Прошел год правления Джарты

Post navigation

Прошел год правления Джарты

Сторонников у крымского премьера почти не осталось

17 марта исполнился ровно год с момента назначения Василия Джарты председателем Совета министров Автономной Республики Крым. После пришествия на должность, человек, которого называют «правой рукой Рината Ахметова», обещал крымчанам многое. Выполнил он лишь часть обещанного, но и этого хватит, чтобы признать — на полуострове произошли перемены, последствия которых жители АРК будут чувствовать не один год.

Взятие Крыма

Председатель Совета министров Крыма Василий ДжартыПриход на должность председателя Совета министров АРК Василия Джарты озадачил в Крыму многих. Одного из «серых кардиналов» Партии регионов опасались как коммунисты, чьим «запасным аэродромом» Крым был давно, так и местные «регионалы», превратившие с приходом в президентское кресло Виктора Ющенко полуостров в свою базу. Казалось бы, с победой на президентских выборах Виктора Януковича крымская ячейка Партии регионов вообще должна была возликовать. Но произошло все с точностью до наоборот.

Местные «регионалы» прекрасно помнили, как в октябре 2009 года тогда еще кандидат в президенты Янукович прилюдно назвал главного «регионала» Симферополя — городского главу крымской столицы Геннадия Бабенко «засранцем». Уже тогда стало ясно: в любом случае руководство Партии регионов не намерено мириться с превращением крымской ячейки этой политсилы в «тихое болото». Партийные репрессии последуют независимо от того, кто победит на президентских выборах.

Победил Янукович. И сразу взялся за укрепление власти. При этом, пресловутое «укрепление вертикали» началось не только в органах власти, но и в Партии регионов. На полуостров откомандировали людей из одного из наиболее сплоченных «кланов» «регионалов» — «макеевских». Во главе их стоял бывший министр окружающей среды, «правая рука Рината Ахметова» и один из «серых кардиналов» в Партии регионов Василий Джарты. Почву к его приходу на полуостров готовили загодя. Еще в сентябре 2009 года глава «регионалов» АРК Василий Киселев написал заявления о переходе в центральный штаб партии и освободил должность главы ПР в Крыму.

 

С сентября по февраль и.о. председателя крымской республиканской организации (КРО) ПР исполнял эск-секретарь горсовета Ялты Алексей Боярчук, а после — спикер Верховного совета АРК Владимир Константинов. Однако Джарты не был новичком в Крыму. В апреле 2010, когда его выбрали на пост главы КРО «регионалов», исполнялся год с того момента, как он был поставлен «куратором» от главного штаба партии в Крым. В далеком апреле 2009 Джарты должен был способствовать поднятию рейтинга партии на полуострове к президентским выборам. Что ему и удалось. За Януковича проголосовало 78,24% крымчан.

Когда Джарты назначили председателем Совета министров АРК и избрали главой КРО ПР, он незамедлительно начал чистку в собственной партии и наступление на электоральные позиции других партий. Больше всего проблем у Джарты возникло с главой Ленинской организации ПР, бывшим главой Верховного совета АРК Анатолием Гриценко. «Сегодня она (Ленинская организация ПР. — Ред.) не подчиняется решениям крымской республиканской организации ПР, и контрольная комиссия изучает состояние партийной дисциплины в ней», — даже спустя почти год после своего пришествия на полуостров жаловался Джарты газете «КоммерсантЪ-Украина». Что характерно, в январе 2011 Гриценко таки арестовали по обвинению в превышении полномочий при изъятии более 4,8 тысяч гектаров земли у военного совхоза «Азовский».

 

Будучи главой Ленинской райгосадминистрации Гриценко, по версии прокуратуры, нанес такой сделкой вред государству на 23 миллиона гривен. На политической карьере экс-главы ВС АРК был поставлен крест. Но еще до расправы с главным политическим соперником Джарты существенно укрепил свое положение на полуострове. Как признавался глава правительства Крыма, он позаботился, чтобы «у руля» полуострова стали нужные люди. «Я, как руководитель республиканской организации партии, контролировал персональный состав списков кандидатов в депутаты Верховного Совета Крыма. Так что теперь расшатать ситуацию в партии сложно кому бы то ни было», — говорил Джарты.

Таким образом, осенью 2010 он окончательно взял власть в Крыму в свои руки. В правительстве Крыма было обеспечено мощное лобби «макеевских» — заместителем Джарты остался Павел Бурлаков — экс-заммэра Макеевки, Министерство промышленной политики, топлива и энергетики возглавил уроженец этого же города Игорь Зосимов. Да и одна из самых важных для Крыма отраслей — туризм — была в конце-концов отдана уроженцу Макеевки Георгию Псареву. Такая политика не могла оставить местных «регионалов» равнодушной. «Очень много было нареканий, что я приехал со своей командой из Макеевки, из Донецка и других территорий», — признался Джарты в интервью 5-му каналу недавно. «Теперь люди понимают, что мы делаем поступательные шаги, которые понятны для людей и независимо от того, откуда люди приехали», — сказал он. Примечательно, что «понимание» совпало с открытием дела против Гриценко.

Однако если уж в местной ПР возмутились таким поведением нового «главного по полуострову», то что говорить о других партиях. Правление Джарты ознаменовалось затяжным кризисом между ПР и местными коммунистами. «Вы завезли в Крым все, что угробило там Макеевку, все то, что сегодня не нужно Макеевке. Это ваш такой сброд, если хотите. Вы решили провести выборы с битой в руках. Ударить битой по голове крымского народа», — не унимался лидер крымских коммунистов Леонид Грач. Такая непримиримая политика Грача со временем стоила ему места в КПУ. А Джарты сконцентрировал в руках такие полномочия, что уже испугал и киевских «регионалов»: «родная» фракция не поддержала законопроект, согласно которому часть полномочий местных советов Крыма переходила к Совету министров АРК. Но и без того власти у бывшего мэра Макеевки хватало. Казалось бы, с такой властью, можно решить любые проблемы. И Джарты попытался…

«Регионалы» и «татарский вопрос»

Одним из самых наболевших вопросов на полуострове с момента независимости является вопрос межэтнических отношений. Особенно остро он стоит в связи с другим, не менее важным вопросом — земельным. И Джарты попытался одним махом решить оба этих вопроса. Сначала он был категоричен: «Я подготовил письмо, официально направлю Джемилеву, для того чтобы самостоятельно самозахваты начали разбирать и освобождать эти территории. Другого варианта нет». В противном случае Джарты пообещал силой отнимать захваченную землю и сносить постройки. Однако потом он изменил свою точку зрения.

 

«Те дома, которые сегодня построены, где уже родились дети, где уже обжились люди, — мы должны идти навстречу, мы не будем бульдозером сносить эти дома, это уже произошло. И я, как гражданин, говорю, что я бы инициировал узаконить подобные здания, где реально живут люди», — сказал Джарты в январе 2011. А потом ряд самозахватов и вовсе легализировали. Более того, при вмешательстве главы Совета министров АРК был решен один из наиболее принципиальных для крымскотатарской общины вопросов — выделение земли на строительство соборной мечети в Симферополе. Вопрос, который при предыдущей власти «завис» в воздухе, при Джарты решился довольно быстро. Данное событие обрадовало не только крымских татар, но и ПАСЕ.

Однако такая политика вызвала недовольство части славянского населения Крыма. Тем более, что ряд «нетатарских» самозахватов легализирован не был. Да и ряд других предвыборных обещаний Джарты не выполнил: так, все крымские пляжи так и не стали открытыми для всех, производство на Симферопольском автозаводе троллейбусов не наладили, не была разделена представительская и исполнительная власть, стихийную торговлю не запретили, да и свои депутатские полномочия Джарты сложил лишь 4 месяца спустя после повторного назначения его в Совмин.

 

В придачу ко всему при Джарты начали «зажимать» предпринимателей. Из Крыма ушел российский миллионер Александр Лебедев, немало вложивший в инфраструктуру полуострова. А это значит, что строительство его объектов, на которых могли найти работу крымчане, оказалось приостановленным. Кроме того, Джарты вынужден был проводить на полуострове правительственную политику, в т.ч. и налоговую. И Крым, в котором в силу туристической специфики, очень хорошо развит мелкий и средний бизнес, вряд ли стал испытал чувство благодарности к Джарты. Сейчас отношение к «регионалам» среди населения полуострова не самое теплое.

С другой стороны, крымские татары тоже не удовлетворены политикой правительства полуострова. Не вся земля, на которую надеялись, отдана в их собственность. Правление Джарты совпало с глубочайшим кризисом меджлиса и усилением оппозиционных ему организаций. 15 марта в Симферополе эти организации устроили акцию протеста против меджлиса. Собравшиеся критиковали как меджлис, так и крымскую власть, которая, по их мнению, игнорирует потребности крымских татар.

 

Одним словом, сторонников на полуострове у Джарты почти не осталось. Но, может, они особо и не нужны, когда твоя власть почти не ограничена?..

Источник: http://podrobnosti.ua/analytics/2011/03/17/758612.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня