Заканчиваются полномочия депутатов украинского парламента. Осенью текущего года граждане Украины примут участие в выборах депутатов Верховной Рады. С кем пойдут на выборы крымские татары? Как для них обернется политическая ситуация? Пройдут ли представители крымскотатарского народа в украинский парламент? И какие причины могут повлиять на избирательный процесс? Сегодня эти вопросы ставятся во главу угла крымскотатарской политической элиты.

«Чем может обернуться для крымских татар отсутствие их представителей в депутатском корпусе ВР Украины?» — с таким вопросом «Голос Крыма» обратился к людям, представляющим крымскотатарский электорат.
Ильми УМЕРОВ, глава Бахчисарайской райгосадминистрации:
— Я думаю, что с отсутствием представителей крымских татар в депутатском корпусе ВР Украины после предстоящих выборов уменьшится количество рычагов, которые мы можем использовать в решении некоторых своих проблем. Но, по большому счету, особой катастрофы, если крымские татары не войдут в число украинских парламентариев, не будет.
Васви АБДУРАИМОВ, член Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины, председатель Кенеша (Совета) Милли Фирка, член Исполкома Крымскотатарского Народного Фронта (КТНФ):
— Вначале сразу отмечу, что за все годы существования независимой Украины в высшем законодательном органе Украины представительства крымскотатарского народа как не было раньше, так нет его и сегодня. То, что М. Джемилев является народным депутатом, ни о чем не говорит: он в Верховной Раде Украины представляет не крымскотатарский народ, а фракцию «Наша Украина — Народная самооборона», став нардепом по квоте партии «Народный Рух Украины» в избирательном блоке НУ-НС.
Поэтому корректнее было бы задаться вопросом: чем может обернуться продолжающееся отсутствие в депутатском корпусе ВР Украины представительства крымских татар?
Во-первых, отсутствие представительства крымскотатарского народа в ВР Украины является прямым свидетельством непризнания крымскотатарской нации субъектом правовой системы и государственной политики.
Во-вторых, если не признается народ как таковой, то о каких национальных проблемах вообще можно вести речь?
В-третьих, без учета наличия на полуострове коренного народа совершенно в ином ракурсе можно в целом ставить Крымский вопрос в зависимости от геополитического заказа и расклада сил на международной арене.
С другой стороны, если продолжать игнорировать крымскотатарский народ, в том числе, не допуская его представительства в Верховной Раде Украины и дальше, то это однозначно приведет к росту протестных настроений в крымскотатарской среде. Что, собственно, уже и наблюдается.
В конце концов, все это приведет к тому, что крымскотатарский народ вынужден будет искать пути решения своих национальных проблем вне правовой системы Украины.
Заир СМЕДЛЯЕВ, руководитель секретариата Милли Меджлиса
— Я бы сказал наоборот: чем может обернуться для Украины отсутствие в парламенте Украины крымских татар.
Прежде всего это отразится на международном имидже Украины. Сегодня говорят, что Украина пытается решать проблемы крымских татар, но для их окончательного решения не хватает средств. На мой взгляд, проблема не только в недостатке средств, главная причина в отсутствии желания решать наши проблемы.
Ведь те скудные средства, которые выделяются на программу обустройства крымских татар, в большинстве своем расходуются таким образом, что более одной трети в виде различных налогов и отчислений возвращается обратно государству, а линии электропередач, водопроводы и газопроводы передаются на балансы местных органов власти. Электричество, газ и воду для крымских татар продают по такой же цене, как и для других граждан.
Так что миф о миллионах, расходуемых на обустройство крымских татар, прежде всего и есть миф.
Говоря же о вопросах, не требующих финансовых затрат, скажу лишь об одном: уже прошло более 20 лет с момента провозглашения Украиной независимости, а в стенах Верховной Рады Украины не принято ни одного закона, направленного на восстановление прав и свобод крымскотатарского народа, определения его статуса, не признан геноцидом акт преступной депортации целого народа, в результате которой погибло более 46 % народа.
Например, даже в годы советской власти для того, чтобы говорить о том, что крымские татары представлены во всех органах власти, создавались условия для избрания в Верховный Совет СССР. Крымские татары возглавляли ряд министерств и ведомств Узбекской ССР. Крымским татарам доверяли возглавлять областные комитеты партии и облисполкомы.
К сожалению, сегодня в правительстве Украины нет ни одного министра или руководителя профильного комитета из числа крымских татар, первые лица автономии также не являются представителями коренного народа Крыма. Все это в очередной раз демонстрирует отсутствие доброй воли решать наши проблемы.
На мой взгляд, все национально-демократические силы Украины должны показать пример для остальных партий и обратиться в Меджлис крымскотатарского народа с предложением представить кандидатуры для включения в избирательный список их партии.
Пока нет таких партий и таких предложений, можно смело говорить, что украинский политикум еще не созрел для полноценного восприятия крымскотатарской проблемы и ее разрешения.
Наличие двух-трех депутатов в Верховной Раде Украине не является гарантией решения всех проблем крымскотатарского народа, но и их отсутствие там это потеря возможности диалога с властью, возможности в правовом поле Украины решения насущных проблем крымских татар.
Хубедин КУРТБЕДИНОВ, председатель Президиума Координационного совета общественно-политических сил крымскотатарского народа
— Украинской политической элите за все время существования независимого украинского государства не хватило политической воли определить политический статус крымскотатарского народа и принять закон о его реабилитации. В соседней с Украиной Румынии нет проблем с представительством крымских татар в парламенте этой страны. Тоталитарный советский режим считал «демократичным» избрание в высшие органы власти крымских татар, находящихся в местах депортации. Только в современной Украине не исключен вариант, что коренной народ страны — крымские татары могут быть не представлены в высшем органе государственной власти. Это нонсенс для страны, стремящейся в Европу.
С 1999 года в парламенте Украины были 1-2 представителя крымских татар. Что ощутили от этого представительства крымские татары, какие проблемы народа были решены, говорить не приходится, это известно всем. Итог деятельности крымскотатарских депутатов в парламенте нулевой, если, конечно, не принимать во внимание то, что они сами и небольшой круг приближенных им людей смогли получить должности, зарплаты, пенсии, ордена и т.п. В этой связи добрым словом и молитвой можно помянуть лишь Эскендера Меметова, хотя бы за то, что нас теперь называют крымскими татарами.
Я глубоко убежден, что если в новый состав парламента страны осенью этого года не будут избраны представители крымских татар, это принесет больше пользы крымским татарам, чем в случае повторения вариантов 1999-2012 годов.
Во-первых, политические силы смогут показать свое «демократическое» обличие перед международными структурами.
Во-вторых, сами крымские татары станут ближе к мысли, что кроме них самих никто и никогда не будет решать их проблемы.
Газета «Голос Крыма», № 25 (963) от 22.06.12 г.