Ни «Шарма», ни чебуреков

Post navigation

Ни «Шарма», ни чебуреков

Хозяева кафе, снесенных на Ай-Петри год назад, пытаются отсудить у правительства Крыма обещанные компенсации, не оставляя при этом надежд вернуться на плато. Чем мы хуже тех, чьи строения власти не тронули, спрашивают они. Хороший вопрос.

Ни «Шарма», ни чебуреков

Середина ноября 2018 года. У канатки на плато Ай-Петри — мусор, неухоженность и костер. У костра греются зазывалы, приглашающие туристов покататься на лошадях и квадроциклах. На месте, где еще год назад был целый городок разномастных кафе, с нехитрых столиков торгуют вареньем, чаями и сувенирами. Торгуют и утратившие свои кафе предприниматели, и новые лица. Густой туман периодически укутывает плато.

Владельцев снесенных кафе объединяет ООО «Шарм» — фирма, которая при Украине получила в аренду на 49 лет участок плато в районе верхней станции канатной дороги. Почти все они были субарендаторами у «Шарма». От кафешек не осталось и следа, а их хозяева надеются отсудить у властей недополученные компенсации за снос. Периодически они собираются, чтобы обменяться новостями и обсудить дальнейшие планы. Корреспондент «Примечаний» побывал на одной из таких встреч, и паззл Ай-Петринской истории пополнился новыми подробностями.

Прошлогодний снос кафе на Ай-Петри власти Крыма объяснили заботой об экологии, необходимостью очистить заповедник от незаконного бизнеса и показать способность «наводить порядок железной рукой». Но хозяева кафешек не понимают: почему их снесли, а других не тронули? Ведь на плато осталось еще много объектов, и появляются новые. Причем в совсем уж заповедных местах.

Изначально власти Крыма собирались снести и другие объекты на плато. Например, расположенный непосредственно в заповеднике, на 26-м километре трассы Ялта-Бахчисарай, туристический комплекс, который связывают с депутатом Госсовета РК от «Единой России» Александром Палочкиным. И «поселок нищих украинцев» на смотровой площадке поселка Охотничье. Но, видимо, влиятельность хозяев этих объектов позволила им избежать сноса.

Торговцы с канатки говорят, что разрешили работать и бывшему серому кардиналу площадки Эльдару по кличке Губернатор, или Акула. Поначалу он хотел возгласить протест, но потом стал сотрудничать с чиновниками, помогая им снос ускорить, рассказывали в 2017 году ушедшие с плато бизнесмены. «За это Губернатору и его людям разрешили работать на Ай-Петри после сноса. К чужакам, которые пытались хотя бы со столов поторговать травами и сувенирами, подходили люди монополиста и переворачивали столы с товаром».

У нас был не заповедник

«Нам говорили, что наши кафе стояли в заповеднике, хотя это не так, — объясняет один из соучредителей ООО «Шарм» Ибрагим Сулейманов. — Но проедьте по заповеднику: там и на 26-м километре нормально строятся, и на горе Шишко гостиничные комплексы стоят: вода привозная, договора с «Альтфатером» (ялтинская компания по вывозу мусора. — Ред.). Почему там можно, а нам нельзя? Тем более, что у нас был не заповедник».

«Наши земли никогда не были заповедником, — объясняет предприниматель из ООО «Шарм» Виктор Лямин. — Когда при СССР создавался Ялтинский горно-лесной заповедник, эти земли не включались в его состав, а с самого начала относились к канатной дороге».

Отвергают в «Шарме» и другой аргумент властей в пользу сноса кафе на Ай-Петри — обвинения в загрязнении окружающей среды.

«Ай-Петри курировали экологи и санэпидемстанция, — говорит Сулейманов. — Если какие-то промашки были, мы сразу устраняли и платили штрафы. У нас был туалет-биотал, «Альтфатер» по договору вывозил мусор. А сегодня на нижней станции канатной дороги вырезали канализационную трубу, вставили чоп, вся эта канализация сейчас просто течет. Этого никто не видит».

Это не компенсация, это плата за демонтаж

C «шалманами» на Ай-Петри пыталось справиться несколько поколений чиновников. При Украине троговцы держались, играя на противоречиях конкурирующих политических групп: претензии «оранжевых» отбивали при поддержке «бело-голубых», и наоборот. Хотя случались и проблемы: Могилев в 2007 году пригнал «Беркут» и технику для сноса. Но тогда кафе отстояли, а силовики побоялись межнационального конфликта.

В России двух центров силы нет, здесь одна властная вертикаль. Знакомство с ней у работающих на Ай-Петри началось в 2014 году. «Возле канатки 99% процентов работников были крымскими татарами, — говорит Сулейманов. — Как-то раз рано утром, когда мы приехали на работу, у нас стали брать отпечатки пальцев». Силовики в неформальных беседах объясняли это тем, что кафе на Ай-Петри крышевало бахчисарайское крыло запрещенного в России Меджлиса, лидеры которого имели отношение к столкновениям у Верховного совета Крыма в феврале 2014 года.

В 2017 году городок снесли. Владельцам кафе обещали компенсации и другую землю для размещения бизнеса.

«Почти никто не получил обещанные равноценные земельные участки для предпринимательской деятельности», — говорит сын владельца одного из снесенных кафе Халит Куртсеитов.

Недовольны они и компенсациями.

«Говорят, что нам дали деньги как компенсацию за наши кафе, — объясняет соучредитель ООО «Шарм» Наталья Лямина. — Это неправда. Деньги дали на демонтаж. Что такое три миллиона? Это стоимость услуг компании по разборке кафе. Обещанной земли вообще никто не получил».

Больше всего потерял от сноса сын создателя ООО «Шарм» Чермена Лолаева Ибрагим Лолаев, которому принадлежало огромное бетонное здание недостроенной гостиницы на краю плато. Он говорит, что с ним вообще не было переговоров: просто снесли гостиницу и шесть кафе, ничего не заплатив. Гостиницу он оценивает в 84 миллиона рублей. «При «дележке компенсации» мой объект изначально не включили. Один из чиновников сказал «потому что там не производят чебуреки», — говорит Лолаев.

Сейчас он судится с властями за компенсацию и говорит, что частично выиграл апелляцию.

Мечты о торговой репатриации

«Люди надеются, что Аксенов выполнит обещания и они получат денежные средства, которые не додали, и что будут выделены равноценные земельные участки», — говорит Ибрагим Сулейманов.

Но в мэриях Ялты и Бахчисарая им прямо говорят, что не могут дать земли.

«Сейчас дела в судах, — продолжает Сулейманов. — Решают, что договора недействительны, все решают против нас. Мы хотим видеть такой финал, что глава республики, депутаты Госдумы, которые были гарантом, дадут [нам] землю под бизнес. Мы-то поддержали этих чиновников, пошли им навстречу, а взамен не получили ни хрена. Большинству учредителей ООО «Шарм», как они говорят, денег не было выплачено. Ни одного сантиметра земли на выбор нам не показали на сегодня. А ведь обещали даже коммуникации к земле подвести. Куда бы мы не обращались, ответ один — денег нет и земли нет».

Татары из «Шарма» не оставляют надежд вернуться на плато.

«Участок плато Ай-Петри, на котором мы работали, занимает три гектара, — говорит Ибрагим Сулейманов. — Мы предложили властям выделить людям, которые столько лет проработали на Ай-Петри, хотя бы один гектар плато. Мы бы сделали проект, построили объекты национальной кухни, например, по чебурекам. Там же разместили сувенирные точки. И нам было бы за что жить, и мы бы никому не мешали. Власти сказали — нет».

«Я поддерживаю идею создания на Ай-Петри туристическо-культурного центра, основанного на национальном колорите. Хочется верить, что через суд мы сможем защитить свои права», — говорит Ибрагим Лолаев.

Городок развлечений в европейском стиле

Официальной позиции по будущему Ай-Петри у властей по-прежнему нет. В администрации Ялты, на чьем балансе находится земельный участок у верхней станции канатной дороги, информацией не владеют и сказали «Примечаниям», что это тема Совмина Крыма.

В «Шарме» говорят, что договор аренды земельного участка на плато расторгнут через суд. Теперь им не надо платить аренду. Но земля на публичной кадастровой карте продолжает числиться с целевым назначением «магазины». Хотя по проекту генплана, карта которого сейчас исчезла из общего доступа, земля плато Ай-Петри имеет назначения «зона транспортной безопасности» и зеленые насаждения.

Ни «Шарма», ни чебуреков

Источники в Совмине Крыма утверждают, что на плато появится экологический комплекс, некий городок развлечений в европейском стиле. Этот проект связывают с пятизвездочным отелем «Мрия», который построил в Ялте при Украине «Сбербанк». По слухам, деньги на снос «шалманов» тоже давала «Мрия». Менеджмент отеля отрицает какое-либо отношение к этим событиям.

Евгений Гайворонский

Источник: https://primechaniya.ru/home/news/noyabr-2018/sharm-aj-petri-razveyali-bez-kompensacij

Похожие материалы

Ретроспектива дня