Украина меняет Приднестровье на Молдову и Румынию
Население Приднестровья, треть которого составляют украинцы, страдает из-за неуверенности в завтрашнем дне, безработицы, бедности, беспросветности. Похоже, цивилизованный демократический мир, в частности и Украина, бросили их на произвол судьбы. Об этом пишет 3 марта газета «День» в статье под названием «Республика, которой нет», подписанной Олесем Бесарабом.
«В офисе украинского общества культуры в Бендерах каждый день многолюдно. Это приднестровцы оформляют украинское гражданство…
Уже более 100 тыс. жителей этой территории получили украинские паспорта, а желающих меньше не становится. Среди претендентов на украинское гражданство, как правило — люди работоспособного возраста, рассчитывающие найти на Украине работу, продолжить учебу. Потому что в ПМР для них из-за безработицы, низких заработков, социальной незащищенности нет перспективы… Холодная война между Приднестровьем и Молдавией продолжается по сей день. Нет сил и времени пересказывать, что сказал за это время Кишинев в адрес Тирасполя и что тот ответил. Переговоры между обеими сторонами зашли в тупик.
Совершенно очевидно, что ни Америка, ни ЕС, ни Россия с Украиной тоже не знают, как решить этот региональный ребус, что и превращает Приднестровье в забытую Богом и человечеством территорию, резервацию почти в центре Европы. Продолжается экономическая блокада со стороны Молдавии. И до сих пор не налажено стабильное движение железнодорожного транспорта в сторону Украины. Инвесторы из-за неопределенности статуса ПМР боятся вкладывать средства в ее экономику», — отмечает автор.
По мнению автора, Приднестровье и Украина во многом похожи. «Территории обоих — континентальное перепутье, яблоко раздора между несколькими геополитическими силами. Этот богатый край пережил войны, восстания, ограбления. Сначала он был под рукой галицко-волынских князей, потом перешел к молдавским владыкам, впоследствии его захватили на 300 лет турки, которых вытеснил российский двуглавый орел и господствовал век. Во время гражданской войны в России сюда вторглись румыны, после чего эта территория вошла в состав УССР, а еще позже — в Молдавскую ССР. Тогда местное население на 60% состояло из украинцев. За полвека пребывания в большом многонациональном советском котле оно до неузнаваемости изменило свою структуру, разделившись на четыре части: по 30% (приблизительно по 250 тыс. человек) приходится на украинцев, русских, молдаван, остальные — болгары, гагаузы, евреи и другие. Все вместе они — новое историческое сообщество — народ Приднестровья, имеющий свою историю, менталитет, обычаи…», — пишет издание.
«25 августа 1991 года Верховный Совет ПМР принимает Декларацию о независимости. А через четыре дня делегация ПМР во главе с Игорем Смирновым прибыла в Киев с намерением просить Верховную раду принять решение о включении ПМР в состав Украины. По одной из версий, гостей из Приднестровья сначала принял тогдашний председатель комитета ВР по международным отношениям Дмитрий Павлычко, который, как рассказывают приднестровцы, поддержал их идею и стал ее продвигать по коридорам власти. Однако Леонид Кравчук (тогда глава ВР Украины) ее не воспринял. Дальше произошло нечто такое, от чего, например, мне очень стыдно, — пишет автор. — По звонку из какого-то очень высокого столичного кабинета в Киев прибыли молдавские правоохранители и арестовали приднестровскую делегацию.
Очевидно, тогдашнее руководство Украины побоялось портить отношения с Кишиневом и Румынией и создавать еще один прецедент сепаратизма. То есть украинские власти променяли судьбу 250 тыс. украинцев и почти миллиона жителей Приднестровья на хорошие отношения с Молдавией, на целостность своего государства и спокойствие на его границах. Возможно, действительно не следовало тогда в интересах европейской безопасности принимать предложение приднестровцев, но почему руководство уже независимой Украины не сделало жестких заявлений относительно нарушения прав украинцев?»
Источник: ИА REGNUM