Молдавия у всех прочно ассоциируется с молдаванами, или, в крайнем случае, с румынами и их идеей Великой Румынии. Но кроме вышеназванных народов в Молдавии проживает удивительный народ — гагаузы, с самобытной культурой и богатыми традициями. Имея тюркское происхождение, но, будучи православными, гагаузы не страдали заразной болезнью национализма и русофобии и с провозглашением суверенитета Молдавии особых симпатий к молдавско-румынским националистам не питали. Общая численность гагаузов составляет приблизительно 250 тыс. человек. Из них 140 тыс. проживают непосредственно в Гагаузии — автономном территориальном образовании в составе Молдавии, 40 тыс. — на Украине и более 12 тыс. — в России.
С тех пор как Анкара заявила о себе как о матери-наседке всех тюрок от Средней Азии до Балкан, она пытается взять под контроль политические и социальные процессы в автономии. На текущий момент задачей № 1 является сокращение культурной дистанции между гагаузами и турками. Она и без того мала, поскольку наиболее близкий к гагаузскому языку — турецкий. К тому же в 1993 году гагаузы отказались от кириллического алфавита в пользу латиницы, что ещё больше сблизило их с родственными в этническом плане турками и удалило от религиозно и политически близких русских. Уже через два года после языковой реформы Гагаузию посетила одна из первых турецких делегаций, в состав которой входили не только политики, но также общественные деятели и представители турецких культурно-просветительских организаций.
Тогда же появилось первое Общество турецко-гагаузской дружбы, связанное с различными турецкими правительственными фондами. Благодаря помощи общества, гагаузская молодёжь периодически посещает культурно-политические мероприятия в других тюркских странах. Контакты между Анкарой и Комратом настолько укрепились, что в 2000 году Народным собранием Гагаузии был одобрен проект открытия представительства в Турции и достигнуты договорённости об отмене въездных турецких виз для жителей автономии.
Наращивается сотрудничество в сфере образования. Главный вуз Гагаузии — Комратский университет — имеет партнерские связи с пятью вузами Турции. Каждый год туда поступает около 60 студентов (за турецкие деньги). Поднимался вопрос о предоставлении студенческих квот для гагаузских студентов в Бакинском университете и в ряде вузов среднеазиатских республик. На территории Турции постоянно находятся до 50 тыс. граждан Молдавии, большинство из которых — гагаузы. В самом Комрате уже появился Турецкий культурный центр. Там же располагается турецкая гимназия имени Сулеймана Демиреля и высится памятник Мустафе Кемалю Ататюрку, национальному герою Турции.
Основное бремя по реализации проектов всевозможной направленности несёт Турецкое главное управление по сотрудничеству и развитию (TIKA). Организация является одним из важных инструментов распространения турецкого влияния и укрепления турецких позиций не только в «тюркском поясе», но и в странах, которые в перспективе могут оказаться под влиянием Турции. Такими странами являются Македония, Косово, Албания, Судан, Босния-Герцеговина, Грузия. Молдавский центр TIKA расположен в Кишиневе, по некоторым данным, некоторые ее члены являются активистами различных турецких радикальных организаций, таких как «Серые волки», которые обосновались в Гагаузии еще до распада СССР. Напомню, что «серые волки» отметились в Чечне, помогая дудаевским террористам. На средства TIKA в Молдавии открылась библиотека им. Ататюрка, крупнейшая в республике.
Анкару интересуют не только гагаузы Молдавии, но и гагаузы Украины. Вопросами гагаузов Украины, которые проживают ближе к побережью Черного моря, занимается специальный отдел TIKA. Турецкая сторона постоянно позиционирует Гагаузию как отдельное от Молдавии политико-экономическое явление. Это заметно по взаимоотношениям Гагаузии и Северного Кипра, когда на общетюркских мероприятиях и встречах в турецкой республике Кипр активно участвуют представители гагаузской стороны. В самой Турции национальная телерадиокомпания ТRT планирует подготовить ряд документальных передач и фильмов о Гагаузии. Если учесть, что TRT вещает по радио во всем мире на 30 языках и имеет 12 телеканалов, становится понятным, что Анкара всерьёз присматривается к гагаузам.
Причина кроется в желании Турции превратить Чёрное море во «внутреннее море тюрок». Помешать этому реально могут только два фактора — либо усиливающееся влияние Бухареста с его идеологией Великой Румынии и претензиями на региональное лидерство, либо усиление влияния России. Но поскольку румынское влияние в Гагаузии ощущается слабо, а российское присутствует во многом инерционно, в память о прошлых заслугах Москвы, у Турции есть неплохие шансы закрепиться в автономии надолго.
Тем более что нынешнее руководство автономии не скрывает своих симпатий к Анкаре. Это не значит, что гагаузское правительство отказывается от партнёрства с Россией. Напротив, правительство Михаила Формузала успевает на два фронта. Однако экономическая активность Кремля в автономии уступает активности оппонента. Участие в развитии сельского хозяйства, усовершенствование систем водоснабжения, строительство предприятий и школ — это лишь неполный перечень того, что делает Турция для гагаузов. Только на строительство дорог турки выделили автономии $35 млн.! Поэтому здесь уже выросло целое поколение молодых людей, которые прекрасно осознают, кто реально помогает автономии и её населению.
Сегодня гагаузы очутились меж двух полюсов регионального влияния. С одной стороны, Бухарест и Кишинёв пытаются навязать им идеологию румынизма или на худой конец молдовенизма. С другой стороны, из Анкары всё чаще звучат призывы к единению всех тюрок, в том числе гагаузов, вокруг самого авторитетного тюркского государства — Турции.
Усиление турецкого присутствия в автономии принесёт России немало хлопот, поскольку в таком случае Анкара получит дополнительный инструментарий для влияния на политические процессы в Приднестровье, Молдавии и на юге Украины.
Кстати, украинские эксперты уже выражали озабоченность тем, что гагаузы Одесской области изучают историю по молдавским учебникам, в которых с первых страниц сообщается: «Мы живём в Молдове». Отмечу, что молдавские учебники истории в роли жутких карателей и палачей изображают сегодня Россию и русских, а румынского диктатора и фашиста Антонеску превозносят до небес. Любви к России такое обучение гагаузам Украины не добавит, что играет только на руку туркам.
Пока это не привело к нарастанию русофобских настроений, поскольку гагаузский народ обладает крепкой исторической памятью и помнит, что Россия не раз выручала гагаузов в трудную годину, а гагаузы навсегда связали свою жизнь с Российской Империей и Советским Союзом. Многие представители этого гордого народа отличились беспримерной отвагой и доблестью в многочисленных войнах России со своими врагами. Но это не значит, что антироссийские настроения не могут появиться в Гагаузии позже.
К примеру, в Крыму пантюркистская пропаганда турецких эмиссаров среди крымских татар уже аукается возрастанием русоненавистнических настроений. В Гагаузии для этого пока время не пришло, поэтому Анкара предпочитает принцип «мягкой силы», следуя собственной тактике под условным названием «ноль проблем с соседями». Экономическое и культурно-просветительское проникновение Турции в Гагаузию не может являться поводом для разногласий с Россией. Но позже, когда такие разногласия возникнут, может быть уже поздно. Когда-то и население братской Украины тоже не питало вражды к России, но потом, благодаря умелой пропаганде, жители республики отдавали свои голоса за Виктора Ющенко — меченого русофоба профашистской ориентации.
России крайне необходимо увеличивать своё экономическое и гуманитарное присутствие в Гагаузии. Сила инерции имеет свойство иссякать, и тогда вакуум будет заполнен другими. Будет ли тогда место для нас — вопрос риторический. Тем временем у наиболее радикальных приверженцев пантюркистских идей появился новый лозунг: «За единый Туран — от Чукотки до Балкан!».
Александр Дундич