Походы юных краеведов по родному Крыму (27)

Post navigation

Походы юных краеведов по родному Крыму (27)

Евпатория: Текие дервишей, мечеть Шукурулла эфенди и музей

В дни осенних каникул Асан акай, друг Володя и его братишка Миша познакомились с древним городом Евпаторией, который во времена Крымского ханства назывался Кёзлев.

После ознакомления с культурно-этнографическим центром «Одун базар къапусы» («Ворота дровяного базара») они посетили ещё один памятник истории, культуры и архитектуры, в состав которого входят здания текие и мечети, а также экспозиция музея.

Единственный в Крыму памятник истории, культуры и архитектуры ХIV-XV вв. (объект культурного наследия народов России федерального значения с 17 октября 2015 г.), состоящий из трёх зданий: текие, мечети и медресе. 

Текие (обитель дервишей) в плане приближается к квадрату (длина сторон около 11,8 м). Верхняя часть благодаря срезу углов переходит в восьмигранник, который венчает купол диаметром 9,5 метров. Высота здания около 20 метров. Внутри большой зал, обрамлённый по периметру 19 кельями, одна из которых имеет выход наружу. Выход из каждой кельи ведёт в центральный зал. Западнее текие расположено здание мечети Шукурулла эфенди (последняя четверть ХVIII в). В здании бывшего медресе расположен музей крымскотатарской культуры. 

В середине XIII века в Крым проникают дервиши различных суфийских течений. Одной из причин расцвета суфизма были контакты крымцев с культурными центрами ислама, а также постоянное проникновение в страну Крым суфийской литературы. Обнаруженная в Узбекистане книга «Каландарнаме» (1966 г.) принадлежит перу крымского автора XIV в. Абу Бакра Каландара, считавшего Джалаладдина Руми своим наставником и является прекрасным образцом суфийской литературы. Этот объёмный трактат создан в 1320/21-1339/40 гг. и посвящён вопросам суфизма и мусульманской этики. 

Больше всего текие – девять — было в Бахчисарае, семь текие — в Кефе, четыре — в Карасубазаре, три — в Кёзлеве, три — в Акмесджите, две — в Эски Кърыме, одно — в Керчи. Особое место занимал суфийский центр Азис Малик-Аштер в Эски-Юрте.

Благоприятная для «ищущих Путь» обстановка в Крымском юрте, очевидно, была и в дальнейшем одной из причин продолжавшегося здесь развития суфизма. Суфиями были крымские Гиреи: Ислам-Гирей II (1584—1588), Менгли-Гирей II (род. 1681 — ум. 1730), Хаджи-Селим-Гирей I (1684—1691, 1692—1699), Шахбаз-Гирей (род. 1728 — ум. 1793).

Суфием был и великий кёзлевский кедай Ашик Умер (1621—1707), об этом говорят не только его произведения, но и записанные им сны, и другие мистические озарения.

Друзья зашли на территорию музейного комплекса
Друзья зашли на территорию музейного комплекса
Что-то неизведанное ждёт их в этом необычном месте
Что-то неизведанное ждёт их в этом необычном месте
Вид мечети Шукурулла эфенди
Вид мечети Шукурулла эфенди
Ребята рассматривают фрагменты верхней части минарета
Ребята рассматривают фрагменты верхней части минарета
Перед уникальным зданием текие
Перед уникальным зданием текие
Вид текие с южной стороны 
Вид текие с южной стороны
Зал, обрамлённый кельями дервишей
Зал, обрамлённый кельями дервишей
Такого друзья ещё не видели и не слышали
Такого друзья ещё не видели и не слышали
Экспозиция музея. Стенд «Ислам»
Экспозиция музея. Стенд «Ислам»
Стенд «Суфизм»
Стенд «Суфизм»
Стенд «Современные изделия «Орьнек» 
Стенд «Современные изделия «Орьнек»
Ребята экспозиционном зале
Ребята экспозиционном зале
Стенд «Керамика XVII – XIX в.в.»
Стенд «Керамика XVII – XIX в.в.»
Прощаясь с уникальным музейным комплексом ребята сфотографировались у чешме на фоне надписи «Бисмилля-ир-Рахман-ир-Рахим. Машалла».
Прощаясь с уникальным музейным комплексом ребята сфотографировались у чешме на фоне надписи «Бисмилля-ир-Рахман-ир-Рахим. Машалла».

Дополнительный материал по теме:

1. Походы юных краеведов по родному Крыму (26)

2. Походы Асан-акая и Вовы-акая по родному Крыму (25)

3. Походы Асан-акая и Вовы-акая по родному Крыму (24)

Похожие материалы

Ретроспектива дня