Татарской республике — 90 лет

Post navigation

Татарской республике — 90 лет

Татарстану исполнилось 90 лет. В 1920 году, в момент окончания Гражданской войны, Ленин и Сталин отказали в просьбе татарских коммунистов создать Татаро-Башкирскую республику и создали две республики, отдельные, конкурирующие, Татарскую и Башкирскую.Сталин в принципе не хотел создавать и Татарскую, он почему-то не очень жаловал татар, возможно, сказывалось его православное семинарское образование и негативное отношение к исламу, который в Грузии был достаточно ощутим как угроза. Сталин настоял на помощи Ататюрку в Турции, но религии как идеологического фактора, более конкурентоспособного, чем революционно-террористическое мировоззрение, он опасался, можно сказать, на генетическом уровне.

У Сталина также был явно иррациональный страх перед татарами. Он преклонялся перед Иваном Грозным и Петром Первым, отождествлял себя с ними, старался копировать их. Иван Грозный провозгласил себя царем, потому что завоевал Казанское ханство, разбил татар, великим ханом он себя, естественно, как человек относительно православный провозгласить не мог. Завоевание татарского ханства есть основополагающий момент в истории Российского государства, оно впервые оформилось как государственное образование после этого исторического события.

Многие сейчас, кстати, пишут, что если бы этого завоевания не произошло, то Россия могла пойти по более европейскому пути, Москва стала бы частью Белой Руси, в ней мог бы проявиться более гражданский новгородский дух. После взятия Казани Иван Грозный разорил Новгород. Завоевание Казани стало проклятием для Московской Руси. Для сохранения захваченных территорий и подавления народов Москва вынуждена была гипертрофировать военную машину и напрягать последние силы для постоянных военных походов и захватов. Огромная, все расширявшаяся северная территория могла управляться только насилием, любая попытка ввести элементы гражданского общества неизбежно приводила к смуте и развалу государства на куски. Кстати, как считают историки, до 40% аристократических родов России были выходцами из татарской знати. Петр Первый стал уже императором. Сталин стал генералиссимусом, хотя, как утверждают, все время потом ругал генералов, что дал себя уговорить. Татары довольно сильно поддержали большевиков, потому что те были сначала антимпериалистичны.

Еще в XIX веке существовал царский указ, что в Казани могли жить не более 5% татар, об этом заявил на научной конференции в Академии наук Татарстана генерал-полковник Махмут Гареев. Не могли иметь татары и классического образования, если не меняли веру. Конечно, масса ограничений вызывала недовольство татар, и они не могли поддержать белое движение, в котором и монархическое крыло, и демократическое крыло выступали под лозунгом «единой и неделимой России». Поэтому большевики и победили, сформулированное Лениным право наций на самоопределение как некая «морковка» привлекло на сторону большевиков все национальные организации. Большевики рассчитывали на мировую революцию, на создание мирового правительства, и их не очень заботили такие явления, как патриотизм или границы государств. Они делили весь мир на мировой пролетариат и мировую буржуазию. Выхода у татар не было, они поддержали большевиков, как формально противостоящих «единой и неделимой».

Но нужно признать, что татары к началу Октябрьской революции представляли из себя в основном крестьянский народ. Даже сейчас городская культура у татар пока что сформировалась в первом поколении. Для татар даже до революции была характерна поголовная грамотность. Отрицательное отношение к алкоголю также давало татарам конкурентное преимущество в России. В принципе, необходимо признать, что Октябрьская революция была выгодна татарам в ленинском варианте. Она позволила ускоренно сформировать культурную элиту, создать интеллигенцию, провести индустриализацию. В 60-е, 70-е годы, как заявлял председатель Госплана Николай Байбаков, Татарстан, по существу, содержал почти весь СССР, добывая до 100 миллионов легкой нефти в год. Но татары практически никогда не боролись за свои права, были законопослушным народом, служивым. В Татарстане при советской власти никогда не возникало даже Хельсинкской группы.

Когда в конце 80-х годов Татарстан стал требовать статуса союзной республики, в союзном руководстве был некоторый шок. Это воспринималось как своеобразный реванш за взятие Казани. Получение Татарстаном статуса союзной республики (хотя татары представляли из себя «советизирующую» элиту в Средней Азии) воспринималось как радикальный татарский «буржуазный национализм». При этом везде повторялось, что экономический потенциал Татарстана был больше, чем всех трех республик Прибалтики вместе взятых.

Критерием получения статуса союзной республики Сталин считал наличие населения в миллион человек, экономический потенциал и наличие внешних границ. У Татарстана все было в наличии, кроме внешних границ, и это отсутствие внешних границ (которое, кстати, вылилось в создание Сталиным искусственного «оренбургского» перешейка между Башкортостаном и Казахстаном, при этом нужно помнить, что первой столицей Казахской (Киргизской) АССР был Оренбург) было искусственно создано специально. Руководство ТАССР четыре раза пыталось ставить вопрос перед Москвой о придании республике союзного статуса (в 20-х, в 30-х, в 50-х, в 70-х годах). Но всякий раз натыкалось на твердый отказ.

Табеев был даже готов пойти на ликвидацию названия Татария, заменив его Булгарией, беря пример с башкир. Памятное постановление ЦК КПСС, принятое в 1944 году, прямо приказывало вести родословную татар от волжских булгар, оно было не случайным, должно было разорвать связи поволжских татар и выселяемых крымских татар в это время. Поволжских татар тоже должны были выселить, но оказалось, что татары — отличные солдаты, и в момент войны это было слишком опасно, это привело бы к ослаблению Советской армии. Сталин не мог эвакуировать в 1941 году столицу СССР в Казань и по соображениям, что это был не областной город, а столица Татарстана. Все правительственные учреждения эвакуировались в Куйбышев.

Рафаэль Хакимов рассказал, что руководство Татарстана все время требовало убрать военный гарнизон из Казанского кремля и обращалось по этому поводу в Министерство обороны СССР. Там на это обращение министр обороны СССР наложил грубую резолюцию: «Нужно было лучше защищать Казань».

В 90-е годы Татарстан не смог взять «столько суверенитета, сколько мог проглотить». Но если в конце 80-х республика распоряжалась лишь 5% собственности, расположенной на территории республики, то сегодня это 95% — это итог правления Шаймиева. Фактор Шаймиева сыграл выдающуюся роль в формировании «модели Татарстана», и было бы большой ошибкой не использовать его впредь.

Рашит АХМЕТОВ

«Звезда Поволжья», №19 (27.05-02.06.2010)

Похожие материалы

Ретроспектива дня