Ещё одна трагедия крымскотатарского народа
В прошлом году Надир Бекиров, Айдер Мустафаев и аджи Нури-эфенди, услышав, что в школе-интернате №1 г. Симферополя воспитываются крымскотатарские дети, на праздник Рамазан посетили этот интернат и раздали детям принесённые подарки.
Из беседы с воспитателями узнали, что в этом интернате воспитываются дети-сироты с задержкой умственного развития из неблагополучных семей. Побеседовав с детьми, они выяснили, что у некоторых из них имеются родители, но они лишены родительских прав, основная причина — алкоголизм, наркомания, проституция…
Из-за отсутствия директора и завуча, они не смогли узнать подробности.
В дальнейшем к изучению вопроса брошенных детей подключился Совет старейшин крымскотатарского народа «Намус».
Мне было поручено заняться этими вопросом. Совместно с Нури-эфенди мы наметили план мероприятий. В первую очередь мы обратились к директору школы-интернатом №1 Герасименко Е.И.
Из беседы с директором мы узнали, что дети там находятся на полном государственном обеспечении, обучаются с 1 по 11 класс и получают специализированное лечение. В школе имеются специалисты по неврологии, психотерапии, логопеды и другие, которые еженедельно занимаются с этими детьми.
К окончанию школы эти дети догоняют своих сверстников — здоровых детей в умственном развитии. После окончания школы-интерната эти дети поступают в училища, техникумы и ВУЗы.
Директор школы-интерната очень позитивно восприняла и одобрила проявленную заботу со стороны общественной организации. В ходе обсуждения конкретных мер мы решили организовать в этой школе цикл лекций- бесед, для чего нужно было получить разрешение министерства образования и науки.
Совет старейшин «Намус» совместно с кафедрами истории и филологии, крымскотатарского языка и литературы составили план лекции. В этот план были включены темы о дружбе народов на полуострове, о депортации крымскотатарского народа, о героях — крымских татарах, об истории, культуре, духовности крымскотатарского народа, об исламе как одной из мировой религий, положении женщин, отношении детей к родителям в исламе, о топонимике и др.
Для проведения лекций заведующие кафедрами истории и крымскотатарского языка и литературы Рефик Куртсеитов и Энисе Абибулаева пообещали выделить преподавателей и студентов.
Со своей стороны Совет старейшин «Намус» обратился к министру образавания и науки Валерию Лаврову с просьбой разрешить проведение лекций в школе-интернате №1 по приложенному плану. Такое разрешение было получено, но в связи с карантином в школах проведение лекций было приостановлено.
«Намус» на Курбан-байрам организовал выезд детей на праздник, который был проведён на территории ВУОО «Арраид». Руководитель «Арраида» доктор Мухаммад Таха выделил для всех детей школы-интерната подарки в виде сока и печенья, а детям, участвующим в празднике были выделены еще и индивидуальные подарки. Организация «Намус» выражает благодарность доктору М. Таха и директору «Сим-Сити_Транс» Н.Мусаеву за выделенный автобус.
В министерстве образования и науки имеется отдел социальной защиты и воспитания, который занимается школами-интернатами. Сотрудники этого отдела Трифанов С.И. и Санталов Е.О. очень помогли нам в получении данных по этим школам.
В АРК имеются 22 школы-интерната. В этих школах воспитываются в основном дети-сироты и дети с различными заболеваниями. Существуют интернаты для глухих детей, умственно отсталых, слабо слышащих, для больных сердечными заболеваниями, для астматиков, для больных желудочными заболеваниями и др. Имеются школы-интернаты для здоровых малообеспеченных детей. Во всех школа-интернатах воспитываются 378 детей крымских татар.
В интернатах для одаренных и малообеспеченных воспитываются 160 детей. Это дети, у которых имеются родители.
Остальные 218 детей крымских татар относятся к сиротам, или детям, родители которых лишены родительских прав.
Кроме школ-интернатов к министерству образования и науки относятся детские дома в Феодосии, Строгановке и пос. Чернышевском. В этих детдомах воспитываются двое крымских татар.
В Крыму имеются еще дома-ребенка в г. Симферополе и г. Ялте, относящиеся к Минздраву, а также детдома, относящиеся к Министерству молодежи, семьи и тендерной политики. К ним также относятся детские приюты, которые находятся в гг. Симферополе, Бахчисарае, Щелкино, Армянске и пгт. Кировское и Красногвардейском.
В этих приютах находятся дети, которые бродяжничают, приезжие, беспризорные и сбежавшие из дома. Их в приютах держат в течение трех месяцев. После их возвращают родителям, если они находятся, или отправляют в детские дома или школы-интернаты. В приютах национальность не учитывается.
Количество крымскотатарских детей, находящихся в детдомах нам неизвестно, мы намеренны заняться изучением и этого вопроса.
Увы, усилий только Совета старейшин для решения судьбы брошенных детей явно недостаточно. Но этих детей нужно спасать, постараться вернуть их в семьи!
Поэтому к решению этому вопроса, на мой взгляд, должны подключиться и местные органы национального самоуправления, общественные организации, мусульманские общины, Ассоцияация «Маарифчи», «Лига женщин» и молодёжные объединения.
Дети в этих интернатах теряют принадлежность к своему народу, теряют язык, культуру, духовность. Этому способствуют священники, которые частые гости в школах-интернатах. Они проводят беседы, читают лекции на христианские темы, крестят детей и окропляют их святой водицей. Они же, ничего не зная о своей религии, считают, что так и должно быть.
Мне кажется, задача всего крымскотатарского сообщества не позволить потерять этих детей. Для этого нужно, чтобы общественные структуры в каждом городе или поселке, где имеются эти школы-интернаты, взяли шефство над детьми крымскими татарами. Надо всем вместе помочь несчастным детям обрести семьи и родителей…
Нужно возродить традиции нашего народа — брать на воспитание детей-сирот, помогать людям, которые хотят создать частные детские дома, в их организации и регистрации.
Один такой частный детский дом уже существует в п. Советском, который организовала семья Аджиевых. Они тоже нуждаются в помощи.
В качестве благотворительной помощи местными силами нужно организовать в школах-интернатах праздничные концерты, приглашать детей на Ораза и Курбан байрамы, организовывать беседы, находить спонсоров для оказания материальной помощи этим школам.
Такие дети не должны оставаться без внимания со стороны нашего народа. В трудные годы высылки, когда люди умирали от голода, болезни, никто добровольно не бросал своих детей и старых, больных родителей. Дети сироты, попадающие в детские дома, разыскивались родственниками и забирались в семьи.
Трудно понять, что случилось в сейчас с нашим народом.
Молодые крымскотатарские девушки, будущие матери, подражая «модным» современным тенденциям, курят, пьют, «тусуются» в барах, выставляя на показ свою наготу. Рожают детей и оставляют их в родительных домах.
Алкоголизм, наркомания не обошли некоторые крымскотатарские семьи, результатом чего стали дети, которые попадают в приюты, детдома и интернаты.
Немало случаев, когда благополучные семьи сделают своих старых и больных родителей в дома престарелых.
Часто молодые парни, теряя язык, культуру, духовность и традиции своего народа, создают смешанные браки. Они теряют не только себя, но и будущих своих детей.
Таких парней и девушек не так много среди нашего народа, но даже единичные случаи — это трагедия для нашей нации.
Поэтому нужно всем общественными организациями, ученым, государственным чиновникам созвать круглый стол и разработать концепцию крымскотатарского народа по воспитанию молодёжи в традициях народа.
В условиях исчезновения языка, культуры, духовности крымскотатарского народа, нужно пропагандировать обычаи и традиции, свойственными ему. Все мы, совместными усилиями должны сохранить честь, достоинство и национальную гордость нашего крымскотатарского народа.
Дильшад ИЛЬЯС
г. Симферополь