Чем Екатерина I подкупила великого визиря Мехмеда

Post navigation

Чем Екатерина I подкупила великого визиря Мехмеда

Как замок с привидением ценится выше пустого, так и драгоценности на аукционах всегда продаются вместе с их историей. 15-16 ноября аукционные дома Sonteby’s и Christie’s выставили на торги бриллианты императрицы Екатерины I, которыми она подкупала турецкого султана, и другие любопытные лоты.

На торгах Sontheby’s собраны более 500 лотов, наибольший интерес для русскоязычных читателей представляют украшения, созданные из бриллиантов знаменитой российской императрицы: ожерелье, серьги и брошь.

По словам главы ювелирного отдела Sotheby’s в Европе и Ближнем Востоке Дэвида Беннетта: «Сложно переоценить редкость подобных драгоценностей. Речь идет об одной из наиболее значительных старинных ювелирных коллекций, которую я видел за всю мою карьеру». Эксперты аукционного дома утверждают, что бриллианты, из которых изготовлены украшения, были подарены императрицей Екатериной I, женой российского государя Петра I, оттоманскому великому визирю Мехмеду при заключении Прутского мира в ноябре 1710 года.

Портрет Екатерины I, Ж.-М. Натье (1717), украшений на ней, действительно, нет...

В этом утверждении кроются как минимум две неточности. Нет, сам факт принадлежности бриллиантов Екатерине никто не оспаривает. Но красивое слово «дар» можно смело заменить на прямое — «подкуп». А женой царя Екатерина на тот момент формально еще не была.

Со служанкой Меньшикова Мартой Скавронской (будущей Екатериной) Петр I познакомился в 1704 году. А к весне 1711 уже настолько привязался ней, что решил взять ее, беременную на седьмом месяце, в поход в Молдавию в ходе русско-турецкой войны 1710-1713 годов. Перед тем, на случай, если он погибнет на войне, не успев обвенчаться со своей спутницей жизни, официально повелел считать ее своей женой.

 

Как записал эту историю датский посланник Юст Юль: «Вечером незадолго перед своим отъездом царь позвал их, сестру свою Наталью Алексеевну в один дом в Преображенскую слободу. Там он взял за руку и поставил перед ними свою любовницу Екатерину Алексеевну. На будущее, сказал царь, они должны считать её законною его женой и русскою царицей. Так как сейчас ввиду безотлагательной необходимости ехать в армию он обвенчаться с нею не может, то увозит её с собою, чтобы совершить это при случае в более свободное время. При этом царь дал понять, что если он умрет прежде, чем успеет жениться, то все же после его смерти они должны будут смотреть на неё как на законную его супругу. После этого все они поздравили (Екатерину Алексеевну) и поцеловали у нее руку».

В походе будущая императрица проявила себя так, что заслужила созданный для нее Петром орден Святой Екатерины. По легенде, в июле 1711 года 38-тысячная русская армию попала на реке Прут в окружение к 190-тысячному конному войску турок и крымских татар. Екатерина несколько дней уговаривала мужа на мирное решение конфликта. Потом, следуя восточной традиции, по которой следовало обращаться к монарху или его представителям с подношением, будущая царица собрала все свои драгоценности, включая фамильные и подаренные ей мужем, и отослала их вместе с конфиденциальным письмом главнокомандующему турецкого войска. Так Петр I смог заключить Прутский мир и вывести армию из окружения.

 

Правда, исторические хроникеры тех лет обходят деликатный момент подкупа, утверждая, что в трудную минуту царица раздала свои драгоценности на хранение офицерам, а потом собрала их… Важно, что турецкая сторона как раз факта подкупа не отрицает. По условиям соглашения, России пришлось также отказаться от всех своих южных завоеваний, Азова и побережья Азовского моря.

По возвращении с войны Петр I официально обвенчался с Екатериной Алексеевной. А о заслугах Екатерины вспомнил в своем манифесте о коронации супруги от 15 ноября 1723 года: «Наша любезнейшая супруга государыня императрица Екатерина великою помощницею была, и не точию в сем, но и во многих воинских действах, отложа немочь женскую, волею с нами присутствовала и елико возможно вспомогала, а наипаче в Прутской кампании с турки, почитай отчаянном времени, как мужески, а не женски поступала, о том ведомо всей нашей армии…»

Царские украшения попали в сокровищницу Оттоманской империи. Следуя традиции, турецкий султан Абдул-Хамид II (1842-1918) подарил ожерелье в том виде, в котором оно сейчас существует (эксперты датируют его серединой 19 века), супруге хедифа (наследного принца) Египта Тафика Паши, по случаю рождения первого сына. Новая владелица, хедива Эмин-Насиб Ханимэфенди, прозванная «султаншей Валида», была одной из самых могущественных женщин своего региона. После смерти своего супруга она управляла Египтом до 1914 года, до перехода страны под британской протекторат. Лишившись трона, хедифа Египта нашла прибежище в Женеве, где скончалась в 1931 году. Ювелирный гарнитур достался одному из ее сыновей, который передал его свой супруге, в свою очередь выставившей украшения на продажу в лондонском отделении аукционного дома Christie’s 22 мая 1963 года. Их приобрела состоятельная европейская семья.

Вряд ли бриллианты Екатерины будут «прогуливаться» сегодня на одном из современных балов. Место их — в сейфе. Как эксперты, так и любители отдают себе отчет, что с точки зрения качества огранки и дизайна оправы антикварные драгоценности значительно уступают современным. Порой новый владелец решает переделать украшения — но после огранки размер камней уменьшается, а вместе с обновленным дизайном уходит их история, которая и представляет значительную ценность. Гарнитур императрицы оценен в 10 миллионов франков.

Гарнитур с бриллиантами Екатерины I не нашел своего покупателя на аукционе Sotheby’s в Женеве. Предпродажная оценка драгоценностей составила 9,1-13,5 миллиона франков (9,9-14,7 миллиона долларов). Однако торги за гарнитур проходили достаточно вяло — наиболее крупным оказалось предложение в размере 8,5 миллиона франков, поэтому лот реализован не был.

 

Источник: http://www.nashagazeta.ch/news/12533

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня