Россия отдала Приднестровье Украине?

Post navigation

Россия отдала Приднестровье Украине?

Президенты Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали на прошлой неделе совместное заявление по приднестровскому урегулированию. И если официальная часть документа содержит лишь ни к чему не обязывающие слова о соблюдении территориальной целостности Молдавии, то неофициальное приложение окончательно решает судьбу Бессарабии.

Уже в ближайшее время Тирасполь может стать столицей автономной республики в составе Украины. Что получит за это Россия — разбирался корреспондент Версии Георгий Филин.

В прошлый понедельник из службы протокола украинского президента произошла утечка информации о вопросах, не внесенных в официальную повестку киевского саммита с участием двух президентов. Говорят, что утечка была хорошо оплачена функционерами из Блока Юлии Тимошенко — одним из первых копии документов получил руководитель комитета Верховной рады по иностранным делам, член фракции БЮТ Олег Билорус. Так или иначе, реальная программа переговоров вокруг Молдавии и Приднестровья стала достоянием общественности, и она весьма отличается от формальной, в которой Медведев и Янукович «подтвердили свою приверженность ранее достигнутым в переговорном процессе договоренностям, подчеркнули стабилизирующую роль нынешней миротворческой операции в Приднестровье и выразили намерение содействовать возобновлению переговоров».

Копии протоколов о намерениях России и Украины относительно Молдавии и Приднестровья из профильного комитета Верховной рады Украины были немедленно переданы молдавской стороне и произвели в Кишиневе эффект разорвавшейся бомбы. «Совместное заявление президентов России и Украины по приднестровскому урегулированию представляет собой ультиматум в адрес Молдавии и является началом новой военно-политической экспансии на постсоветском пространстве, — заявил председатель движения «Народное действие» Сергей Мокану. — Киев и Москва решили действовать по принципу «разделяй и властвуй». А премьер-министр Молдавии Владимир Филат выразился еще яснее: «В бизнесе есть такое понятие, как «поглощение». Вот нечто подобное нам и готовят в Киеве и Москве. И нас даже не думают спросить, что мы сами об этом думаем». Все верно: у курицы ведь тоже не спрашивают, хочет ли она быть зажаренной на обед. Конечно, не хочет! Но ведь она — еда по определению. Примерно в таких метафорах расписала ситуацию корреспонденту «Нашей Версии» евродепутат от Латвии Инесе Вайдере, отметив также, что Евросоюз, по всей видимости, закроет глаза на складывающуюся вокруг Молдавии ситуацию. Восточной Европой заниматься сейчас всем недосуг: евро падает, экономика ряда стран трещит по швам, так что Брюсселю не до Кишинева. Не то, что еще год назад.

Что же приготовили Молдавии и Приднестровью Россия и Украина? Следует сразу оговориться: попавшие в руки украинских журналистов протоколы готовились украинской стороной и являют собой исключительно «украинское видение» решения приднестровского, а заодно и молдавского вопросов. В документах оговаривается следующая схема: вначале, примерно в ноябре-декабре текущего года, в Тирасполе инициируют референдум о статусе республики, на котором будет решено присоединиться к Украине в качестве автономной республики, примерно с теми же правами, что и у Крымской автономии. Почему не к России? Очень просто: экономически целесообразнее присоединение именно к Украине, ибо экономика региона в значительной степени завязана на Одесскую область. Тем временем Россия начнет в Молдавии программу «оранжевой контрреволюции», и уже весной следующего года власть в Кишиневе попадет в руки промосковского политика.

Конечно, ни о каком аншлюсе Молдавии со стороны России речи и быть не может. Технология иная: досрочные выборы в парламент, куда придут новые, еще не засвеченные в молдавской политике люди. Люди эти будут сговорчивы и не слишком зациклены на национальной идее, а самое главное, у них будет общий интерес — развивать бизнес-связи с Россией. Продать в России большую партию вина — вот что будет их интересовать, причем гораздо больше, нежели развитие молдавского языка или интеграция с Румынией. Механизм досрочных выборов уже запущен. А президента в Молдавии избирают парламентарии, а не народ, так что привести к власти «своего человека» будет делом техники.

«Новое руководство Украины заняло новую позицию по отношению к Приднестровью, и, по сути, она — копия позиции России, — заявил Олег Билорус. — Позицию Москвы мы знали и раньше: забирайте себе Приднестровье, а нам отдайте Молдову — именно в таких выражениях решить приднестровскую проблему предлагали Виктору Ющенко два года назад. Но теперь и позиция Киева ничем принципиально не отличается — хватай, сколько сможешь унести».

В Кишиневе об аппетитах России догадывались давно. Именно эти аппетиты объясняют стремление России сохранить в не признанной мировым сообществом республике имеющийся статус-кво — ни нашим, ни вашим. После грузино-югоосетинского конфликта 2008 года и признания независимости Абхазии и Южной Осетии у Тирасполя появился шанс запустить процесс окончательного отсоединения от Молдавии и получить признание независимости в Москве. Но шанс оказался призрачным: в Кремле дали понять, что там-де еще окончательно не определились. А 18 марта 2009 года в Москве было принято совместное заявление президентов Молдавии, Приднестровья и России, в котором особо оговаривалось: нынешняя миротворческая операция в регионе может быть трансформирована в «мирогарантийную» операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования. А кому нужна эта «мирогарантийная» операция? Да никому — ни Кишиневу, ни Тирасполю, ни Москве… Другими словами, ситуацию попросту «заморозили», создав для европейцев видимость, мол, вот договариваемся, решаем вопрос. Решать его таким образом можно было до бесконечности. Впрочем, как считают эксперты, уже тогда, весной прошлого года, в Кремле все детально просчитали: и то, что президентом Украины станет Виктор Янукович, и то, что «на двоих» пообедать Молдавией можно будет гораздо быстрее и безопаснее, нежели в одиночку. Нужно было только набраться терпения и дождаться момента ухода непредсказуемого Виктора Ющенко, с которым делиться было бы хлопотно. А новый глава Украины прекрасно разбирается в мелочах и понимает, на какой кусок можно разинуть роток, а на какой — не стоит.

«Мы знали, что нам готовят, но не могли этому противостоять, — разъясняет Сергей Мокану. — И мы до конца не верили в то, что на Украине произойдет смена власти. Юлия Тимошенко не стала бы таким же удобным партнером для Москвы, как Виктор Янукович, и сговор по Молдавии и Приднестровью был бы неосуществим. Но все изменилось в считанные дни, и теперь мы стоим перед выбором: или Молдавия будет российской, или ее не будет совсем. А на Приднестровье уже точит зуб Украина. И о каком диалоге можно вести речь? По сути, нам поставили ультиматум». «То, что задумали в отношении Кишинева и Тирасполя в Киеве и Москве, неприемлемо с точки зрения международного права. Это — путь в никуда, — считает Олег Билорус. — В Молдавии уже заговорили о роспуске парламента, республика бурлит, и у России появился шанс провернуть все даже быстрее, чем планировалось. Я думаю, конфликт еще обострится, поскольку в Кишиневе уже речь идет и об особой процедуре выборов президента. Понятное дело, это только начало, и дальше, очевидно, будет хуже».

Надо сказать, что Россия делает территориальные подарки Украине не впервые, и Приднестровье не станет самым щедрым из них. Благодаря России Украина значительно расширилась за счет Донбасса, Крыма и территории, ранее входившей в состав Бессарабской губернии. Но в администрации украинского президента поспешили дезавуировать документы, просочившиеся в прессу. «Приднестровье останется независимым и не войдет в состав Украины, — заявила представитель администрации президента Януковича Анна Герман. — Подобные домыслы о договоренности между российским и украинским президентами о вхождении Приднестровья в состав Украины — провокации Блока Юлии Тимошенко, распространяемые ее депутатами, завидующими политическим и дипломатическим успехам команды Виктора Януковича с целью дестабилизировать обстановку в стране». Звучит бодро, но неубедительно, тем более что в Верховной раде Украины уже вовсю обсуждают процедуру грядущего украинского референдума о присоединении Приднестровья. Даже придумали лозунг: «Приднестровье — первый этап новой Переяславской рады» — ни больше ни меньше!

Отреагировала и Румыния: официальный Бухарест уже пригрозил ввести войска в приграничные с Молдавией населенные пункты и, как выразился румынский президент Траян Бэсеску, «в случае необходимости готов будет протянуть руку помощи румынским братьям в Кишиневе». «Если у Киева есть претензии по поводу возврата Приднестровья Украине, то при этом там не должны забывать о возврате Кишиневу Южной Бессарабии и Северной Буковины — территорий, которые бывшая Украинская ССР получила после Второй мировой войны, — заявил Бэсеску. — Москва, а сейчас и Киев пытаются создать на территории, которая в конце Второй мировой войны должна была быть возвращена Румынии, псевдофедерацию из трех политико-юридических псевдосубъектов. Но мы будем всячески противостоять российско-украинскому плану ампутации Бессарабии». Кстати, Румыния до сих пор не признала Молдавию в качестве суверенной страны и уклоняется от подписания договора о границе между двумя странами. Сейчас Бэсеску вновь подтвердил, что не видит необходимости в таком соглашении. А это означает, что Румыния не оставила намерений присоединить Молдавию.

korrespondent.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня