Горный Бадахшан выживает за счет сельских общин

Post navigation

Горный Бадахшан выживает за счет сельских общин

Отрезанные от остальной территории Таджикистана, говорящие на своем диалекте и исповедующие иную религию, народы Бадахшана давно сетуют на игнорирование их нужд центральными властями в далеком Душанбе.

Но памирцы, как называют эти народы, не сидят сложа руки, стеная и жалуясь на серьезные экономические трудности. В этом регионе сложилась сеть сельских организаций, построенных на демократических принципах, регулирующих порядок сбора и расходования общественных средств.

Гражданская война девяностых годов серьезно ударила по этому изолированному региону. Памирцы подвергались преследованиям со стороны силовых структур, а регион оказался в экономической изоляции. Государственной поддержки не стало. По словам многих местных жителей всех национальностей, они сумели выжить благодаря благотворительной помощи Ага-Хана – религиозного лидера данного региона, население которого исповедует преимущественно исмаилизм. Сеть его организаций начала свою деятельность с гуманитарной помощи, но вскоре перешла к поддержке сельских организаций (СО), создававшихся в рамках «Программы поддержки развития обществ горных регионов».

Данные организации коренным образом меняют методы работы местных общин, говорит представитель местного отделения международного Комитета по исмаилитскому тарику (пути) и религиозному образованию (ITREC) Азиз Гаесов. «Мы жили в обществе, где все давало нам государство. Нам ничего не было нужно, мы все получали от государства. Теперь, в период перехода от социалистической системы к капиталистической наш образ жизни изменился. Мы сами стали отвечать за свою жизнь. Государство устанавливает законы, но люди сами должны позаботиться о том, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, – говорит он. – Правительство может сделать для нас не так много, так что нам приходится самим заботиться о себе».

«Теперь люди поняли, что такое гражданское общество, что самим надо заниматься улучшением собственной жизни», – добавляет Гаесов, рассказывая, как небольшая организация из 23 семей в его жилом доме помогает соседям приобретать авиабилеты для желающих отправиться на заработки в Москву и занимается ремонтом протекающей крыши здания.

Жизнь в сегодняшнем административном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), Хороге, течет спокойно. Здесь прохожие приветствуют друг друга улыбкой и словами «Ассалам алейкум» (мир вам), приложив руку к сердцу. Обстановка здесь разительно отличается от ситуации в других таджикских городах, где явственно ощущается социальная напряженность.

«Сельские организации объединяют людей. Люди знают, что они являются членами общины и есть кто-то, на кого они могут положиться», – говорит представительница одной из таких организаций Пастчидского района Хорога Мисринамо Одинаева, работающая в ней на добровольных началах бухгалтером. Ежемесячно в фонд организации 40 семей вносят по два сомони (менее 50 центов), которые идут на различные местные нужды и благотворительные пожертвования.

«У одного из наших соседей были проблемы с позвоночником, его парализовало. Мы дали ему 400 сомони (91 доллар) и направили в Душанбе на операцию. Мы дали ему эти деньги в качестве благотворительной помощи. Если сможет, он их вернет, но это не является обязательным, поскольку он происходит из бедной семьи», – отмечает женщина.

И этот случай не исключение. Многие сельские организации оказывают содействие своим соседям, говорит представитель «Программы поддержки развития обществ горных регионов» Мирзо Мирзоев.

«Программа поддержки развития обществ горных регионов» помогала сельским общинам с созданием семенных фондов. По словам Мирзоева, ее сотрудники консультировали сельских жителей по вопросам сбора средств и предоставления их желающим под низкий процент. «Для увеличения своих фондов сельские организаций предоставляют кредиты под 2-3 процента, которые возвращаются потом в общий фонд», – добавляет он.

Небольшие кредиты помогли многим памирцам воспользоваться экономическими возможностями и пережить сложные времена. Так, например, школьная учительница из села Тавдем Саодат Шасовбекова вспоминает, как ее муж заболел и утратил работоспособность. По ее словам, она не могла содержать семью на мизерную зарплату учителя в 260 сомони (60 долларов) в месяц. «Я не могла ничего купить детям, так что я взяла кредит и приобрела на него книги, письменные принадлежности, одежду». Когда муж поправился, они выплатили взятые деньги.

«Когда мы создали фонд нашей сельской организации, многие молодые люди получили средства в кредит под три процента, на которые отправились в Москву на заработки. Через один-два месяца они вернули деньги с процентами. Обычно люди берут деньги на полгода-год», – добавляет Саодат Шасовбекова. Сельская организация, к которой она принадлежит, состоит из 103 семей, которые ежемесячно вносят в общий котел по 2 сомони.

Еще одной важной ролью сельских организаций является поддержка и развитие местной инфраструктуры. Например, важной составляющей жизни многих сельских общин Бадахшана является вопрос водоснабжения. На пути к конечному потребителю вода зачастую проходит многие километры по горам, спускаясь каскадом по наносным террасам, за которыми из поколение в поколение следят представители одних и тех же семей. Существующие в условиях дефицита орошаемых земель, жители этого горного региона зависят еще и от лавин, нередко случающихся в этой местности. Уход за старыми каналами, а кое-где водопроводными системами, сопряжен с постоянными проблемами.

«Вода поступает к нам из другого селения по водопроводу. В весенний период водопровод был разрушен лавиной, и мы восстанавливали его на средства, собираемые нашей сельской организацией», – объясняет Шасовбекова.

В исламском обществе взимание процентов зачастую запрещено. Но, по словам одного исламского ученого, попросившего не называть его имени, исмаилиты гибко подстраиваются под меняющиеся обстоятельства жизни. Исламские принципы в банковском деле «не такие уж жесткие, как это представляется людям на Западе, – объясняет он. – По законам шариата взимание процентов позволительно, если они идут на благое дело. Если они идут беднякам. Подобное взимание процентов не противоречат канонам веры. Например, если деньги идут не на роскошества, а на помощь нуждающимся».

Дэвид ТРИЛЛИНГ, редактор центральноазиатских новостей EurasiaNet.

www.eurasianet.org 

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня