Вас беспокоит «Литературная газета»
Санкт-Петербург готовится широко отпраздновать 100-летие великого ученого и писателя Л.Н. Гумилева, открывшего теорию пассионарности и объяснившего развитие народов-этносов. Межпарламентская ассамблея стран — участниц СНГ посвятит этому событию пленарное заседание.

При поддержке правительства Санкт-Петербурга будет проведена международная научная конференция «Научное наследие Л.Н. Гумилева: истоки, эволюция, проблемы восприятия», в рамках международного научного конгресса состоится обмен мнениями на тему «Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы» и также готовятся многие другие мероприятия.
«ЛГ» предлагает вниманию читателей беседу с руководителем фонда Л.Н. Гумилева Ольгой Новиковой.
— Когда и как появился фонд Л.Н. Гумилева?
— Идея возникновения фонда возникла сразу после ухода из жизни Л.Н. Гумилева. Группа единомышленников, имевшая счастье общаться с этим уникальным человеком, приняла решение заняться популяризацией его идей и распространением его литературного наследия.
В задачи фонда входили следующие направления: мемориальное — для увековечивания памяти Льва Николаевича, издание его трудов, установка памятников и мемориальных досок, а также научное направление деятельности.
Президентом фонда стал академик А. Панченко, его заместителем был избран президент Русского географического общества С. Лавров и другие известные ученые. В попечительский совет фонда вошли вдова Льва Николаевича Наталья Викторовна и ее ближайшие родственники. В эту консорцию влились также многие ученики Гумилева.
Нашими усилиями были изданы малотиражные сборники трудов ученого.
Я в это время (в 1993-1995 годах) в статусе руководителя фонда занималась собиранием разрозненных рукописных научных материалов Льва Николаевича, которых к тому времени сохранилось лишь 30%. И тем не менее мне удалось написать сценарий тридцати телепередач с общим названием «Этносы земли», которые прошли на Ленинградском телевидении. С того времени выросло целое поколение наших людей, для которых эти передачи стали недоступными.
Это были передачи с участием Льва Николаевича, закадровый текст читал Иван Краско. Мы много раз обращались в различные инстанции, чтобы возобновить показ этих передач. Но все было тщетно.
Сейчас эти передачи «ходят по рукам» как запрещенные записи в оцифрованном виде.
— Но ведь есть же Интернет.
— 16 лет назад мы зарегистрировали в Сети сайт «Гумилевика», причем инициатива шла из Казахстана, где в Астане находится Университет им. Л.Н. Гумилева. Энтузиасты сканировали многие труды ученого и его рукописи, и они стали достоянием многих. Я как-то пытаюсь эти процессы координировать. При этом существуют записанные на магнитофонную ленту лекции Льва Николаевича, я их расшифровала, и в 2007 году удалось издать книгу «Струна истории» с моими примечаниями и предисловием.
А в этом году мы сделали книгу, которую, надеюсь, «ЛГ» представит читателям с моим научным комментарием по политическому творчеству ученого.
Вот так и живет гумилевское наследие.
— Мемориальная доска Л.Н. Гумилеву в городе установлена. А что с его музеем?
— Квартиру ученого его вдова передала в дар городу, и непонятно почему квартира ученого попала в ведение Комитета по культуре. А дальше ее определили к Фонтанному дому, к Музею А. Ахматовой.
В результате Л.Н. Гумилев предстает как сын своей знаменитой матери и заключенный.
— И что же все-таки делает музей?
— Музей этой весной опубликовал его личную переписку с женщиной, и был еще поставлен спектакль по этой переписке. Это действо проходило возле письменного стола и в супружеской спальне Льва Николаевича.
Мы вместе с родственниками ученого писали письма в различные инстанции, и нам удалось хотя бы в музее это безобразие прекратить. Это терпеть было невыносимо.
— Как-то наш президент сказал, что фонды бывают разные…
— Так оно и есть. У нас получилось так, что работа есть, а фонда в нынешнем меркантильном понимании, можно сказать, нет. В фонде на добровольной основе работают только энтузиасты и люди, влюбленные в творчество Льва Николаевича. Но сейчас организовываются все новые и новые структуры, которые беззастенчиво присваивают и имя ученого, и наш коллективный труд. Имя им легион: какие-то язычники, скифы и т.д.
По мере того как росла популярность ученого, его стали к месту и не к месту цитировать и более того — приспосабливать его великие мысли для своих маленьких целей.
Лев Николаевич Гумилев был православным христианином и к язычникам никакого отношения не имел, а уж тем более ко всяким «оранжистам».
Его популярность в мире растет, и немудрено, что кто-то хочет его имя использовать. Хочется верить, что фонд станет сильной структурой, которая сможет не только популяризировать творчество, но и оказывать хоть какую-то помощь родственникам великого ученого.
Статья опубликована в №38 (6385) (2012-09-26) «Литературной газеты»
Источник: http://www.lgz.ru/