IZZET ушел навсегда…

Post navigation

IZZET ушел навсегда…

Ушла из жизни яркая, неординарная личность. Певец, музыкант, композитор и поэт. В одном лице. Увлеченный, как многие люди его поколения и более молодые музыкальным направлением регги, влюбленный в Крым и его музыкальную культуру, он создал яркий сплав этих явлений. Собственно сам принцип не нов. Глинка и Бородин использовали богатейший крымскотатарский музыкальный фольклор в своих операх. В свою очередь композиторы Шерфединов и Бахшиш соединяли крымскотатарские тексты с модными в 1950 — 60 годы ритмами вальса и танго.

Следующие поколения музыкантов сплавляли крымскотатарский фольклор с джазом и роком. В последнее время мы наблюдаем те же процессы слияния современных музыкальных стилей с крымским музыкальным наследием. Например, созданные талантливым гитаристом Энвером Измайловым джазовые композиции, стали играть заметную роль в развитии общемировой культуры, его музыка востребована во многих странах. На многих танцевальных площадках, и не только крымских, звучит музыка Ди Джея Бебека, который соединил крымскотатарский фольклор с элементами африканской музыки. Музыка, созданная талантливыми современными крымскотатарскими музыкантами, как правило, выходит за пределы внутреннего потребления, становясь явлением общекультурного масштаба и являясь таким образом проводником крымскотатарской музыки в широкие массы слушателей, умножая армию друзей и благожелательно настроенных к нашему народу, к его истории и культуре людей.

К таким музыкантам необходимо в первую очередь так же причислить Иззета Аблязова. Особенность его творчества в том, что он первый и пока единственный из крымскотатарских музыкантов обратился к широко популярному в современной молодежной среде стилю регги. Его музыкальные опыты дали блестящие результаты. Мне, человеку старшего поколения, сложно говорить о стиле, который мне не знаком. Я могу лишь констатировать факты и анализировать как слушатель конечный результат его творческих экспериментов. На прошлой неделе я провел мастер-класс на тему валяния войлочных изделий. Участниками мастер-класса были студенты и преподаватели Николаевского высшего художественного училища. Параллельно изучению традиционных крымских технологий валяния войлока, изучению крымскотатарского орнамента я знакомил молодежь с крымскотатарской музыкальной культурой. Звучали произведения народных исполнителей, современных эстрадных певцов, джазовых музыкантов. Особая реакция была на музыку Иззета. «О, это регги! Мы это любим. Какое интересное сочетание регги с татарской музыкой. Нам эта музыка нравится. Где достать такие диски?». В этом случае необходимо констатировать, что через популярный музыкальный стиль, благодаря таланту Иззета, крымскотатарская музыка мгновенно нашла путь к сердцам молодых людей, ранее с этой музыкой не знакомых.

Мне лично творчество Иззета привлекательно тем, что оно имеет свое оригинальное, ни на что не похожее лицо. Например, попытаюсь передать свои ощущения от одной из любимых мною песен Иззета «Регги вагон». Это песня с уникальным текстом, наполненная оптимизмом, тонким юмором и свежим взглядом на жизнь. Текст представляет собой мозаику из подлинных обрывков фраз, подслушанных композитором у крымских татар, едущих в поезде по Крыму. Это местами суржик — «Проводница яхши къыз», «Врачи агалар»… Звучат названия крымских городов, традиционные утренние и вечерние приветствия. Текст песни, ее ритм и гармония в исполнении автора передает радостное легкое чувство вернувшихся на родину людей, готовящихся к встрече с родственниками. Этот вагон — антипод трагических вагонов 1944 года, в которых наши родные надолго, а многие навсегда, покидали свою любимую родину.

От себя лично и от имени всех художников творческого объединения «Чатыр-Даг» приношу глубокие и искренние соболезнования родным и близким Иззета. Когда из жизни уходит яркая творческая личность, каждый из нас словно теряет при этом частицу самого себя.

Мамут ЧУРЛУ

«Полуостров» №28 (332), 17 – 23 июля 2009

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня