Язык довел Украину до скандала

Post navigation

Язык довел Украину до скандала

В Крыму любят говорить, что на полуострове всего два времени года — сезон и долгое ожидание сезона. Мысль, подобная этой, наверняка преследует людей, искушенных политикой, и просто тех, кто не прочь пощекотать себе нервишки, время от времени погружаясь в колоритную украинскую политическую катавасию. Ведь в нашей стране тоже существует лишь два политических сезона — сонный, который порой сопровождается то сладковатой дремотой, то ночными кошмарами, и бодрствующий — выборы и их преддверие. Судите сами: осенью нам предстоит переформатировать Верховную Раду — событие как ни как основополагающее для ближайших пяти лет — и уже чего только мы с вами не видели, а то ли еще будет…

 

Язык довел Украину до скандалаДраматичный 9073

 

Таких резких перепадов настроения в украинском обществе трудно припомнить.

 

1 июля завершился Чемпионат Европы по футболу, который Украина-Польша приняли более чем достойно. Это был настоящий праздник спорта, характеров, мастерства, силы духа и эмоций. Казалось, что были счастливы все: и триумфально победившая Испания, и гостеприимные хозяева чемпионата, и УЕФА, даже слезы отчаяния гениального спортсмена, ключевого игрока итальянской сборной Андреа Пирло не испортили настроение.

 

Киев ликовал всю ночь, однако буквально через день картинка радикально изменилась.

 

Причиной этому стал действительно неожиданно проголосованный во втором чтении противоречивый для многих, совершенно неприемлемый для некоторых закон «О принципах государственной языковой политики», который значится под регистрационным номером 9073.

У Украины как у государства и у украинского общества в целом существует несколько болевых точек, затронув которые можно всерьез потревожить нервные окончания, расположенные в самых разных регионах страны. Такой общегосударственной зубной болью является проблема языка. В этой плоскости сошлись две полноценные, но совершенно противоречивые платформы.

 

Сторонники одной убеждены, что, раз уж мы живем в Украине, превалирующим языком должен быть именно украинский. Все усилия государства должны быть направлены, в первую голову, на защиту и распространение именно державної мови. В этом случае трудности остальных языков — это, по большей части, проблемы их носителей. В противоположном лагере убеждены, что украинскую государственность строили вместе люди разных национальностей, соответственно Украина обязана обеспечить реализацию права каждого гражданина использовать тот язык, который ему удобен.

 

В законодательном отношении языковой вопрос в нашей стране регулируется несколькими пластами законов и нормативных актов. Первый — Закон УССР «О языках Украинской ССР» 1989 года, в соответствии с которым устанавливалось фактическое двуязычие, при котором украинский — государственный, а русский — официальный (язык межнационального общения), а языки национальных меньшинств могут использоваться как официальные в регионах компактного проживания. Декларация прав национальностей 1991 года, которая призвана была обеспечить гражданам право свободного использования русского языка, а в регионах компактного проживания определенных национальностей — функционирование этого языка наравне с государственным. Второй пласт — Конституция Украины 1996 года и ряд профильных законов, в соответствии с которыми статус государственного закреплялся исключительно за украинским языком. Но при этом за русским языком закреплялся «особый статус». Третий пласт — Закон Украины «Про ратификацию Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств» от 2003 года (вступил в действие в 2006 году). Принятие этого закона означало, что государство признает 13 традиционных для Украины языков (а это: белорусский, болгарский, венгерский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский и словацкий) в качестве региональных и гарантирует широкие возможности их использования в обществе. Здесь же Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2010 года, который закреплял за региональными языками статус официального в судопроизводстве. И, наконец, четвертый пласт — ряд утвержденных преимущественно подзаконных актов периода 2005-2009 годов, которые расширяли и углубляли сферы использования украинского языка.

 

Первой серьезной законодательной потугой Партии регионов в языковом вопросе был проект Закона «О языках в Украине» от 2010 года. Однако, в связи с понятными причинами, возникла необходимость значительной корректировки положений данного законопроекта. Собственно говоря, так и появился на свет проект закона Кивалова-Колесниченко «О принципах государственной языковой политики». Он был включен в повестку дня работы Верховной Рады 24 мая, проголосован за основу 5 июня и принят в целом 3 июля текущего года.

 

Парламентский блицкриг: оппозиция шокирована, но решительно настроена

 

Истекал обычный, ничем не примечательный рабочий день парламента Украины. Многие депутаты уже разбрелись по делам более насущным, заседание вел Адам Мартынюк. Тут внезапно лидер парламентской фракции «Партии регионов» Александр Ефремов подошел к заму спикера и предложил проголосовать за 9073. Предложение было незамедлительно и решительно реализовано. Оппозиционерам понадобилось хоть и немного времени на осознание происходящего, и они уже было пытались заблокировать трибуну, ввязываться в потасовки с оппонентами, но бесполезно — дело уже было сделано. Счастливый Вадим Колесниченко стал раздавать интервью, из уст одного из регионалов прозвучало: «мы их развели как котят». Последнюю фразу всю неделю цитировали почти все украинские каналы.

 

Оппозиционеры явно растеряны — они искренне не ожидали такого поворота событий. Их действия заметно не скоординированы и не продуманы, но все же некоторые лидеры объявили голодовку и национальную мобилизацию. В ночь с 3 на 4 июля в Киеве и в ряде других регионов было неспокойно. Митингующих пытались разгонять силовики, были пострадавшие. Действия правоохранителей ощутил на себе даже доктор Железный Кулак, по совместительству политик Виталий Кличко. Уже довольно скоро ряд нардепов заявили, что за закон голосовали не они, а их карточки. А народный депутат Украины от НУ-НС Юрий Кармазин зарегистрировал проект постановления об отмене решения ВР «О принятии законопроекта номер 9073 в целом как закон в редакции первого чтения». Но в связи с тем, что у его политической силы явно нет большинства, подобная инициатива нардепа имеет все шансы остаться лишь декларативной, так сказать, для успокоения совести.

 

Скорее всего, в среде украинского политикума и общества таилась мысль, что законопроект 9073 точно не проголосуют до выборов. Дескать, язык — это та проблема, которую можно системно педалировать и, таким образом, каждый раз благополучно выигрывать выборы. Эта инициатива рассматривалась лишь в качестве очередной предвыборной «заманухи». Настроения стали накаляться после прохождения его в первом чтении, но когда его приняли в целом, то в воздухе стало попахивать дымком. Те, кого принято называть украинскими националистами, всерьез заявили об угрозе национальной безопасности и очередной попытке геноцида украинского языка. Они прямо указали на то, что за мову готовы биться до упора. Подобные настроения были подхвачены соответствующими областями Украины. Хотя неизвестно, конечно, во что это перерастет в последующем, но пока чем дальше от нас 3 июля, тем спокойнее становится в регионах, да и в Киеве тоже.

 

Лишь ловкость рук и никакого мошенничества

 

Основные процессуальные претензии к парламентскому большинству сводятся к тому, что голосование прошло с нарушением регламента, оно не предварялось дискуссией, и в законопроект не была включена ни одна поправка. Но, несмотря на это, оппозиционеры не обратились в Регламентный комитет Верховной Рады с намерением обжаловать процедуру голосования. А сам В. Колесниченко уверил, что до января 2013 года (срока вступления закона в силу) все необходимые доработки будут осуществлены. А таким молниеносным голосованием партия власти решила избежать, по его словам, «боя быков», который непременно состоялся бы в случае огласки соответствующих планов Партии регионов.

 

Откровенно говоря, сложившаяся ситуация наталкивает на смутные сомнения, мол, все ли в порядке у регионалов с внутрипартийной дисциплиной. Ведь президент на следующий после голосования день дал понять, что будет еще разбираться. В. Янукович как-то не излучал долгожданной радости и не уверил всех, что точно подпишет закон. Спикер парламента вообще был в шоковом состоянии, заявив, что его просто подставили. В связи с этим В. Литвин и Н. Томенко написали заявления об отставке. Но парламент никуда не отпустил действующего спикера. Однако Владимир Михайлович дал понять, что закон не подпишет. В связи с этим парламентское большинство уже стало подумывать над упрощением процедуры замены головы Верховной Рады и пока по-хорошему просит спикера прийти в себя и все же поставить свою подпись. Здесь еще зависла в воздухе возможность досрочных выборов, что для всех партий и фракций было бы нежелательным. И, видимо, чтобы хоть как-то разрядить ситуацию, было решено отправить парламент на каникулы. Хотя регионалы пригрозили в скором времени собраться на внеочередное заседание.

 

Что касается самого закона, то его суть сводится к тому, что единственным государственным языком остается украинский, но вместе с тем региональные языки получают статус официальных в областях, где численность его носителей составляет 10 и более процентов. Враждебно, негативно к такому принципу государственной языковой политики относятся крайне правые националисты и сторонники неукоснительного доминирования всего украинского в рамках нашей страны. Как высказалась в прямом эфире «Большой политики» одна из активисток Всеукраинского объединения «Свобода» Ирина Фарион, мол, нежелание знать украинский язык решается просто — Борисполь и билет в один конец. Тем временем деятели с такими же твердыми убеждениями, но только из противоположного лагеря тоже не вполне удовлетворены. Ведь определенный процент украинского общества страстно желает русскому языку статуса второго государственного, не меньше.

 

Определенно одно — дебаты сторонников двух диаметрально противоположных принципов государственной языковой политики еще неизвестно сколько времени будут занимать эфиры телеканалов, площади газет и внимание простых граждан.

 

А что нам-то с этого?

 

Закон Кивалова-Колесниченко прямо затрагивает и крымских татар. Неосведомленному об особенностях политической конъюнктуры человеку может показаться, что закон весьма хорош для нации, представители которой занимают на соответствующей территории 13-15%. Тем более ее лидеры неустанно жалуются на плачевное положение родной речи. Но так может только показаться, потому что председатель Меджлиса крымскотатарского народа лишь негативными откликами одарил законодательную инициативу своих коллег-парламентариев.

 

Председатель Меджлиса Мустафа Джемилев«Для нас этот закон неприемлем. Мы рассматриваем себя как коренной народ Украины, и ситуация с крымскотатарским языком не должна зависеть от численности (его носителей). В законе должно было быть предусмотрено закрепление итогов преступной языковой политики, которая была в Советском Союзе по отношению к украинскому языку, в результате которой во многих регионах преобладает русский. Если русский получит особый статус в регионах Украины, то у этнических украинцев не будет стимула изучать родной язык. Не будет этого стимула и у крымских татар, поскольку они владеют русским языком не хуже самих русских. Ссылки на Европейскую хартию о языках национальных меньшинств необоснованны, поскольку она направлена на защиту языков, которые находятся под угрозой. Русскому языку ничего не угрожает» — передает слова М. Джемилева QHA. 

 

В свою очередь председатель Кенеша Милли Фирка Васви Абдураимов так прокомментировал «ГК» резонансный закон:

 

Васви Абдураимов, председатель Кенеша Милли Фирка, член исполкома Крымскотатарского народного фронта«Если Закон «О принципах государственной языковой политики» вступит в законную силу, он однозначно отразится на интересах крымских татар: в правовом поле Украины. Крымскотатарский язык получит официальный статус регионального, что открывает дополнительные и, что важно, законные основания для расширения его использования и функционирования в различных сферах. С другой стороны, данный закон — первый шаг для установления в Крыму реального триязычия: украинский язык — государственный, крымскотатарский и русский — региональные. Каждый из языков занимает при этом свою определенную нишу и получает возможности для сохранения и развития в крымском сообществе. Важно, чтобы Закон «О принципах государственной языковой политики» не только был подписан и вступил в законную силу, но и исполнялся на всех уровнях власти. Только в этом случае он имеет шанс стать одним из средств для защиты и развития крымскотатарского языка».

 

Эльвина Сеитова, Аспирант исторического факультета ТНУ

Газета «Голос Крыма»,  № 28 (966) от 13.07.2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня