«Газпром» ослабил хватку

Post navigation

«Газпром» ослабил хватку

Идиллическое ялтинское общение премьеров двух стран не прошло даром. Двадцать четвертого ноября «Газпром» и «Нафтогаз» внесли коррективы в январские договоренности. Все, как хотела Юлия Владимировна, и обещал Владимир Владимирович. Или почти все…

По ялтинским следам

Крымские переговоры Владимира Путина и Юлии Тимошенко начали приносить плоды, причем наиболее долгожданные. Результатом обмена улыбками, любезностями и шутками стали не новые, но по-прежнему торжественные, обещания одной стороны непременно платить за газ вовремя, и второй — личным указанием разрешить сложности с зависшими над головой покупателя энергоресурсов штрафами. «Твердое слово» российского премьера надолго с делом не разошлось. И уже следующий сеанс общения двух корпораций разрешил некоторые спорные вопросы.

Руководство «Нафтогаза» собиралось в Москву нагруженным «громадьем планов». Главные установки касались двух наиболее сложных моментов нынешнего и будущего сотрудничества: списания штрафов за недобор законтрактованных объемов газа в этом году, и превентивное решение той же проблемы в следующем. Отмену санкций гарантировал премьер РФ лично, а вот единого мнения по поводу потенциальных потребностей Украины в «голубом топливе» не было. Руководство «Нафтогаза» и Минэкономики накануне поездки дружно склонялись к варианту в 27-29 миллиардов кубометров с правом возможной докупки приблизительно 20% от зафиксированного объема на случай возможного посткризисного прорыва в экономике. В Москве же изначально готовились предпочесть чуть более солидные цифры… Другой целью поездки, как отмечал еженедельник «Зеркало недели», могло бы стать обсуждение вероятного кредитования «Нафтогаза» российскими банками на сумму от 500 миллионов до миллиарда долларов.

Если подробности «банковской миссии» пока еще не разглашаются, то по «газовой» линии высокие договаривающиеся стороны успели рассказать о почти полном консенсусе уже в день закрепления премьерских договоренностей. Итак, «Газпром» подтвердил, что отныне официально не имеет претензий к украинской компании из-за «побочных эффектов» реализации принципа «бери или плати». Напомним, согласно контрактам от 19 января «Нафтогаз» взял на себя обязательства выкупить 40 миллиардов кубометров российского газа. Кризисное падение промышленного производства привело к тому, что запланированные объемы превратились для Украины в ненужную роскошь: за десять месяцев текущего года украинская сторона оплатила менее 19 миллиардов кубометров. Специфика же договора предполагает не более чем 20-процентное послабление. Даже с учетом двухмесячного запаса времени, Украина, вряд ли, успела бы «дотянуть» по безопасной планки в почти 32 миллиарда кубометров.

Дабы подобные проблемы не возникали в дальнейшем (индульгенцию «Газпром» даровал «Нафтогазу» только в этом году), украинская сторона не один месяц обсуждала вопрос сокращения поставок в 2010 году. Запланированные 52 миллиарда кубометров выглядели слишком оптимистично даже с учетом вычитания тех 20 процентов от общего объема поставок, отказ от которых не чреват штрафными санкциями. Как показала практика, 27 миллиардов оказались недостижимой мечтой, но и итоговая цифра — 33,75 миллиарда кубометров ранее уже обсуждалась как вполне приемлемая. Тем более что в «Нафтогазе» не преминули уточнить, что с вычетом «неоштрафовываемого» объема уровень закупок снова опускается к отметке в 27 миллиардов… Программу-минимум стороны выполнили с блеском. Программа-максимум, по подозрениям прессы, осталась за кадром.

Там, за кулисами…

Новая редакция договоренностей «Нафтогаза» и «Газпрома» служит достаточным основанием для праздника на «правительственной улице». Но факт достижения желанных целей не отменяет интереса по поводу подробностей «оплаты» компромисса. Возникновения нескольких версий «цены вопроса» политэкономического характера долго ждать не пришлось. Основными аргументами экономической направленности, как и следовало ожидать, числятся цена на газ, транзитные характеристики и будущее украинской ГТС. А главным политическим фактором остаются приближающиеся президентские выборы.

Традиционно главной «газовым» затруднением Украины к концу каждого года становилась потенциальная цена на «голубое топливо». Но на протяжении всего 2009 и московские партнеры, и украинские политики уделяли такое внимание возможным штрафам в настоящем и будущем, что ценовые ориентиры предсказуемо ушли на задний план. Но всегда избегать обсуждения трудного вопроса было бы затруднительно, и поэтому по итогам ялтинских переговоров Юлия Тимошенко поспешила обнадежить публику: газ в следующем году принципиально не подорожает.

Сомнения в словах премьер-министра возникли сразу же: действие 20-процентной скидки, которую «Газпром» предоставил «Нафтогазу», заканчивается вместе с 2009 годом. А конъюнктура на рынке, по словам поставщика, не спешит обещать стремительное падение цен. Подозрения в том, что Юлия Владимировна несколько погорячилась перед выборами, подтверждают и эксперты. Так, например, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко прогнозирует средние цены на газ в 2010 году не менее 280 долларов за тысячу кубометров (напомним, в 2009 — до 230 долларов). Схожими цифрами оперируют и официальные представители корпорации. С другой стороны, слова главы правительства: «Я убеждена, что цена для Украины на газ будет практически такой на 2010 год как и на 2009 год», — можно интерпретировать и несколько иначе. «Заявляя, что стоимость российского газа для Украины в 2010 году будет примерно на уровне 2009-го, Юлия Тимошенко говорит о том, что, учитывая рост цен на транзит, государство получит эффект, равный неизменной стоимости газа», — допускает аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Денис Саква в комментарии газете «Дело». В любом случае, ожидать от одного из главных претендентов на пост президента сенсационные признания в стиле «Да, газ подорожает» не приходится.

Другим вероятным объектом торга между «Газпромом» и «Нафтогазом» считаются как раз подробности транзитного соглашения. Как известно, стороны склоняются к тому, что в следующем году посреднические услуги Украины подорожают. Но приблизительно на 60 процентов (до 2,7 доллара за прогон тысячи «кубов» на каждых 100 километрах), а не в несколько раз, как на том настаивал президент. Неактуальной, по всей видимости, остается еще одна мечта главы государства — о паритетной работе принципа «Бери или плати». Как предлагал Виктор Ющенко в письме Дмитрию Медведеву, а Кабмин — в проекте межправительственного соглашения, «Нафтогаз» тоже мог бы получить право включать штрафной счетчик в случае заметного сокращения «Газпромом» объемов транзитного газа, проходящего по территории Украины. Подход «по справедливости» едва ли мог всерьез порадовать «Газпром». В краткосрочной перспективе на уровень российских поставок через Украину повлиял экономический кризис: многие европейские страны не спешат закупать законтрактованные объемы полностью. Долгосрочное же нежелание связывать себя подобными обязательствами может быть связано с недавними успехами переговоров касательно строительства «Северного» и «Южного потоков». Потому, вполне предсказуемо, что среди итогов переговоров пункт обоюдного «бери или плати» уже не числился. А источники издания «Коммерсантъ-Украина» заверяют, что подобное «понимание» украинской стороны и стало основой для долгожданного компромисса.

Еще одним основанием для послабления хватки экспортера «голубого топлива» служит принципиальное согласие пустить россиян к модернизации украинской газотранспортной системы. «Украинская сторона заняла по этому вопросу очень конструктивную позицию, заявив, что Россия может участвовать в модернизации ГТС на условиях, не худших, чем европейские компании», — убежден глава Минэнерго РФ Сергей Шматко. В Украине же к «конструктивному обсуждению» такого вопроса относятся не слишком спокойно. На Банковой, например, вновь заподозрили угрозу украинским интересам — на этот раз в контексте гипотетического российского кредита.

Дополнительным фактором, обеспечившим российскую сговорчивость, в последнее время принято считать предвыборные реалии в Украине. Что ж, моральная (а с учетом покладистости «Газпрома» — и материальная тоже) поддержка, которую Кремль оказывает главе украинского правительства, заметна невооруженным глазом. Тем более что сопровождается она очередным сеансом традиционной критики в адрес Виктора Ющенко. Маловероятно, что подобная протекция обеспечивается исключительно нелюбовью к нынешнему главе украинского государства или эстетическими предпочтениями российской верхушки. И, вполне вероятно, что более-менее полная информация о «закулисье» переговоров Юлии Тимошенко и Владимира Путина, «Нафтогаза» и «Газпрома» появится не сразу. Специфика большинства газовых договоренностей такова, что самые интересные их подробности обычно становятся известны постфактум. А в сезоне зима-09-10 для сдержанности существуют еще и дополнительные основания. И кто знает, какие «газовые» сюрпризы ждут Украину после выборов.

Ксения Сокульская

Подробности

 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня