Я не политик, мне трудно сказать, но меня волнуют вот какие проблемы. Тюркский мир в интеллектуальном и экономическом плане уступает славянскому миру. Это объективно и кривить душой не надо. Если посмотреть, какова доля продукта, которая поступает из славянского мира в тюркский и наоборот, то мое заявление приобретет натуральное выражение. В мире около 500 лауреатов Нобелевской премии, из тюркского мира появился только один, и то недавно. Его «раздирают», признавая и не признавая. Самые последние высочайшие научные открытия в области компьютерных технологий, средств связи не имеют тюркского авторства. О крымских татарах в этом плане говорить не только рано, но и не очень серьезно. А вот о продукции Татарстана, которая обозначилась на мировом рынке, говорить можно. Это и авиастроение, в котором используются высокие современные технологии, и компрессоростроение — это очень серьезное производство и, естественно, технологии нефтяного производства. По удельным характеристикам экономики, по интеллектуальному вкладу мы, тюрки, проигрываем. Мы должны быть самокритичными, чтобы делать правильные выводы, правильные шаги. Можно искать причины, можно это отнести к общему уровню, в каком оказался Советский Союз, можно найти массу других объяснений, а я хочу вернуться к своему любимому изречению «Если хочешь блаженства в обоих мирах, ищи его в знании и учении», которое принадлежит Пророку Мухаммеду. Надо быть умными! Приведу мою любимую статистику. Мы даже с казанскими татарами очень малочисленны. Евреев всего 15 млн., они составляют 0,25% от всего населения земного шара. Но 52% лауреатов Нобелевской премии составляют евреи. То есть весь земной шар уступает евреям в количестве супергениев. Евреи сегодня, составляя абсолютное меньшинство, определяют политический и экономический климат земного шара. Все от интеллекта. К этому они шли не сотни, а тысячи лет. Самая большая ошибка политиков, крупных государственных деятелей заключается в том, что все хотят быстрого успеха. Забывая о том, что быстрый успех — дешевый. Образование — процесс медленный. Человечеству удалось многие процессы ускорить, а вот формирование качественного образования оно не смогло изменить. Вне зависимости от религии, жизненного уровня, национальности, чтобы получить более-менее нормальное образование, нужно потратить в среднем 15-16 лет, я имею в виду школьные и университетские годы. Ни богатая Америка, ни трудолюбивый Китай, ни организованная Германия, ни отсталые африканские племена изменить это не смогли. Поэтому думающие о своем народе серьезно должны предусматривать серьезные затраты на образование.

— Что сейчас делается для улучшения качества образования?

— Если скажу, что ничего не делается, то буду не прав. Если скажу, что делается очень много или все, что возможно, буду не прав вдвойне. В среднем для европейской образовательной системы один студент в год обходится от 20 до 60 тысяч долларов, американской — от 30 до 100 тысяч, украинской — около 4 тысяч, для КИПУ — чуть больше тысячи. Если мы не будем делать отсюда выводов, то подпишемся под своим исчезновением.

— Что нужно делать для того, чтобы самосохраниться?

— Быть образованными. Все считают, что какое-то волшебство может вернуть нас к национальной самобытности. Мы молимся об этом. Я верующий человек и ожидаю помощи от Аллаха, но Он знаменовал, что даст тому, кто трудится. Не думаю, что если сейчас сделать огромное материальное вливание, то можно будет сразу восстановить нацию. Народ должен возрождаться от сознания своей самоидентичности. Не слепого преклонения перед какими-то устоявшимися нравами или обычаями, а глубокого духовного восприятия этого всего. Во всех иных случаях это либо фетишизируется, либо не соблюдается, либо представляется в конъюнктурных целях. Я считаю, что волшебная палочка для нас — это совершенствование через интеллект. Многие утверждают, что нас объединит религия, спасет и многое подарит. Но, по моему глубочайшему убеждению, религия должна идти рядом с наукой. Если это не так, то ситуация выглядит как попытка пустить в небо самолет на одном крыле. Когда слишком вперед вырывается религия, хотим мы этого или нет, имеем экономические проблемы. Когда слишком развита наука, имеются нравственные проблемы. Неужели немцы, англичане или французы меньше веруют в бога, чем афганцы, пакистанцы или люди в Бангладеш. Я так не думаю, а в этом и весь корень проблемы. Одни шли вровень с наукой, а другие делали из религии фетиш. Ждать чуда не надо. Надеяться нужно на себя! Образованные люди найдут образованные пути, варианты сохранения своего народа. Они выработают синтез разумных действий.

— Что Вы пожелаете татарам всего мира?

— Оставаться татарами, которые будут достойны уважения всего мира!

Беседовала Эльвина СЕИТОВА

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня