Почему турецкие генералы уходят в отставку

Post navigation

Почему турецкие генералы уходят в отставку

Уход в отставку почти в полном составе высшего командования вооруженных сил Турции — событие в новейшей истории страны экстраординарное. Поэтому оно вызвало оживленные комментарии в турецкой и в мировой печати.

Уход в отставку почти в полном составе высшего командования вооруженных сил Турции - событие в новейшей истории страны экстраординарноеСуществует множество версий и предположений. В частности, некоторые эксперты считают, что в армии Турции началась «чистка» и на смену так называемого светского командования на высокие посты в руководство армии будут продвигаться прямые ставленники правящей команды Реджепа Тайипа Эрдогана и Абдуллы Гюля, которых относили к числу политиков «мягкого» исламского толка. Смены караула в вооруженных силах следовало ожидать после победы на парламентских выборах правящей Партии справедливости и развития.

Внешним поводом к отставкам послужили разногласия между военными и правительством, аресты более двухсот военнослужащих, последовавшие за раскрытием будто бы имевшего место заговора 2007 года. Но события с отставкой начальника генштаба Ышыка Кошанера и других высокопоставленных генералов приобрели настолько обвальный характер, что это наводит на иные мысли.

В своем обращении к «Братьям по оружию» Кошанер назвал дальнейшее пребывание на посту начальника генштаба невозможным, хотя он принял его всего год назад. Его отставка состоялась через несколько часов после того, как суд обвинил 22 подозреваемых, включая нескольких генералов и офицеров, в проведении интернет-кампании с целью смещения правительства. То есть складывается впечатление, что правительству Эрдогана удалось предотвратить в стране очередной военный переворот.

Такая версия считается «проходной», поскольку действительно с 1960 г. армия трижды смещала гражданское правительство Турецкой Республики. Однако если все же попытаться проанализировать ситуацию с другой стороны, то возникает немало вопросов.

Речь идет о судебном деле «Эргенекон», которое было начато турецкой прокуратурой против турецких военных еще в 2007 году, Именно тогда газета «Тараф» опубликовала добытый неизвестно как сценарий, который якобы был разработан еще в 2003 году рядом высших турецких офицеров с целью совершения государственного переворота. Затем следствие регулярно организовывало утечку информации о разработанном плане военных «Кувалда», который предусматривал насильственное свержение правительства. При этом прокурор Зекерия Оз, возглавляющий это следствие, утверждал, что располагает документальным подтверждением этих планов.

В дополнение к этому в апреле 2009 года появились сообщения о том, что полицейские в доме отставного генерала Левента Бекташа изъяли документы, описывавшие еще один план военного переворота под названием «Клетка».

Вообще — то легкость, с которой властям удается добывать в нужный момент и в нужное время такие документы, удивляет. Турецкие военные — люди опытные, и вряд ли они держали бы какие-то обличающие их документы в офисах или дома. Тем не менее на волне разоблачений планов военных строилась агитационная работа правящей партии накануне референдума, который утвердил предложенные поправки в конституцию, в том числе и по ограничению влияния военных. Но до сих пор не состоялось ни одного судебного процесса по «Эргенекону», а подозреваемые военные, и не только они, отрицают предъявленные обвинения. Ссылка же властей на то, что еще накануне выборов 2002 года ПСР подвергалась судебным преследованиям, а сам Эрдоган находился под следствием, и что Генеральная прокуратура Турции выступила с инициативой о запрете партии, прямой привязки к операции «Кувалда» не имеет.

В то же время никто не скрывает, что в Турции происходит схватка между политической и новой финансо-экономической элитой, пришедшей к власти вместе с партией Эрдогана, и могущественным военным лобби, которое традиционно позиционирует себя в качестве гаранта светского режима.

Кабинет Эрдогана стал осуществлять экономические реформы, направленные на разрушение госсектора в экономике и отход от госкапитализма, становление которого началось со времен Кемаля Ататюрка. Идет приватизация отдельных, но важных отраслей национальной экономики. Из госкомпаний изгоняются военные и их ставленники. По некоторым сведениям, в последнее время начался этап выдавливания армейского генералитета и из ВПК Турции, поскольку правительство изменило подходы к осуществлению военно-промышленной политики страны.

Но это все — невидимые миру нюансы ведущейся жесткой закулисной борьбы в высших эшелонах власти Турции. Публично же политические силы, за которыми стоят военные, обвиняют правящую партию в стремлении исламизировать страну. В свою очередь партия Эрдогана подозревает военных в стремлении вернуть Турцию к военной диктатуре.

Исход противостояния турецких военных и правительства пока не очевиден. По оценке многих экспертов, турецкие генералы отличаются сплоченностью и могут предложить новые способы политической борьбы с правительством. Поэтому неслучайно новым начальником генерального штаба вооруженных сил Турции был назначен генерал Недждет Озел, который до этого не служил в армии. Он занимал должность командующего жандармерией, силовой структурой, соперничающей с армией. Так что в будущем можно ожидать новых осложнений уже в самой армии, которую, судя по всему, тоже ждут реформы. Как сообщают СМИ, Эрдоган собирается перейти на контрактный принцип формирования вооруженных сил и сократить обязательный 15-месячный срок службы по призыву. Кроме того, правительство намерено запустить программу по созданию основного боевого танка собственного производства и десантных кораблей.

По мнению многих наблюдателей, отставки в вооруженных силах, едва были замечены в широких слоях общества. Полагают, что позиции правительства весьма прочны, благодаря тому, что ему удалось добиться экономической и финансовой стабилизации в Турции.

Пока же в Турции звучат успокоительные заявления. Президент Турции Абдулла Гюль заявил, что отставка высшего командования вооруженных сил не приведет к кризису. Правительство и руководство вооруженных сил страны проводят совещания, главной темой которых является назначение на должности членов высшего командного состава турецкой армии. Однако в этом году ежегодное совещание Высшего военного совета страны существенно отличается от предыдущих. На этот раз решения принимает только правительство страны.

Станислав ТАРАСОВ

Источник: http://rus.ruvr.ru/2011/08/02/54072423.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня