Украина между Западом и Востоком

Post navigation

Украина между Западом и Востоком

В статье, опубликованной в прошлую пятницу, 17 января 2014, я высказал мнение о том, что на Украине живут два украинских народа, по-разному относящихся к России. Это результат исторического развития земель, которые когда-то составляли единое древнерусское государство — Киевскую Русь…

Украина между Западом и Востоком

Под эгидой Польши и Литвы

Татаро-монгольское завоевание Киевской Руси в 1237 — 1240 гг. надолго разделило ее западные и восточные земли и отбросило их в разные цивилизационные пространства. Северо-восточная часть, будущая Московская Русь, ушла в орбиту влияния Золотой Орды.

Земли, которые сегодня составляют Украину и Белоруссию, вошли в состав Литвы и Польши, которые в 1569 году образовали конфедеративное государство — Речь Посполитую, тесно связанную с Западной Европой.

Польская шляхта играла ведущую роль в конфедерации и активно захватывала украинские земли, закрепощая крестьянство. Польская католическая церковь помимо прямого насаждения католичества создала в 1596 году скрытую форму окатоличивания православных — униатскую церковь: ряд православных епископов приняли католическое вероучение и признали главенство Римского Папы, но сохранили богослужение в византийской традиции.

 

Это привело к религиозному расколу Украины, но униатская церковь смогла стать доминирующей лишь в западных районах, особенно в Галиции, территории бывшего Галицко-Волынского княжества.

«Волим под царя восточного, православного»

Гонение на православие, закабаление украинцев польскими помещиками, ограничение прав запорожского казачества привели к восстаниям. Наиболее успешное поднял в 1648 году казачий гетман Богдан Хмельницкий. Его небольшое войско поддержали многотысячные крестьянские отряды.

Восставшие освободили от поляков большую часть современной Украины, но удержать ее сами не могли. В 1653 году гетман прислал в Москву посольство с просьбой к царю принять «всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство». Земский собор удовлетворил просьбу, и через год в Переяславе казачья Рада провозгласила: «Волим под царя восточного православного».

 

Казаки принесли царю присягу быть «вечными подданными». В ответ царь жалованной грамотой удовлетворил «челобитие» гетмана о том, чтобы казакам и шляхте сохранили прежние права и вольности, чтобы гетман избирался казаками, администрация формировалась из местных кадров для суда и сбора налогов, чтобы казачьей старшине выплачивалось жалованье, давались мельницы «для прокормления» и т. п.

Москва выступила на стороне казаков в войне с Польшей. Однако в ходе войны стало ясно, что искренне к союзу с Москвой стремились рядовые казаки и крестьяне, а казачья верхушка хотела автономии, чтобы самой править Малороссией и была готова перейти на сторону и польского короля, и турецкого султана, ища для себя больших выгод.

Тяжелая цена гетманских интриг

Вскоре после смерти Хмельницкого гетман Выговский заключил договор о конфедерации с Польшей и в 1659 году в союзе с крымским ханом и поляками в битве под Конотопом разбил московское войско, которое потеряло до 5 тысяч убитыми и пленными. Сегодня украинские националисты празднуют это событие как «славную» страницу борьбы «за независимость Украины от России», забывая о судьбе Выговского, который вскоре после битвы был вынужден бежать в Польшу. Против него поднялась Сечь и большая часть населения Малороссии.

 

Гетманом стал Юрий, сын Хмельницкого, который тоже вскоре заключил мир с Польшей, отдав ей правобережную Украину. Протест рядовых казаков и крестьян привел к отставке Юрия, который постригся в монахи. Но на правом берегу появился свой гетман, который заключил союз с Польшей и пошел войной на Левобережье.

 

Период междоусобиц получил название «Руина», так как привел к полному разорению Украины. Одним из следствий было массовое бегство украинцев в русские пределы, где возникла так называемая Слободская (т.е. свободная) Украина.

В этой ситуации Москва не видела смысла продолжать тяжелую войну и в 1667 году заключила с Польшей Андрусовское перемирие, закрепив за собой Левобережную Украину и Киев. Правый берег Днепра остался за Польшей.

 

В 1677 году на Украину пришла 80-тысячная армия турок. Противостоять ей казаки не могли. Москва встала на защиту Украины, начав и выиграв первую Русско-турецкую войну. Украина была спасена от порабощения и далее развивалась уже в условиях мира, быстро преодолевая разруху.

Сегодня одни «национально-сознательные» украинские историки, оценивая события ХVII века, говорят об «ошибочности московского союза», по которому Украина «подчинилась» московскому самодержцу. Другие — о том, что Хмельницкий заключил «договор равных», военный союз двух независимых государств, а Москва ему изменила: «отдала» Правобережную Украину Польше, отказавшись от борьбы за ее освобождение. Приведенных выше сведений достаточно, чтобы оценить правомерность обеих трактовок.

Противоречивое бытие в империи

В условиях мира Украина быстро развивалась благодаря трудолюбию своего народа. Однако казачья старшина тяготилась зависимостью от Москвы. И вновь встала на путь измены. Гетман Мазепа, любимец царя Петра, второй в истории России кавалер ордена Андрея Первозванного, решил, что шведы наверняка разобьют Россию в Северной войне, и незадолго до Полтавской битвы (июнь 1709-го) перешел на сторону короля Карла. В ходе битвы большая часть казаков не захотели сражаться с русскими и остались в стороне. Мазепа бежал с Карлом в Турцию и вскоре умер. Петр запретил попрекать «малороссийский народ» изменой Мазепы.

Это была последняя крупная измена, и она еще раз показала, что простой народ Левобережья тяготеет к России, и поэтому все интриги казачьей старшины кончаются крахом. Усвоив урок Мазепы, старшина быстро превратилась в малороссийское дворянство, часть правящего класса Российской империи.

В конце ХVIII века Екатерина II приняла предложение Пруссии о разделе Польши, раздираемой шляхетскими распрями. В результате трех разделов почти все исконно польские земли отошли к Пруссии. В составе Российской империи объединились белорусские и украинские земли, за исключением Галиции, которую вместе с польским Краковом получила Австро-Венгрия.

Екатерина сохранила за польскими помещиками их владения в западных районах Украины и ужесточила крепостное право в восточных районах. В этом она продолжала политику казачьей старшины, которая уже в конце ХVII века восстановила крепостное право на Левобережье. «Золотой век» Екатерины был самым тяжелым периодом крепостной зависимости русского и украинского крестьянства. Этот период породил среди крестьян песни про «вильну Украину» эпохи Хмельницкого. Екатерина ликвидировала выборность гетманов и Запорожскую Сечь, переселив часть казаков на Кубань.

В то же время военные победы Екатерины над турками и крымскими татарами полностью сняли опасность разорительных набегов и открыли для украинских крестьян плодородные территории Причерноморья, которые ранее были «Дикой степью». Показателен и такой факт: почти половина идеологов российского имперского (русского) национализма в эпоху Екатерины были украинского происхождения. ХVIII и ХIХ века были для Украины периодом быстрого экономического и демографического роста. Ее население утроилось.

«Ще не вмерла Украiна»

ХIХ век стал веком пробуждения свободомыслия в России. Передовая интеллигенция всей империи осуждала крепостничество и самодержавие. На Украине этот процесс превратился в процесс выработки национального самосознания. Он имел разную направленность. Австрийцы, поляки, германцы, которые видели в украинском национализме способ ослабления России, стремились придать ему антирусский характер.

Наиболее важную роль в развитии идеи украинской особости от России играла многочисленная польская интеллигенция, которая интеллектуально доминировала на правобережной Украине. Ее усилиями термин «Украина», которым поляки обозначали русские окраины Речи Посполитой, стал использоваться для закрепления этнической и территориальной принадлежности жителей Малороссии. Этот термин должен был устранить очевидную связь с Россией, закрепленную в самом названии «Малороссия».

 

В польской историографии родились версии о том, что украинцы и «москали» — разные этносы, что украинцы якобы происходят от некой орды «укров», вышедшей из-за Волги в VII веке. Под влиянием польского повстанческого гимна «Ештше Польска не згинела» был создан гимн украинских националистов «Ще не вмерла Украiна», написанный П. Чубинским в 1862 г. и содержащий следующие строки:

Ой, Богдане, Богдане,
славний наш гетьмане,
Нащо оддав Украiну
москалям поганим.

Правительство России отреагировало на рост украинского национального самосознания запретами на использование украинского языка в органах управления и ограничениями в сфере образования. Эти запреты лишь подстегнули пыл националистов. Но успех они имели главным образом в западных районах нынешней Украины. Именно там под влиянием католической и униатской церквей и большого процента польского населения сформировалась националистическая среда с антироссийской прозападной направленностью.

Мы разные, но мы едины

В восточных районах доминировала обратная тенденция. Неуклюжая запретительная политика царского правительства была нейтрализована нарастающими объективными тенденциями взаимной интеграции украинцев и русских. Пробуждение национального самосознания у интеллигенции не носило здесь антирусского, сепаратистского характера. Напротив, говоря словами украинского писателя И. Франко, украинцы видели в силе России «также и свою силу, а в ее развитии — свое развитие».

Украинцы не чувствовали себя обиженными, потому что пользовались в империи всеми теми правами, что и русские. Интеллигенция понимала роль русской культуры в развитии украинской. Русский язык был средством развития украинской науки. Украинские научные и инженерно-технические кадры готовились на русском. В восточных районах были наиболее активными прямые контакты между русским и украинским населением. Эти контакты стали особенно сильными во второй половине ХIХ века, во-первых, в связи с отменой крепостного права и возросшей мобильностью населения, и во-вторых, в связи с созданием топливно-металлургического центра на юге Российской империи с опорой на донецкий уголь и криворожские месторождения железной руды.

Крупнейшим промышленным центром региона стал Харьков, в котором более половины населения считали себя русскими. Отметим, что это была зона Слободской Украины, где русские и украинцы всегда считали себя двумя частями одного народа. Это мировосприятие было характерно для большей части населения Левобережной Украины, которое традиционным объединяющим признаком двух народов считало православие.

 

Вот с таким разным багажом две части Украины вошли в ХХ век.

 

В этом веке Украина и Россия пережили период своего наивысшего расцвета и период глубокого падения. Однако это сюжет уже для другой статьи.

Владимир Калашников

Источник: http://windowrussia.ruvr.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня