К 95-летию Фазыла Аметова

Post navigation

К 95-летию Фазыла Аметова

Известный активный участник крымскотатарского национального движения, страстный борец за возвращение национального достояния крымскотатарского народа, восстановление конституционных прав соотечественников Фазыл-ага Аметов среди своих земляков, коллег, всех, кто его знал, слыл высокообразованным, уважаемым, авторитетным человеком.

Фазыл Аметов - известный активный участник крымскотатарского национального движения, страстный борец за возвращение национального достояния крымскотатарского народаФазыл Аметов — уроженец деревни Акташ Феодосийского уезда. Родился он в декабре 1917 года в семье образованных людей своего времени. Его отец Менамет Аблязиз оглу получил образование в городе Стамбуле. Мать Васфие Осман кызы окончила Стамбуль«ский торговый колледж. Менамет-ага долгие годы служил имамом-хатипом в мечети Джума джами города Кефе. Но время репрессий 1934-1937-х годов не обошло и его стороной. Он оказался в лапах НКВД. Не выдержав двухлетних пыток, издевательств, он скончался в застенках карательных органов от сердечного приступа. Без отца остались четверо детей.

Старший его сын Фазыл, на «отлично» окончив Керченский техникум потребительской кооперации, поступил в Московский институт торговли им. Плеханова. С 1940 года он — ведущий специалист в Совнаркоме Крыма.

С началом Второй мировой войны Фазыл Аметов участвует в подпольных организациях Керченского полуострова. Все силы отдает защите своего края.

О действиях подпольно-партизанской организации «ППР» («Подпольная помощь Родине») в документах написано так: «В подпольных организациях Къарангъыта, Харджибие и других сел и деревень руководили работой Фазыл Аметов, Людмила Пищик и другие товарищи. Эти партизанские действия приносили огромную помощь Красной Армии и всему партизанскому движению в Крыму.

Их основная работа заключалась в следующем: оказать всемерную помощь наступающей Красной Армии; препятствовать отправлению крымчан на каторжные работы в Германию; бороться с антисемитизмом; освобождение крымчаков и евреев, спасение их от неминуемой гибели; препятствовать, оказывать различные помехи в создании хозяйственных мероприятий и других работ захватчиками. Все эти задачи осуществлялись руководителями партизанских отрядов.

Но вскоре немцам стали известны имена руководителей ППР, и Фазыл Аметов и Людмила Пищик были вынуждены выехать или поменять место жительства в связи с угрозой со стороны немецких властей».

Семья Аметовых как зеницу ока хранит эти ценные документы и дневниковые записи своего отца и деда. На пожелтевших страницах читаем далее такие строки: «19 декабря 1942 г. Мама не против моего присоединения к партизанам. Она была обыкновенной крымскотатарской женщиной, но особо чуткая и стойкая. Никогда не плакала около меня. Не проявляла свою слабость. Она знала, что кто-то из предателей выдал меня. Она прекрасно понимала, что чем испытывать истязания в застенках гестапо, лучше умереть в борьбе за Родину.

Мама остро ощущала, всем сердцем понимала мою любовь к народу, к своему отечеству. Знала, что если сын возьмется за какое-нибудь дело, то обязательно доведет его до конца, добьется своего. Своей сестре написал записку: «Нас предали, выдали. Я ухожу. Хоть мы с четырьмя нашими товарищами и вынуждены были уехать, подпольная организация и партизанский отряд не распались. До свидания, мама, братья, сестры и 50 моих военных товарищей. Они осуществят все наши намеченные планы и задачи. До свидания, друзья. Возможно, надеюсь, увидимся».

«20 декабря. В Крыму тепло. По колено грязь. Иду через деревни. Если спрашивают, куда иду, говорю, что иду в соседнюю деревню. В Джанкое сел на поезд, добрался до Мелитополя. Иду пешком. Иду в надежде встретиться с партизанскими отрядами Крыма или с кем-нибудь из них…»

Потом пути партизанского руководителя Фазыла Аметова пролегли через Ворошиловград, Сталино, Ростов, Батайск. Он дошел даже до Кавказа. К сожалению, на этом записи в партизанском дневнике обрываются.

С февраля по апрель 1943 года Фазыл Аметов работает временно председателем колхоза «Комсомолия» Ново-Татарского района Краснодарского края. Потом — по своей специальности, в Карасубазарском районе Крыма его назначают председателем потребительского общества.

16 мая 1944 года Фазыл Аметов назначается на высокую должность: его приглашают на работу в Москву в Центральный Союз потребительской кооперации. Но на Родине в Крыму происходят трагические события: 18 мая 1944 года весь крымскотатарский народ зверски изгнан из родных мест.

Эта страшная весть вынудила Фазыла Аметова оставить работу в столице и выехать в Среднюю Азию на поиски семьи. Свою мать и сестер он, наконец, через 2 года находит в одном из глухих кишлаков недалеко от станции Милютино Самаркандской области. Они, голодные, полураздетые, больные, ютились в глинобитной мазанке. Много сил вкладывает старший сын Аметовых, чтобы поднять семью. Вскоре ему удается найти работу. С 1946 года он — руководитель райпотребсоюза в Кувинском районе Ферганской области.

Здесь он встречает свою будущую спутницу жизни Зеккие Шамилеву. Она из семьи потомственных педагогов. Прадед Зеккие Джемаллядин-эфенди преподавал в Зынджырлы медресе, был учителем Исмаила Гаспринского.

Окончив среднюю школу, Зеккие поступила в Симферопольский медицинский институт. Но в годы Второй мировой войны он был эвакуирован из Крыма. В местах ссылки Зеккие работала учительницей русского языка в местной кувинской школе.

Судьба одарила их четырьмя замечательными детьми. Ближайшая подруга Зеккие-апте — 80-летняя Улькер-апте Лятиф-заде (ныне покойная) племянница известного крымскотатарского поэта Абдуллы Лятиф-заде, проработавшая педагогом в городе Куве Ферганской области 45 лет, с особой теплотой отзывалась о семье Аметовых: «Фазыл и Зеккие — выходцы из высокообразованных семей. Помню, дружили еще наши дедушки: мой — Аблятиф Челеби и Зеккие — Абдурешит Челеби — выпускники знаменитого в Крыму Зынджырлы медресе.

В семье молодых царили истинное крымскотатарское воспитание, взаимопонимание, высокая культура общения. Фазыл отличался интеллигентностью, порядочностью, особым обаянием, любил детей. Внимательный, заботливый в семье, эти качества он распространял и на своих родственников, племянников, знакомых. Всем помогал учиться, получить высшее образование. Широкой души был человек, приветливый, хлебосольный. И среди узбекского населения он пользовался авторитетом. Дом его был всегда полон друзей, гостей, здесь каждый себя ощущал уютно, чувствовал его поддержку, помощь».

Один из ветеранов крымскотатарского национального движения Л.Бекиров, ныне проживающий в селе Некрасово Красногвардейского района, вспоминает: «В крымскотатарском национальном движении я участвовал с 1964 года. В г.Бекабаде, где проживал с семьей, приходилось слышать о студентах Ташкентского ирригационного института, начавших борьбу за права крымских татар. Но, пожалуй, впервые обстоятельно и конкретно о национальном движении мы говорили с Фазылом Аметовым в 1958 году, когда я был у него в гостях. Это был удивительный человек, всем сердцем болевший за судьбу своего народа.

Общаясь с молодежью, интеллигенцией, людьми, которые не могли примириться с существующим положением народа, Фазыл говорил: «Каждому человеку, каждому народу судьбой и историей даровано иметь свою Родину. У совершивших тяжкие преступления иногда конфискуют имущество, у крымскотатарского народа конфисковали Родину. Такую дикость могли позволить лишь Сталин и его приспешники. Наша цель — добиться восстановления справедливости, к этому необходимо приложить все силы, знания, умения, активность, энергию».

С ним мы тогда посетили семью наших земляков — Рефата Мустафаева, бывшего секретаря Крымского обкома партии, в годы войны — комиссара Восточного соединения партизан Крыма, известного по подпольной кличке Лагутин, и его жену Велядие. Этот жизненно важный разговор продолжался и с ними. Тогда они пришли к выводу: «Ждать действий от бывших партийных деятелей не стоит, надо народу, в первую очередь молодежи, брать инициативу в свои руки». У них я услышал, что Фазыл уже организовал инициативную группу национального движения в г.Коканде, где к тому времени жил с семьей.

Фазыл Аметов не уставал повторять слова великого крымскотатарского мыслителя, просветителя Исмаила Гаспринского: «Нет необходимости объяснять, что случается с человеком без языка. Если это плохо для человека, то столь же плохо для нации». Он не мог допустить и мысли, что народ приживется в местах ссылки, забудет о Родине. Он активно включается в национальное движение, сближается с его участниками.

Во время многочисленных встреч говорил: «Невозможно изгнать из голов, умов народа мысль, память о Родине, мы должны глубоко задуматься о страшной трагедии, которая постигла нас. Такое злодеяние совершили Сталин и его сторонники-подхалимы. Мы обязаны бороться за нашу отнятую Родину, нельзя оставаться равнодушными, безразличными к судьбе народа».

Фазыл Аметов с семьей с 1961 года проживал в г.Ташкенте. Его особенно волновало будущее крымскотатарской молодежи, ее образование: многим молодым людям он помог поступить в высшие учебные заведения. Он говорил: «Необходимо сплотить нашу интеллигенцию, она разобщена благодаря интригам КГБ. Эти «друзья» хорошо делают свое черное дело, стравливая одних с другими».

Работа Ф.Аметова была связана с поставками сельхозпродукции в центральные районы России, в частности в Москву. Ему приходилось бывать в селах и городах Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Он имел право свободно ездить по всему Советскому Союзу, у него на руках были соответствующие документы. А для работ в национальном движении это имело огромное значение. Он был одним из главных связующих звеньев столицы и мест проживания крымских татар, содействовал работе национального движения, привозил сообщения о необходимых действиях. Одновременно он организовывал и финансировал поездки представителей крымских татар в Москву, помогая в обеспечении их жильем, гостиницами через множество своих знакомых работников министерств, ученых, писателей, добивался приемов в различных государственных и партийных учреждениях.

По воспоминаниям ветеранов национального движения, делегация крымских татар в конце 1964 — начале 1965 годов во главе с известным журналистом Тимуром Дагджи была материально поддержана Ф.Аметовым. Тимур-эфенди рассказывал: «Фазыл-ага для всех нас был очень авторитетной фигурой. Он дружил с известным во всем мире писателем Чингизом Айтматовым, а поэт Расул Гамзатов присылал ему все свои книги с дарственной надписью.

Фазыл-ага мог многое: по его запискам можно было положить в Кремлевскую больницу, где лечили только высокопоставленных партийных боссов, самого обыкновенного человека; достать путевку в любой санаторий (что тоже было великой проблемой); билеты на самолет, когда они были распроданы на месяц вперед; устроиться в любом городе в гостиницу без брони горкома или обкома партии. Настоящий волшебник! С виду это был самый обыкновенный человек. Сам о себе он никогда ничего не говорил.

Когда я в составе делегации выехал в Москву, Фазыл-ага все рассчитал до мелочей, обеспечил надежное пребывание в столице, дал много дельных советов, дал адреса и телефоны известных людей — и земляков, и друзей».

Руководители национального движения Джеббар Акимов и Бекир Османов были символами народа, а сплачивающим звеном — Фазыл Аметов.

В конце 1964 года Фазылом Аметовым в поселке Дурминь под Ташкентом была организована встреча видных деятелей народа. Она состоялась в доме узбека Абдуллы, ученика Ф.Аметова, под видом маслахата — совета, совещания, общения. Во встрече участвовали Мустафа Селимов, Джеббар Акимов, Рефат Мустафаев, Абляким Гафаров, Тимур Дагджи и другие соотечественники. Были намечены стратегия и тактика национального движения.

В том же году Ф.Аметов вместе с писателем Юсуфом Болатом приезжали в г.Бекабад к Дж.Акимову для выработки дальнейших действий движения в различных регионах страны. Они написали обращение к Бекиру Османову, которое начиналось словом «башлаймыз» («начинаем»). Позже участники движения собрались в Фергане у Бекировых. Тогда они поклялись, что будут добиваться решения национального вопроса законными методами. Во время встречи было принято также и предложение Ф.Аметова о том, что национальное движение не должно иметь официальных лидеров, чтобы органы КГБ не могли его обезглавить.

Фазыл Аметов всей душой и сердцем, своей интеллигентностью и знаниями в любом обществе в короткий срок становился душой этого общества, как магнит притягивал всех к себе, обладал их вниманием. Его эрудиция, жизнелюбие, любовь к народу и Родине подкупали его друзей и знакомых, он завоевывал их любовь, уважение, признание, его высоко ценили наши крымскотатарские писатели и поэты Юсуф Болат, Шамиль Алядин, Сеитумер Эмин, Риза Халид, Амет Вефаев, Черкез-Али, а также писатели, поэты, ученые и другие известные люди Узбекистана, России — академики А.Несмеянов, М.Келдыш, киргизский писатель Чингиз Айтматов, дагестанский поэт Расул Гамзатов и многие другие деятели культуры, науки, искусства. Естественно, большинство их бесед сводилось к главным темам народа — возвращение на Родину, восстановление попранных прав.

Не без участия Ф.Аметова было организовано создание в 1957 году в Ташкенте крымскотатарской газеты «Ленин байрагъы». Изучал историю своего народа, работал над источниками в библиотеках страны, имея знакомых в библиотеке им.Ленина в Москве, Фазыл Аметов приобрел копию приказа Гитлера «О захвате Крыма и дальнейшем выселении крымских татар из Крыма». Этот документ опровергал официальную пропаганду о благожелательном отношении фашистских оккупантов к крымским татарам.

В 1966 году начальником ГУВД г.Москвы был издан приказ о запрете въезда в Москву крымским татарам. Копия этого документа была получена Ф.Аметовым и доставлена в города и районы, где жили крымские татары. На собраниях инициативных групп были написаны протесты и направлены в центральные органы власти.

Фазыл Аметов проводил большую работу по привлечению в национальное движение наших соотечественников, особенно занимающих руководящие должности и посты. Так, он несколько раз ездил с этой целью в Аккурганский район к Сеитмемету Таирову. Когда, например, наша газета «Ленин байрагъы» была на грани закрытия из-за малого числа подписчиков, он привез С.Таирову деньги и попросил его подписать каждую семью в этом районе на национальную газету за счет этих средств.

Крымскотатарский журналист Тимур Дагджи вспоминает: «До боли в сердце он старался сохранить родную газету, не дать ей погибнуть. Когда Фазыл-ага приехал к первому из числа крымских татар секретарю райкома партии С.Таирову с увесистой сумкой, наполненной деньгами, он сказал Сеитмемету: «Ты должен понять, как это важно для нас, для народа. Газета «Ленин байрагъы» — единственная выходящая на крымскотатарском языке. Это наш паспорт. Есть газета, значит, жив еще крымскотатарский народ. Для четырех тысяч семей это стало приятным сюрпризом. Замечу, что на следующий год большинство из них сами подписались на газету».

В 1968 году началась первая волна вербовок в Крым после указа 1967 года. Многие семьи записывались, радуясь предстоящей долгожданной встрече с Родиной. Общественность устраивала им проводы, в числе провожающих во многих городах и районах был и Фазыл Аметов. Напутствуя их, он говорил: «Слава Аллаху, лед, видимо, тронулся. Желаем вам, вашим семьям, всем нашим соотечественникам, которые после долгой разлуки, наконец, воссоединятся со своей Родиной, благополучного обустройства».

Однако вслед за указом 1967 года в Крымскую область были высланы тайные инструкции не принимать крымских татар на работу, нотариальным конторам предписано чинить всевозможные препятствия при оформлении купленных домов. В Крыму власти начали новые репрессии против крымских татар.

Для того, чтобы опровергнуть домыслы о предательстве нашего народа, Фазыл Аметов по предложению ветерана Второй мировой войны генерала Аблякима Гафарова организовал проведение торжественного юбилея Героя Советского Союза Абдуреима Решидова, который проживал в г.Акмесджиде (Симферополе). Часть средств была пожертвована лично Ф.Аметовым.

В газете «Ленин байрагъы» была опубликована статья о герое-юбиляре, приглашены несколько Героев Советского Союза. Сам Фазыл Аметов, к сожалению, не смог участвовать в юбилейных торжествах А. Решидова, но из Ташкента он направил 150 экземпляров газеты со статьей о нем. Впервые после выселения крымских татар на юбилее А.Решидова наши дети были одеты в национальные костюмы и исполняли крымскотатарские песни и танцы.

Проживая в Коканде, еще в начале 50-х годов прошлого столетия Фазыл-ага познакомился с одним старцем по имени Риза, который считал себя учеником Исмаила Гаспринского. Риза-ака с большой теплотой относился к Фазылу Аметову. Надолго затягивались их общение и беседы. Перед своей кончиной он подарил Ф.Аметову имеющиеся у него рукописи И.Гаспринского.

Приезжая в Крым ежегодно, Фазыл Аметов встречался с председателем Комитета партизанского движения в Крыму Василием Чёрным. Старые боевые друзья обсуждали возможности устранения несправедливости по отношению к крымскотатарскому народу.

Известный писатель, видный деятель национального движения Идрис Асанин в своей книге «Адалет куреши сафларында» пишет о Ф.Аметове: «Мы с Эшрефом Шемьи-заде, Бекиром Умеровым, Джеббаром Акимовым встретились с Фазылом Аметовым в поселке Луночарское недалеко от Ташкента. Эта встреча была намечена заранее. Во время беседы в доме у Мустафы Селимова зашел разговор о национальном движении и связанных с этим проблемах.

Когда начали говорить о необходимости требовать восстановления автономии, Фазыл Аметов сказал: «Друзья, я считаю, первое, что необходимо народу, — это его возвращение на Родину, лишь затем решать проблему восстановления автономии. Если сейчас будем требовать «верните автономию», власти поймут, что народ требует свою государственность. Здесь нам нужна особая, тонкая тактика в наших действиях».

Будучи умным, дальновидным, он мог правильно оценивать современную обстановку, политику властей, точно знал о первейших целях народа. Несомненно, сказывались богатый жизненный опыт и сотрудничество его в партизанском движении в годы войны».

Фазыл-ага Аметов с внучакми Васфие и Назмие, 1982 год

Видный писатель нашего народа Сеитумер Эмин в своих воспоминаниях писал о Ф.Аметове: «Фазыл-ага, придя в национальное движение, был последователен в своих взглядах, убеждениях. Правда, он открыто не выступал на митингах, не бывал среди членов делегаций, не ставил подписей под письмами, обращениями. Это была его особая, разумная тактика. Но народ, делегатов во все инстанции, молодежь, он поддерживал материально. Конечно, я не знаю, как он мог оказывать помощь финансами, но в трудные советские времена он был крупным торговым работником. Он никого не грабил, не крал казны, но днем и ночью он мог прийти на помощь.

Невозможно было сосчитать его друзей, товарищей, знакомых, соратников. Дом его всегда был открыт для узбеков, русских, евреев, татар, киргизов, людей всех национальностей. В 1970-е годы финансовая поддержка Фазыла-ага — тема особого разговора. И все вопросы и проблемы он решал, взвешивая все всесторонне. Сейчас этому может никто и не поверить. Однако еще живы ветераны национального движения, их родственники, дети, которые знали о его бескорыстии. Выручал соотечественников из-под ареста, следствия, тюрем. Думал о будущем народа, помогал молодежи учиться в вузах Ташкента, Москвы и других городов. Удивительный он был человек».

Человек, безгранично любивший своих соотечественников, бескорыстно им служивший, мечтавший о возрождении своей нации на Родине, Фазыл-ага и в семье находил большую поддержку в своих делах. Фазыл-ага и Зеккие-апте вырастили и воспитали талантливых, образованных детей, привили им чувство любви к Родине, необыкновенную тягу к знаниям.

Старший покойный сын Рустем, кандидат экономических наук, работал доцентом Керченского морского технологического университета, заведовал кафедрой экономики Керченского экономико-гуманитарного института (филиал Таврического национального университета им.Вернадского); дочь Эмине — академик Российской академии естественных наук, доктор филологических наук, ректор Московского института иностранных языков, главный редактор журнала «Вопросы филологии»; покойный сын Риза, выпускник МВТУ им.Н.Баумана, работал заведующим отделом межнациональных отношений Керченского горисполкома, директором Керченского отделения Фонда депортированных народов; младший сын Нуритдин с семьей живет в Москве, работает инженером на одном из предприятий.

К великому сожалению, Фазыл Аметов, столько сделавший для своего народа, не дожил до тех лет, когда, наконец, стало возможным возвращение крымскотатарского народа на свою исконную Родину. Безжалостная смерть вырвала Фазыла-ага из жизни 14 февраля 1984 года. Много его идей, планов еще не воплощены в жизнь. Он навсегда останется в памяти крымских татар искренне любящим свой народ человеком, отдавшим в борьбе за возвращение соотечественников весь свой ум, талант, усердие. Он прожил яркую жизнь борца за справедливость, истинного сына своей Родины, его имя навсегда вошло в историю крымскотатарского национального движения.

На похоронах Фазыла Аметова мэр г.Ташкента И.Шабдурахимов сказал: «Люди разных национальностей уважали, любили его, старались быть похожими на него. Его мысли, дела, идеи будут жить всегда. Своих будущих детей, внуков называйте именем этого замечательного человека».

Из выступления в день похорон Ф.Аметова председателя Совета профсоюзов Узбекистана М.Заирова: «Говоря о Фазыле Аметове, мы ассоциируем его с человеком совести, трудолюбия, порядочности, питавшим особую любовь к людям. Мы, узбеки, не верим, что такие люди были предателями и изменниками Родины. Необходимо народу продолжить дело Фазыла-ака. Он навсегда останется в памяти народа в первых рядах борцов за справедливость как заботливый отец, талантливый специалист, безупречный человек. Конечно же, его дела продолжат его дети, внуки, единомышленники, друзья».

 

Наджие БАТАЛОВА,
г.Керчь

 

Газета «Голос Крыма»
№ 47 (985) от 23.11.2012 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня