Говорят, что Идея объединяет…

Post navigation

Говорят, что Идея объединяет…

“Бойтесь единственно только того, кто скажет: “Я знаю, как надо!” — предостерегал Александр Галич. Это предупреждение звучит особенно актуально в наши дни, когда повсюду бушует экономический кризис, и дезориентированное общество охотно прислушивается к самоуверенным пророкам. Украина — не исключение. 

Представители враждующих идеологических лагерей наперебой втолковывают растерянному украинцу, как именно надо. По большом счету все спасительные рецепты сводятся к одному: идейность — добро, а безыдейность — зло, и все наши беды происходят от нее.

Разгневанные критики клеймят позором безыдейных украинских политиканов, нисколько не похожих на Максимилиана Робеспьера или Степана Бандеру. Где вы, бескорыстные подвижники и бескомпромиссные романтики, готовые самоотверженно бороться за Идею? Вы нужны сегодняшней Украине!

Безыдейность отечественного истеблишмента стала синонимом аморальности, эгоизма и продажности. Достается и украинскому обывателю, который увлекся потреблением, сексом, гламуром и бытовыми заботами, уделяя совершенно недостаточное внимание борьбе за Национальное возрождение, Славянское единство, Светлое европейское будущее, Освобождение трудящихся и т. д. (нужное подчеркнуть).

Нас уверяют, что:

— только Идея позволит объединить Украину

— только Идея поможет выйти из кризиса

— только Идея заставит политиков работать на страну

На фоне масштабных социально-экономических катаклизмов идейность всегда востребована. Когда все разгневаны, приверженец Идеи легко называет виновных.

Когда все пребывают в отчаянии, он преисполнен надежд. Когда все растеряны, он точно знает, что надо делать.

Люди готовы последовать за ним, словно за легендарным крысоловом из Гамельна, не догадываясь о грозящей опасности.

Действительно ли идейность в кризисных условиях — это благо? К чему приведет желанная идеологизация отечественного политикума? Станет ли она спасением для нашей страны или же обернется катастрофой, перед которой померкнут нынешние украинские проблемы?

Носители Идеи подкупают искренностью, уверенностью в своих силах и простотой предлагаемых рецептов. Они все знают и все могут, перед ними не устоит никакой кризис!

К сожалению, за этим великолепием скрывается банальное психическое расстройство — неадекватное восприятие реальности.

Идейный гражданин видит окружающий мир таким, каким он должен быть согласно заветам Маркса, Донцова, пророка Мухаммеда или святой Фофудьи-матушки. Но чтобы втиснуть многогранную реальность в узкие идеологические рамки, ее нужно исказить до неузнаваемости.

Идейный разум с этим успешно справляется. “Они живут в блаженных грезах о могуществе и завоеваниях в полном отрыве от реального мира”, — писал о страстных приверженцах Идеи небезызвестный Джордж Оруэлл.

Утрата чувства реальности — вот в чем кроется секрет привлекательности любой идеологии.

Идея — это сильнодействующий наркотик, дарящий ни с чем не сравнимую эйфорию. Для идейного человека нет ничего невозможного, потому что он благополучно игнорирует любые препятствия, не предусмотренные заветной доктриной.

Идейно стойкий нацист был убежден, что гитлеровская Германия в состоянии победить противника с несоизмеримо большим военно-экономическим потенциалом — благодаря превосходству арийской расы.

Твердокаменный марксист верил, что пролетарии, экипированные в форму Вермахта, откажутся воевать против советских рабочих и крестьян — в силу классовой солидарности.

Современный украинский националист не сомневается, что сможет перевоспитать миллионы “неправильных” сограждан, превратив их в украиноязычных почитателей Ивана Мазепы и Романа Шухевича.

Пламенный апологет имперской идеи уверен, что присоединение Украины к Российской Федерации неизбежно.

Все эти утопические сценарии основываются на искаженном восприятии действительности. Любые факты и явления, идущие вразрез с идеологической догмой, попросту отметаются, вытесняются из сознания.

А всякий, кто пытается обратить внимание больного на противоречие между Идеей и реальным положением дел, квалифицируется им как злейший враг.

Психически неадекватному человеку едва ли доверят управление автомобилем или самолетом. Но в тоже время считается вполне нормальным и даже полезным допускать таких индивидуумов к управлению государством.

В руках идейных шизофреников очень часто оказывались судьбы целых стран и народов. Последствия всякий раз были катастрофическими. Холокост и красный террор, украинский Голодомор и великий голод в КНР, Варфоломеевская ночь и Волынская резня, зверства исламских экстремистов и геноцид в Камбодже — вот смертоносные плоды идеологического сумасшествия.

Последовательная реализация идейных установок и нормальная человеческая жизнь — две вещи несовместные. Доказано столетиями мировой истории и особенно бурным ХХ веком!

Как правило, перемены к лучшему напрямую связаны с отходом от идеологических догм.

Советский человек жил более или менее сносно в годы НЭПа и застоя, когда власти махнули рукой на построение коммунизма. Китай встал на ноги, отказавшись от внедрения маоистских идей в жизнь. Франкистская Испания прозябала в нищете, пока каудильо не плюнул на идеологию корпоративизма, предоставив реформаторам-прагматикам полную свободу действий.

Почему европейцы, пережившие немало кровопролитных войн, революций и диктатур, пришли к либеральной демократии как наиболее комфортной политической модели?

Дело в том, что эта система враждебна всякой идейности и ортодоксии: она поощряет оппортунизм и соглашательство, вынуждает постоянно идти на компромиссы, жертвуя ключевыми идейными постулатами.

Напротив, превращаясь в непримиримую идеологию, насаждаемую танками и бомбардировщиками, либерализм моментально теряет свою привлекательность. А воинствующие типажи вроде госпожи Новодворской выглядят столь же карикатурно и отталкивающе, как и фанатичные наци или комми.

Ненависть, разрушение и кровь несет любая влиятельная Идея, целенаправленно внедряемая в жизнь, — на каких бы распрекрасных тезисах она ни базировалась.

Вспомним эпоху, когда христианство еще не выродилось в нечто формально-ритуальное, а было могущественной идеологией, безраздельно владевшей умами и душами миллионов.

Тогда во имя Христа успешно вспарывали животы и сжигали на кострах, убивали беременных женщин и грудных младенцев, истребляли целые народы и опустошали целые страны. И гуманная заповедь “Не убий!” почему-то никого не останавливала.

Говорят, что Идея объединяет. Это правда, но не вся.

Идея консолидирует одну группу людей, предоставляя им общего врага — другую группу людей. Коммунистов объединяет ненависть к буржуям, нацистов — ненависть к “неполноценным расам”, исламистов — ненависть к проклятым гяурам, сионистов — ненависть к арабам и т. д.

Украина — страна с очень непростой историей, ярко выраженными этнокультурными и региональными различиями. Украинцев не может консолидировать ненависть к “американским империалистам” или “московским оккупантам”, к “проклятым бандеровцам” или “пятой колонне Кремля”.

В наших условиях идейность означает объединение одной части страны против другой.

Почему глубочайший ментальный раскол между Востоком и Западом до сих пор не обернулся кровопролитием? Почему мрачные прогнозы недоброжелателей, суливших Украине гражданскую войну, так и не стали реальностью?

Скажите спасибо отечественным политикам — безыдейным, трусливым и меркантильным, дрожащим за свою собственность, которая непременно пострадает в случае вооруженного противостояния.

“Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков”, — пока что бессмертный принцип Высоцкого действует безотказно, спасая нашу страну от худшего. Но разочарованный украинец не прочь поменять безобидных идиотов на агрессивных шизофреников…

Рекомендую всем гражданам, стосковавшимся по Идее, напрячь фантазию и вообразить, что их заветная мечта сбылась. Презренная украинская элита бесследно исчезла. Ее место заняли настоящие идейные политики ХХ века, ставшие культовыми фигурами в различных регионах Украины. В Донецке сидят Ленин со Сталиным, во Львове — Бандера с Шухевичем, в приднепровских степях утвердился батька Махно.

Все они бескомпромиссны и бескорыстны, преданы Идее и твердо намерены объединить страну. Советуем представить неизбежную кровавую мясорубку и ее последствия для Украины. Советуем подумать, что стало бы лично с вами и вашей семьей.

Вас по-прежнему не устраивает безыдейность современной украинской элиты?

Михаил ДУБИНЯНСКИЙ 

Украинская правда

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня