Саммит Украина-ЕС: Очередное фиаско Ющенко

Post navigation

Саммит Украина-ЕС: Очередное фиаско Ющенко

В пятницу в Киеве состоялся тринадцатый саммит Украина-ЕС. Столичные аналитики поспешили объявить мероприятие провальным. Мотивируют столь резкие оценки тем, что не были подписаны договоры о политической ассоциации и зоне свободной торговли — а это заранее анонсировалось украинским МИДом и Секретариатом президента.

Теперь неподписание соглашений трактуют как внешнеполитическое фиаско Виктора Ющенко, которое выльется в очередные электоральные потери действующего президента.

Однако любой наблюдатель, находящийся за рамками экспертного сообщества, не может не отметить: для рядового украинского избирателя подписание договора об ассоциации с ЕС не является актуальной проблемой, решение которой повлияет на его политический выбор. Не то, чтобы населению страны наплевать на Старый свет. Сторонников движения в Европу, как свидетельствуют соцопросы, среди украинцев достаточно много. Но даже среди этих энтузиастов ничтожное число интеллигентов в курсе, что такое Лиссабонский договор, почему его так долго не ратифицировала Ирландия, и какие надежды с этим документом связывала Украина.

Изысканные страдания брюссельской бюрократии не могут тронуть дикое славянское сердце. Даже для самых прозападных украинцев ближе и понятней отношения Киева с Москвой. Там перекрывают газовые вентили, соблазняют соседского премьера Путина яркой белой молнией, рассекающей черное платье Тимошенко от косы до попы. На встречах с российским руководством хлестко шутят о мазуриках, укравших самолеты, о грузинском президенте, поедающем галстуки и при этом скабрезно хихикают.

На восточном направлении внешняя политика становится как бы продолжением внутренней, сотрясаемой скандалами и взаимными оскорблениями. Поэтому отношения с Россией гораздо в большей степени влияют на электоральные пристрастия, чем отношения с ЕС.

Наверное, галицким патриотам было неприятно услышать слова президента Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, обращенные к Виктору Ющенко:

«Я буду честно с вами разговаривать, господин президент. Очень часто нам кажется, что обещание реформ только частично выполняется, и слова не всегда сопровождаются действиями».

Но кто такой Баррозу? Скучный бесцветный бюрократ. Во Львове его не всякий узнает в лицо, если показать фотографию. То ли дело клятый москальский президент, который посмел в своем блоге наговорить гадостей про Ющенко. Про это знали все. И про то, что «Юля продала Украину», кокетничая с Путиным, знали все. Возмущались или радовались, в зависимости от пристрастий.

У Европы на Украине нет таких сердечных сторонников, и ярых ненавистников, как у России. Главная ошибка Ющенко в том, что он этого не учитывает. Украинский президент в последние месяцы любит повторять, что страна должна «вернуться домой, в Европу». Но ни «его нация», ни его электорат не воспринимают Старый свет так эмоционально.

Отношение украинцев к Европе гораздо прагматичнее, чем к России, которую либо любят, либо ненавидят. Граждане хотели бы ездить туда, желательно, без виз, иметь возможность получать там образование и работать, наконец, жить, «как в Европе». Помнится, в горячечные дни «оранжевой революции» одна киевская журналистка сформулировала последнее понятие весьма примитивно: иметь свой дом и две машины в гараже. Большинство украинских заробитчан, поездивших по италиям и испаниям, не столь наивны. Они хотели бы, чтобы их уровень жизни, хоть немного приблизился бы к европейскому, но интуитивно чувствуют, что подписание договора о политической ассоциации с ЕС этой проблемы не решит.

Действительно, понятия ассоциативного членства в Евросоюзе нет. А договоры об ассоциациях за недолгую историю Объединенной Европы с кем только не заключались. В 1963 году — с Грецией, Турцией и группой бывших африканских колоний Франции, Бельгии и Италии, в том числе с Чадом, Нигером и Мадагаскаром. В середине 90-х — с арабскими государствами Средиземноморья, Израилем и странами СНГ. В начале тысячелетия были подписаны соглашения об ассоциациях с Хорватией, Македонией, Сербией, Албанией и Черногорией. Наконец в 2002 в ассоциацию с ЕС вступила Чили.

Понятно, что в случае подписания подобного документа, технологи Ющенко вспомнили бы совсем другие ассоциации — со странами Восточной Европы. Для Польши, Чехии, Венгрии эти документы стали в свое время как бы кандидатскими билетами, гарантирующими дальнейшее вступление в Евросоюз.

Но тогда политическая ситуация в мире была совсем другая. Сегодня Объединенная Европа отягощена экономическим кризисом и газовыми разборками с Россией и поэтому не может пообещать Украине, что двери «общего дома» для нее раскроются в обозримой перспективе. Брюссель готов предложить Киеву поддержку на долгом пути реформ, слегка подпитывая их финансово в рамках программы «Восточное партнерство».

Если бы соглашение об ассоциации было подписано, челядь Ющенко охарактеризовала бы значение события словами Николя Саркози, сказанными им на прошлом саммите «Украина-ЕС» в сентябре 2008 года.

«Впервые Европейский Союз так четко заявляет о европейском призвании Украины. Я чрезвычайно рад этому, потому что я всегда думал, что Украина является европейской страной», — заявил тогда французский президент.

Но при этом челядь предпочла бы не вспоминать, что тот саммит длился рекордно мало — всего три часа. Брюссельской бюрократии уже тогда было нечего предложить Киеву.

Фиаско внешней политики Ющенко, как и провал его внутренней политики, заключается вовсе не в не подписании неких сложно понимаемых документов, а в том, что он все пять лет опирался на некие искусственно сконструированные идеальные ценности, игнорируя реальные чувства своих таких разных сограждан. Даже симпатикам Виктора Андреевича было сложно глубоко погружаться в искреннюю скорбь о жертвах голода 1930-х и ликовать по поводу победы над москалями в конотопской битве.

Те, кто идет на смену Ющенко, закалены в грубых драках украинской политики и предложат народу что-то попроще и попонятней. В отношениях с Европой это будет прежде всего борьба за безвизовый режим. А вот сможет ли увидеть каждый житомирский школьник Париж, покажет время.

«Новый Регион — Киев»

Похожие материалы

Ретроспектива дня