Абхазия суверенитетом не торгует

Post navigation

Абхазия суверенитетом не торгует

В Москве с краткосрочным визитом побывал президент Республики Абхазия Сергей Багапш. Встречи абхазского лидера с представителями российского политического истеблишмента должны были дать ответы на вопросы, заботящие Сухум, главный из которых: не отразится ли мировой финансовый кризис на масштабных планах, которые подразумевает российско-абхазское сотрудничество? Президент Абхазии сообщил, что поводов для беспокойства нет.

Сергей Багапш заявил, что все запланированные российско-абхазские проекты остаются в силе. Так, в Абхазии, как и объявлялось ранее, будет одна военная база в Гудауте с серьезным авиационным компонентом. Особых затрат не предвидится, поскольку с советских времен существует необходимая инфраструктура, и ее лишь требуется подремонтировать.

То же касается военно-морской базы в Очамчире. Она функционировала в советские времена, и все необходимые помещения, в том числе жилье для служащих, нуждается в не очень затратном ремонте. «И надо все-таки учесть, что на этой базе не планируется дислокация полусотни кораблей. Речь идет о нескольких боевых единицах, которые будут нести службу в акватории Абхазии на границе с Грузией», — заявил Сергей Багапш. По его словам, с Москвой подписано соглашение о том, что российские базы будут находиться в Абхазии 49 лет, общее число военнослужащих — 3800.

Отдельной в военном сотрудничестве идет «пограничная статья». Как сказал президент Абхазии, охрана рубежей, а подразумевается в первую очередь грузино-абхазская граница, будет осуществляться совместными усилиями, и предполагается, что Сухум на эти цели отрядит около 300 военнослужащих. С российской стороны цифра будет уточнена. Сейчас же по всей протяженности грузино-абхазской границы проводятся укрепительные работы, большая часть которых практически завершена.

Сухум убежден, что Тбилиси надолго останется главной головной болью. «Я думаю, что пока в Грузии находится режим Саакашвили, проблемы еще будут. Сейчас там активизировалась оппозиция, готовая отправить Саакашвили в отставку, но связанных с ней особых ожиданий тоже нет. Как я могу доверять Нино Бурджанадзе, если она, будучи спикером, обещала одного своего сына послать на войну в Южную Осетию, а другого — в Абхазию?!» — заявил Багапш. По словам абхазского лидера, для того чтобы в Грузии произошло кардинальное изменение мышления в отношении Абхазии и Южной Осетии, нужно время, и «мы этот процесс не хотим форсировать, поскольку слишком много накопилось боли и горя и до войны и после войны и бесконечные провокации, которые продолжаются». «Но китайскую стену мы возводить не собираемся. Как говорят на Кавказе, соседей Бог посылает, их не выбирают. Поэтому нужно будет со временем потихоньку налаживать нормальные, цивилизованные отношения, а не через прицел автомата. Есть энергетика, есть железная дорога, есть торговля. Через экономику и будут выстроены эти отношения», — сказал Сергей Багапш.

Президент Абхазии опроверг сведения об «особом режиме», в котором живет население Гальского района. «Никакой дискриминации. Грузины Гальского района — такие же граждане Абхазии, как представители других национальностей нашей республики. Их представители входят в парламент, грузины представлены и в правительстве. Единственное наше требование — они должны принять гражданство Абхазии и жить по ее законам, если, конечно, у них нет желания поселиться в другой стране», — заявил Багапш.

По словам президента, миф о высокой напряженности в Гальском районе создают грузинские СМИ. В качестве примера Сергей Багапш рассказал историю с матчем, проведенным на днях в честь 100-летия абхазского футбола. Команда Гали выигрывала у Сухума, и под занавес между игроками произошел конфликт. «Да, это плохо, но произошла обычная драка, которые бывают в играх, без какой-то национальной подоплеки. Инцидент был исчерпан сразу, ребята помирились. А грузинские газеты все это сравнили со знаменитым подвигом украинских футболистов, которые матч за матчем у гитлеровских армейских команд в оккупированном Киеве выиграли», — рассказал Сергей Багапш.

По его словам, нет проблем и с другим грузинонаселенным регионом — Кодорским ущельем. «Ни один дом тамошних сванов во время нашей августовской операции не пострадал. Теперь мы им предложили вернуться. Они возвращаются в свои дома», — сообщил президент Абхазии.

По мнению Сергея Багапша, ситуация в республике была бы намного мягче, если бы не жесткая иррациональная позиция международного сообщества, у которого «иного выхода, как признать Абхазию, просто нет».

«Недавно в Сухуме побывали представители Евросоюза. И я им сказал, что для стабилизации обстановки во всем Кавказском регионе нужно сделать одно — и вам, и грузинам — признать Абхазию и Южную Осетию. Мы признаны великим Российским государством, и еще будут признания, а вы и Грузия этого не делаете, что дестабилизирует ситуацию. Этого допускать нельзя. Другого пути, кроме признания суверенитета, нет», — сообщил подробности беседы с европейскими дипломатами Сергей Багапш. По его словам, все попытки вернуть Абхазию в состав Грузии обречены, «к прошлому нет возврата». «Даже если вдруг нам будет предложено место в ООН, типа как было у Украины и Белоруссии во времена СССР, хотя ситуация совершенно иная, мы на вхождение в состав Грузии не согласимся. Наш путь — независимость», — заявил Багапш. При этом он признал, что не ожидал легкого пути, поскольку мировое сообщество руководствуется политикой двойных стандартов, что наглядно «подтвердилось во время войны в Южной Осетии — Запад обвинял Россию в развязывании бойни. Двойные стандарты видим и сейчас, когда Белоруссию откровенно шантажируют восточноевропейским партнерством в обмен на непризнание суверенитетов Абхазии и Южной Осетии».

Впрочем, все это президент Абхазии называет важным, но не главным. Главное сейчас для республики — поднять экономику, пришедшую за годы войны и блокады в упадок. В этом все надежды связаны на данном этапе с Россией, хотя и собственными усилиями за последние год удалось повысить бюджетные показатели в четыре раза. В республике, как сказал Сергей Багапш, идет интенсивное строительство объектов социального значения. Большие надежды связаны с инфраструктурой: аэропортом, железной дорогой, морским портом. По Сухумскому аэропорту, по словам президента, с представителями России идут предметные переговоры. «Мы хотим, чтобы аэропорт взяла в управление мощная структура. При этом навигация, взлетно-посадочная полоса, вся электроника останется в собственности государства, а терминалы, гостиничный комплекс, служебные и прочие помещения могут быть переданы бизнесу», — заявил Сергей Багапш. При этом он отверг возможность финансовых трений с Россией, которые в последнее время происходят в Южной Осетии. «Мы с Россией сейчас работаем по очень неконфликтной схеме: деньги российские, генподрядчик работ — российский, проплату ведет Россия, технадзор осуществляет она же. Таким образом, Абхазия этих инвестиций просто не касается», — сказал Багапш. Президент уверен в перспективности транспортных проектов, в том числе железной дороги, идущей в направлении Армении, Азербайджана и далее на Ближний Восток.

Багапш сообщил о другом интересном проекте, с которым «он обратился к высшему политическому руководству России». Речь идет об автомобильной дороге через Кавказский хребет. «Есть старая дорога от Сухума до Южного Приюта. Ее надо реабилитировать. И проложить 22 километра пути от Южного Приюта до Северного Приюта, находящегося по ту сторону Кавказского хребта. Перспективы открываются очень заманчивые — с учетом перегруженности Сочи и Туапсе. Эта дорога напрямую присоединится к черноморскому водному коридору», — сказал Багапш, по словам которого общая стоимость проекта с учетом будущей выгоды мизерна.

Другой заманчивой идеей стала нефтедобыча. Черное золото есть и на черноморском шельфе, и на суше — в Очамчирском районе. «Около Очамчиры мы вскрыли скважину, и там оказалась очень высококачественная нефть. Сейчас специалисты определяют ее запасы, высчитывают себестоимость, проводятся прочие работы», — сообщил Багапш. Президент признал, что «сырьевая деятельность», а кроме нефти, Абхазия планирует разработку и экспорт щебня, может нанести урон уникальной и одновременно хрупкой природе республике. «Поэтому пока я являюсь президентом Абхазии, ни один камешек без предварительной экологической экспертизы никто не тронет», — заверил он.

А президентом Сергей Багапш будет до 12 декабря нынешнего года как минимум. Именно в этот день состоятся выборы главы республики. На вопрос, будут ли выборы как таковые или абхазский народ готов предоставить еще один президентский срок человеку, при котором Абхазия сделала большой шаг в направлении официального признания независимости, Сергей Багапш ответил: «Выборы обязательно должны быть. У нас немало достойных людей. Мы выбрали демократический путь развития, поэтому другие сценарии просто исключены». При этом президент исключил появление кандидатов по национальному признаку — от этнических групп. «Наша Конституция запрещает появление партий этнического характера, и это правильно. Потому что их существование неминуемо приведет к обострению национального вопроса, чего в Абхазии, славящейся многонациональным составом населения, никогда не было», — заявил Багапш.

MF-информ

www.ng.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня