В студии Русской службы BBC работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Быстрые на язык. Парламентские выборы на Украине можно проводить прямо сейчас. И уже не тратить ни время, ни деньги на предвыборную кампанию. Электорат отмобилизован и мотивирован до предела. А местами и до беспредела. Оппозиции просто больше ничего не остается, как заказывать драку. Правовое поле она вынуждена покинуть посрамленной.
Поэтому — голодовка, ночное бдение в центре Киева и повышенная готовность сойтись в рукопашной уже не только с политическими противниками, но и со спецназом. К стенам Украинского дома добавились еще две. Стенка на стенку здесь выстроились, как они себя называют, защитники государственной мовы и защитники государственного порядка.
Именно здесь президент дает итоговую пресс-конференцию. Поэтому оппозиция пыталась стянуть сюда весь свой ресурс, чтобы как минимум омрачить его торжество, а по возможности — повлиять на его решение. Ведь теперь, наверное, без преувеличения можно сказать, что именно в его руках находится предвыборное состояние страны. Теперь только от него зависит, станет ли русский язык в ней легитимным.
Накануне вечером в Верховной раде регионалы не оставили своим антагонистам ни единого шанса. Даже на потасовку. Их стратегической хитрости позавидовали бы многие полководцы. Еще 2 июля лидеры большинства покорно соглашались со спикером Литвиным, объявившим на всю страну о том, что закон о русском языке (так неофициально, но по сути, называют закон о государственной языковой политике) на этой неделе не то что принят, даже выставляться не будет. Поправок под 2000, успели рассмотреть лишь 300 — пытался Литвин математикой прикрыть откровенное политическое нежелание обострять языком ситуацию в стране.
Регионалы лишь напоминали о регламенте, согласно которому второе чтение должно наступить в тридцатидневный срок после первого, то есть не позднее 5 июля. Но эти заявления едва ли можно было принять за категорическую решительность.
В общем, дело было вечером, биться было не за что. И вдруг без всякого предисловия, в отсутствии Литвина, вице-спикер, коммунист Мартынюк, он председательствовал, выставляет закон на голосование. Ловкость рук и все. Вопрос решен. Оппозиция даже опомниться не успела, не то, что подраться. Да и среди тех, кто голосовал, не все сразу поняли, за что именно — за закон или за его включение в повестку.
Как бы то ни было, теперь он принят. Регионалы говорят, что впервые за 20 лет страна получила документ европейского качества, уравнивающий в языковых правах все население Украины. Пафос, правда, выглядит несколько гротескным на фоне того, что исторический документ пришлось принимать с помощью хитрости. Но на войне как на войне. Тем более, игра забывается, а результат остается.
У регионалов оставалось только эта неделя, чтобы решиться. Ситуация складывалась такая, что уже или сейчас, или никогда. 6 июля начинаются летние каникулы. А дальше — предвыборная осень с непредсказуемыми последствиями. Какое-то время казалось, что они не будут форсировать закон, чтобы совсем уж не потерять Запад. Но в итоге, видимо, осознали, что такая игра все равно не принесет им дивидендов там, но может лишить и того, что есть на Востоке. А так даже румынская диаспора в Черновцах, венгерская в Закарпатье и даже крымские татары теперь тоже потенциальные союзники власти.
Закон о русском языке вступит в силу со следующего года, если ему не помешают это сделать после октября. В общем, кажется, что компромисс между двумя Украинами вряд ли возможен. В половине регионов, так или иначе, будут голосовать за власть, чтобы отстоять обретенное право на русский язык. А в другой части пойдут за оппозицией, чтобы его отменить. Иных предвыборных раскладов и интриг не надо. Все предельно ясно. Победитель забирает все. В законе, правда, еще пустует место под автограф Януковича. Но если он не подпишет, его не поймут. Ни по-русски. Ни по-украински.
Киев на связи. Украинский политолог Владимир Фесенко.
Шейнкман: Стычки оппозиции и «Беркута» у Украинского дома. Янукович отменяет пресс-конференцию, собирает в экстренном порядке все украинское руководство. Литвин уходит в отставку. Скажите, как далеко зайдет противостояние, вызванное законом о русском языке?
Фесенко: Я думаю, скорее всего, это завершающий конфликтный аккорд весеннего политического сезона. Вряд ли это противостояние затянется и примет более острые формы, потому что начинается каникулярный период. Верховная рада должна через несколько дней уйти на каникулы.
Думаю, мы увидим несколько дней ожесточенного противостояния, а затем, в соответствии с уже устоявшейся политической традицией, депутаты как из оппозиции, так и из власти уйдут на каникулы, уйдут в отпуск, потому что уже в конце месяца начинается официальная избирательная кампания.
Нынешние стычки и голосование по языковому законопроекту — это не только завершающие аккорды весеннего политического сезона, но и первые авангардные бои будущей избирательной кампании.
Шейнкман: Теперь что касается закона. Регионалы говорят, что это исторический документ, 20 лет Украина его ждала. Но не смущает ли то, как этот документ был принят — с помощью хитрости, может быть, даже обмана?
Фесенко: Действительно, был хитрый тактический маневр, и парламентское большинство в очередной раз тактически обыграло оппозицию. Мне кажется, оппозиция была расслаблена заявлениями о том — кстати, и Литвин, видимо, тоже был успокоен информацией о том, что якобы этот законопроект будут рассматривать уже осенью.
И то, что это сделали так быстро, неожиданно, судя по всему, действительно с серьезными нарушениями регламентных норм, — это стало полным сюрпризом для оппозиционеров, и они просто не смогли этому помешать. В итоге такой это эмоциональный шаг Литвина, хотя, мне кажется, здесь могут быть и элементы предвыборной игры такой политической отставкой.
Оппозиция, я думаю, фактически ушла из Верховной рады и вряд ли туда вернется. Они пойдут на поля избирательной кампании. И для них бойкот нынешней Верховной рады — это и реакция на законопроект, на то, как его приняли, и демонстрация своего политического позиционирования. Они будут выступать в роли защитников украинской мовы, украинской культуры, украинской традиции, поскольку большинство их избирателей разделяют именно эту идеологическую позицию.
Источник: http://rus.ruvr.ru