Владимир Путин в пятницу, 5 декабря, встретился с федеральными и региональными омбудсменами. Обсуждались актуальные вопросы соблюдения прав человека и развития институтов гражданского общества в регионах. Президент подчеркнул, что в таком широком составе правозащитники еще не собирались.

Об институте уполномоченных
Институт омбудсменов состоялся и укрепился в России и востребован обществом.
Закон об уполномоченном по правам человека, который был принят еще в 1997 году, нуждается в актуализации, считает глава государства. Речь идет о повышении статуса и укреплении гарантий работы региональных уполномоченных, уточнил он. Омбудсмен Элла Памфилова рассчитывает, что проект закона, повышающий статус уполномоченных по правам человека, будет передан в Госдуму до конца года.
Путин считает недопустимым назначение омбудсменами людей, приближенных к местным властям.
О совершенствовании закона об НКО-иностранных агентах
Владимир Путин согласился с тем, что положение об НКО — иностранных агентах требует совершенствования. Внимание президента на это в очередной раз обратила омбудсмен Элла Памфилова.
Президент подчеркнул, что при принятии закона не было цели «кого-то обидеть или унизить». Его смысл был в том, чтобы из-за границы с помощью финансовых ресурсов никто не вмешивался во внутреннюю политическую жизнь РФ.
Закон неидеальный, признал Путин, и в чем-то не соответствует сегодняшнему дню — надо его поправлять, так как некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать.
Об амнистиях
Глава СПЧ Михаил Федотов предложил объявить широкую амнистию к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В ответ Путин сказал, что, конечно, он в целом за амнистию, но призвал «не частить» с ними и подходить взвешенно.
За частыми амнистиями не должен теряться сам смысл наказания за совершенное преступление, сказал Путин.
Также глава государства пообещал, что будет лично следить за исполнением закона об офшорной амнистии, о которой объявил накануне в послании Федеральному собранию, и в случае необходимости незамедлительно реагировать на нарушения.
О давлении на Россию: «руки коротки»
Путин не согласился с оценкой уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой в том, что на Россию оказывается давление «со всех сторон».
«У нас сейчас настолько сильный народный иммунитет, настолько мы сейчас все в этих тяжелых условиях, когда Россию давят со всех сторон <…> Мы завтра поймем, насколько мы жили благополучно, в условиях этих санкций <…> Нам предстоит пережить целый ряд сложностей, и люди готовы пойти и идут на эти ограничения ради того, чтобы сохранить свое национальное, человеческое достоинство, сохранить страну, но при одном условии — и вот это очень важно, — что это будет по-честному, по-честному вместе с властью, что это будет, скажем, на основе взаимного доверия бережного отношения к людям», — сказала Памфилова.
«Никто нас не давит. Так, пытаются поддавливать, — отметил он, — И уж точно совершенно не со всех сторон: у них и руки коротки, чтоб со всех сторон-то охватить».
О судебной системе и суде присяжных
Путин не согласился с мнением правозащитников, что российский суд является несправедливым. При этом он считает, что судебную систему нужно совершенствовать как независимую ветвь власти, так как от этого во многом будет зависеть устойчивость государства: «Чувство справедливости, которое возникает у гражданина после рассмотрения дела в суде, является чрезвычайно важным для общего самочувствия государства, для его устойчивости».
Президент РФ Владимир Путин не исключает возможности расширения полномочий суда присяжных, который сейчас работает по наиболее общественно опасным составам преступлений.
О бизнесе
В нынешних сложных условиях власти делают упор на свободу предпринимательства, а не на государственное регулирование в этой сфере, сказал Путин.
Президент РФ считает ошибкой сначала резкое повышение социальных взносов для бизнеса, а затем фактическую отмену этого решения.
О людях нетрадиционной ориентации
Путин считает, что якобы существующая в России проблема с правами секс-меньшинств — «это ярлык, повешенный другим странами».
Среди стран, которые пытались навесить на Россию ярлык гомофобии, были в том числе и США, где в некоторых штатах была предусмотрена уголовная ответственность за гомосексуализм, хотя соответствующий закон и был приостановлен судом. «У нас нет никакой уголовной ответственности», — напомнил российский лидер.
Права всех категорий граждан в РФ одинаково соблюдаются, но стратегический выбор — это традиционная семья, сказал президент.