Турецкий выбор

Post navigation

Турецкий выбор

На парламентских выборах турки, похоже, переизберут умеренных исламистов. Однако новой власти придется обеспечить страну энергией, усмирить курдов и пробиться в региональные лидеры.

Парламентские выборы в Турции пройдут 12 июня 2011 года, но политическая ситуация в стране уже накаляется. Понятно, что правящая Партия справедливости и развития снова получит большинство в парламенте, тем не менее, пока неясно, сможет ли она снова привести страну к процветанию, как было до мирового экономического кризиса. Сейчас, по статистике МВФ, положение в стране далеко не столь безоблачно, как было еще несколько лет назад: в 2009 году ВВП страны показал рост приблизительно на 5%, тогда как до кризиса этот показатель составлял 8-8,5%. Конечно, это отнюдь не кризис 2001 года, когда основные индикаторы экономики Анкары упали за год на 10%. Но и сейчас ситуация довольно нестабильна. Ведь проект «Набукко», с которым во многом связана энергетическая независимость страны и скорость ее присоединения к ЕС, пока не запущен. В настоящий момент идут переговоры со странами, по территориям которых должен пройти газопровод, но как он будет наполняться, пока непонятно.

Другим дестабилизирующим фактором остаются курды. Усиление нестабильности в Ираке после вывода оттуда основной части американских войск вселило в местных курдов надежду на создание своего государства. А общие беспорядки на Ближнем Востоке только усугубляют эти намерения в соседних странах, где тоже живет этот народ. Поэтому не удивительно, что в середине мая на премьер-министра Тейпа Реджепа Эрдогана было совершенно покушение. Неизвестные бросили гранаты в его кортеж, когда он совершал предвыборную поездку по восточным регионам страны.

Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган

И хоть сам политик не пострадал, однако ситуация там обостряется. По данным Института Гувера, пока сложно сказать, как арабская весна повлияет на развитие Турции. В последние годы у власти находится умеренная происламская партия, приверженцы светского государства несколько отодвинуты в сторону, Анкара балансирует между исламским правлением и европейской демократией, и эта грань становится все тоньше.

Наконец, несмотря на ход предвыборной кампании, европейское будущее Турции пока омрачено. ЕС озабочено своими делами и мигрантами из Северной Африки, поэтому не хочет всерьез рассматривать предложения Анкары о членстве. Похоже, туркам придется встать в длинную очередь для присоединения к ЕС. И это тоже станет испытанием для правящей партии Анкары, ведь все больше граждан страны разочаровываются в этом направлении движения и поддерживают стремление занять место лидера в Азии.

Процветание и конкуренты

Годы до мирового экономического кризиса показали, что избранная Партией справедливости и развития экономическая модель эффективна. Она не ограничивала частную инициативу и делала ставку на развитие сферы услуг. В докладе Мирового банка за 2005 год отмечалось, что турецкая власть перестала жестко регламентировать приватный сектор и наконец решилась на приватизацию части государственных предприятий, ускорив тем самым промышленный рост.

Британский журнал Economist в прогнозе промышленного развития на 2011 год поставил Анкару на одно из первых мест в азиатском регионе. По словам экспертов этого издания, сейчас Турция готова к новому промышленному скачку, поскольку ее власть поддерживает демократические институты и обеспечивает стабильность на территории страны. Следовательно, размеры прямых зарубежных инвестиций должны существенно вырасти.

Поэтому не удивительно, что за последние 5 лет конкуренты из «кемальского» лагеря не могут составить достойную конкуренцию правящей партии. Кроме того, правительство Эрдогана расходует на 15% больше средств, чем его предшественники, на создание в стране современной транспортной инфраструктуры, чем привлекает к себе еще больше сторонников. По мнению директора Middle East Strategic Research Center Гокхана Бачика, в настоящий момент реальных конкурентов правящей партии нет. «По моему мнению, следующие выборы принесут действующему правительству и его партии приблизительно 45-50% голосов. Поэтому у нас, скорее всего, будет сформировано правительство всего одной политической силы», — рассказал эксперт «Главреду».

Между тем сейчас перед правительством встает и большая проблема зависимости от импортированных энергоресурсов. 16 мая 2011 года совет банкиров Турции обратился к национальному банку этой страны с предложением открыть для них льготную кредитную линию для проектов по нетрадиционной энергетике. Ведь сегодня, по данным Reuters, свыше 95% энергоносителей Анкара импортирует из-за границы. Пока правительство предлагает выделить приблизительно 535 млн лир, это на 16,5% больше, чем в прошлом году.

Также правительству будет важно все же запустить проект «Набукко», который Анкара уже много лет строит совместно с ЕС. В последние месяцы в этом проекте наметился определенный прогресс. В мае правительство Венгрии наконец-то согласилось, чтобы трубопровод прошел по ее территории. Теперь его активно строят, но пока непонятно, кто именно будет продавать газ Европе. Ведь у стран Восточной Азии заключены контракты с Россией, она выкупает все энергоносители, а Иран еще в 2008 году отпал от этого проекта.

То есть в экономической плоскости турецкая власть пока имеет достаточно широкую поддержку, но без реформ уже вскоре ей придется столкнуться с проблемами и падением рейтингов.

Курды весной

Главной политической проблемой для Эрдогана остаются курды. За последние несколько лет опасность терактов со стороны этого народа заметно уменьшилась, Анкара уже не говорит о проведении широкомасштабной военной операции, как это было в 2008 году. По мнению аналитиков NBC, курды отказались от частых терактов, поскольку не хотят, чтобы их связывали с международным терроризмом. Еще одним сдерживающим фактором стал полный провал попыток создания на территории Ирака независимого Курдистана. Это новое государство оказалось ненужным западному миру, идею не поддержали ни ЕС, ни США. Курды разуверились в создании своего государства, а активные военные действия против них со стороны Турции тоже притормозили их активность.

Недавний теракт доказывает лишь то, что борьба не закончена, но сейчас она перешла в фазу небольших покушений, — пока курды не готовы к крупному восстанию.

Тем не менее, их намерения и силы созвучны и так называемой арабской весне (с декабря 2010 года в нескольких странах Азии и Северной Африки состоялись восстания против диктаторов и военных режимов). Беспорядки в Сирии и Иране также дают этому народу надежду на создание независимого государства. Однако и Дамаск, и Тегеран пока успешно подавляют восстания на своих территориях, поэтому надеяться на освобождение курдам пока не приходится.

Более спокойная ситуация по поводу арабских восстаний в самой Турции. По мнению Гокхана Бачика, в настоящий момент арабы видят в политической системе Анкары цель, к которой нужно стремиться. Поэтому в Турции восстание пока мало вероятно. Но эксперт предполагает, что следующим уровнем волнений арабов могут стать столкновения между государствами, и это уже будет опасно.

Разведенный мост

Единственным настоящим поражением для правительства Турции может стать отстранение Европы от позиций интеграции Анкары в свои ряды. И раньше многие страны ЕС считали, что принимать турков в Союз опасно с экономической точки зрения и чревато наводнением мигрантов. В отчетах пограничной службы ЕС за 2010 год наиболее проблемным участком своих границ она назвала именно Турцию, откуда идет поток нелегальных мигрантов из Азии.

Теперь ситуация еще больше усложнилась. Брюссель занят собственными экономическими проблемами и не настроен на принятие новых членов. Четыре страны Европы (Исландия, Ирландия, Греция и Португалия) выживают только благодаря постоянным кредитам. Прибавилась проблема с беженцами из Туниса и Ливии. Единство Шенгенской визовой зоны оказалось под ударом, Франция и Италия уже заявили, что восстановят свои границы.

Поэтому Анкара сейчас нежеланный гость в Европе. По мнению экспертов Центра стратегического планирования в Стамбуле, эта ситуация побуждает правительство искать применения своим амбициям в другом направлении и отложить европейские перспективы на будущее.

Кроме того, кризис в арабском мире может помочь Анкаре укрепить свои позиции в регионе. Турция — едва ли не единственная большая мусульманская страна, которая не переживает бунты, а позиции власти только окрепли.

Ее главные конкуренты — Египет и Иран — сегодня не в наилучшем положении. У Каира нет явственного лидера, там до сих пор не разобрались, какая партия — демократы или военные — будет руководить страной. Тем более что в соседней Ливии идет гражданская война, поэтому западную границу стабильной назвать трудно.

В то же время Тегеран ослаблен международными санкциями и внутренними противоречиями между демократической оппозицией и теократической властью. Сейчас, по мнению многих исследователей, у Анкары есть шанс усилить свои позиции в регионе. И здесь все будет зависеть от действий новой или старой власти.

Павел СИВОКИНЬ

http://glavred.info/archive/2011/05/20/142845-5.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня