Нужен им берег российский

Post navigation

Нужен им берег российский

Российско-турецкие отношения из-за недавних авиационных инцидентов переживают не лучшие свои времена. Президент Турции Тайип Эрдоган на этой неделе допустил отказ от проекта «Турецкий поток», на который «Газпром» возлагает особые надежды.

Российско-турецкие отношения из-за недавних авиационных инцидентов переживают не лучшие свои времена

Разумеется, немедленно возникли предположения о том, что за этим может последовать разрыв по более широкому кругу экономических вопросов. Однако связи между странами в экономике настолько глубоки, что их прекращение станет тяжелейшим ударом как для одних, так и для других.

 

Россия является для Турции ключевым по значимости торговым партнером, пятым после стран Евросоюза (Германии, Великобритании, Франции и Италии). В прошлом году суммарный товарооборот между государствами составил более 30 миллиардов долларов. Более 10 процентов турецкого импорта и около 4 процентов экспорта приходилось на РФ.

 

Еще недавно говорилось о том, что к 2020 году оборот должен увеличиться более чем втрое, до 100 миллиардов долларов. В таком случае Россия с высокой вероятностью стала бы главным контрагентом Анкары в международной торговле. В свою очередь, в списке основных торговых партнеров России Турецкая Республика идет также на почетном месте — седьмом.

 

Большая часть российского экспорта в Турцию (65 процентов) приходится на минеральные ресурсы, еще 19 процентов составляют металлы. Поставки из Турции в Россию более равномерно разбросаны по разным отраслям. В 2013 году треть занимали машины, оборудование и транспортные средства.

 

Продовольствие составляет 27 процентов (в свете антисанкций, введенных против стран Евросоюза и США, значение Турции в этой области только возросло), продукция легкой промышленности — 16 процентов, химпром — еще 10 процентов.

 

И, разумеется, туризм. Даже после обвала курса рубля «руссо туристо» остались главными гостями в летней Турции. В июне 2015 года они составляли 16 процентов от общего турпотока (немцы — 13 процентов, британцы — менее 8 процентов). Любовь россиян к Турции понятна — Анталья и другие курорты Малой Азии, с одной стороны, доступны, с другой — предлагают довольно приличный сервис.

 

В отличие от другого популярного направления — Египта, в Турции куда менее навязчивый уличный «сервис», а общее качество обслуживания значительно выше. В то же время цены намного ниже, чем в странах Южной Европы.

 

Помимо торговли, существует еще и взаимная инвестиционная активность. В 2013 году Россия инвестировала в Турцию около миллиарда долларов, тогда как турецкий бизнес вложил в РФ свыше полумиллиарда. В инвестиционном обмене участвуют крупнейшие компании обеих стран. Самой масштабной сделкой на сегодняшний день является покупка Сбербанком турецкого Denizbank у группы Dexia за 2,79 миллиарда долларов.

 

Кроме этого, можно выделить покупку «Лукойлом» сети АЗС Akpet за 500 миллионов долларов в 2008 году. Впоследствии, кстати, российская компания попыталась получить компенсацию по сделке, так как были отменены долгосрочные контракты, с прицелом на которые сеть и покупалась. В апреле 2013 года «Интер РАО ЕЭС» приобрела контрольный пакет в местной электростанции Trakya за 67 миллионов долларов.

 

Но самые крупные проекты российского бизнеса в Турции — это газопроводы и атомная энергетика. В 2003 году было завершено строительство «Голубого потока», первого крупного трубопровода между странами. Так «Газпром» вышел на турецкий газовый рынок, став ключевым поставщиком топлива в страну. Первоначальная мощность проекта (16 миллиардов кубометров в год) в ближайшее время будет увеличена примерно на 20 процентов.

 

Проект «Турецкий поток» должен стать еще более амбициозным. По плану через Турцию в страны Средиземноморья должно поступать 63 миллиарда кубометров газа в год. Таким образом и проблема транзита через Украину, в последние годы вызывавшая немало головной боли, может решиться. Сейчас, впрочем, ситуация изменилась: не далее как 6 октября глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что по трубопроводу будет поставляться только 16 миллиардов кубометров и только на турецкий рынок.

 

Другой ключевой для обеих стран проект — строительство «Росатомом» АЭС «Аккую» в Мерсине, на юге страны. Стоимость возведения электростанции составляет около 20 миллиардов долларов. В перспективе она обеспечит около 7 процентов всего энергопотребления в стране. Это крупнейший проект российской атомной госкорпорации за пределами России и, возможно, самый выгодный. Пользу для Турции, которая покупает топливо за рубежом, а гидроэнергетика в стране развита относительно слабо, тем более трудно переоценить.

 

Эти проекты Эрдоган и пригрозил заморозить после инцидента с появлением российского военного самолета в воздушном пространстве Турции. Понятно, что при такой деградации отношений этим дело не ограничится. Разрыв грозит миллиардными убытками как перечисленным российским компаниям, работающим в Турции, так и самим туркам, прежде всего, строителям, давно уже обосновавшимся на рынке России.

 

Как обычно говорят в таких случаях, экономика может стать заложницей политики.

 

С другой стороны, именно наличие столь глубоких связей между бизнесом обеих стран и их взаимозависимость позволяют надеяться, что дальше громких заявлений на публику дело все же не пойдет.

 

http://lenta.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня