Грозит ли Узбекистану «киргизский сценарий»

Post navigation

Грозит ли Узбекистану «киргизский сценарий»

Обзор популярных узбекских СМИ за последнее время не выявил никаких сколько-нибудь значимых изменений в информационной политике узбекских властей. Телевидение, периодические печатные издания, официальные Интернет-порталы по-прежнему выдают безликую «ура-патриотическую» информацию о положении дел в стране — строительстве дешевого жилья для населения, автодорог, заключении выгодных контрактов с иностранными партнерами, улучшениях в сельском хозяйстве, поздравлениях в адрес Президента и т.п..

О положении в Киргизии реальной информации вообще нет, за исключением одинокого сообщения о состоявшемся телефонном разговоре Президента И.А.Каримова с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном. Сообщается также (очень коротко) об открытии счетов в фонд помощи пострадавшим беженцам из Киргизии и сборе средств и другой гуманитарной помощи для них. Этим официальные СМИ и ограничились.

Оппозиционные же сайты — работающие с территории других государств — в Узбекистане блокируются.

Поэтому основным источником информации для большинства людей в Узбекистане — в Ташкенте, в частности — остаются слухи. Столица, в отличие от Ферганской долины, событиями в Оше пока не затронута, поэтому главные обсуждаемые темы здесь несколько иного плана, чем в Фергане, хотя, разумеется, с ними плотно увязаны.

Тема №1 — длительная, от четырех до шести месяцев — невыплата зарплат бюджетникам. При этом даже ранее перечисленные суммы работникам наличными деньгами давно уже не выдаются. В подавляющем большинстве бюджетных организаций зарплата рабочим и служащим перечисляется на банковские карты, выданные работникам в принудительном порядке. Снять с карты наличные деньги также категорически нельзя. Картой можно лишь частично расплатиться в некоторых магазинах и предприятиях общепита (где цены дороже, чем на рынке), оплатить услуги ЖКХ, произвести какие-то другие расчеты с государством (штрафы, налоги, госпошлины, купить билеты в авиа- и ж/д кассах — последнее проблематично). Однако свободно расплатиться с частными торговцами на базарах, в кафе-столовых-ресторанах, общественном транспорте, да и просто купить любую мелочь (мороженое, сигареты, лепешку, постричься и проч.) в киоске или у уличного торговца «карточкой», разумеется, невозможно.

В Узбекистане, где торгово-экономические отношения ВСЕГДА строились на мелкой частной торговле и немедленной оплате товаров и услуг наличными деньгами, введенная «карточная» система приносит людям массу неудобств, ведет к катастрофическому падению уровня жизни людей. При этом и количество рабочих мест везде сокращается.

В связи с этим в Ташкенте вновь резко возрастает число приезжих из сельских районов страны и отдаленных областей — как мужчин, так и женщин. Особенно много молодежи в возрасте до 20-ти лет. В основном это люди малограмотные, уже ПОЛНОСТЬЮ не владеющие русским языком (чего еще 5-6 лет назад не было). Люди скитаются по задворкам базаров, спят в сараях и на улицах, порой готовы работать буквально за кусок хлеба в день (в областях положение еще хуже). 16-тилетняя девушка из Сырдарьи, «по блату» устроенная на работу в частную пекарню за ежедневный 15-18-часовой рабочий день получающая около 100$ в месяц, считает, что «ей очень повезло — дома таких больших денег никогда бы не заработала». Половину этого нищенского заработка она передает на поддержку своей семьи в кишлаке; спит прямо на полу той же пекарни, где и работает.

Накопление в столице страны массы голодной, малограмотной и — как правило — религиозной молодежи в дальнейшем чревато опасными последствиями, что хорошо видно на примере Бишкека, где происходили аналогичные процессы. Уже сейчас в Ташкенте стало заметнее обострение криминальной обстановки (хотя официально власти и подконтрольные им СМИ этого не признают). Один из лидеров узбекской оппозиционной партии, оценивая положение в республике, высказал убеждение, что в конце-концов ситуацию решит «улица» (т.е. люмпенизированная масса под руководством криминальных структур). По всей видимости, это хорошо понимают и власти страны.

Поэтому тема слухов №2 в Ташкенте — это развернувшаяся сейчас кампания «по борьбе с коррупцией». Началась эта кампания практически одновременно с началом событий в Бишкеке, где доведенные до отчаяния люди начали погромы и беспорядки. (Предшествовала ей кампания по «борьбе с олигархами»)

Правоохранительные органы в массовом порядке проводят проверку законности приобретения всеми более-менее обеспеченными людьми их имущества — домов, квартир, автомашин, дач, часто — мебели, бытовой техники и «предметов роскоши» в домах. Причем если 3-4 месяца назад аналогичная кампания подавалась Правительством, как «борьба с олигархами» (И.Каримов тогда прямо заявил, что «в Узбекистане олигархов нет и не будет», после чего начались аресты крупных бизнесменов), то сейчас кампания «по борьбе с коррупцией» перешла на другой уровень: репрессиям и арестам подвергаются преуспевающие врачи, преподаватели ВУЗов, юристы, работники правоохранительных органов, средние и мелкие бизнесмены. Реанимируются даже «дела» 5-10-летней давности! Поисками доказательств вины «среднего класса» МВД, прокуратура, налоговые органы себя особо не утруждают — в начале оценивают приглянувшийся «объект» (дом, дачу, машину) по текущей рыночной цене (часто завышенной), а затем от владельца требуют финансовые документы, подтверждающие, что он имел возможность такие деньги легально заработать. Разумеется, в условиях тотальной «теневой экономики» мало кто такие документы может представить. Отсюда делается вывод — имущество приобретено на «ворованные» деньги и должно быть конфисковано в пользу государства.

Среди значительной части «среднего класса» Ташкента — служащих, интеллигенции, бизнесменов — царит настоящая паника. Многие срочно распродают нажитое, порой за бесценок. Так, за дом, еще недавно оцениваемый в 1 млн. или 500 тысяч $, хозяева сейчас просят 100 или даже 50 тысяч $.

С дорог Узбекистана почти мгновенно исчезли дорогие «Хаммеры», «Лексусы», «Мерседесы», «BMW» и прочий среди богачей «ширпотреб» — взамен них местная элита мгновенно пересела на «Нексии», «Тико», старые «Жигули» и «Волги», с уже давней поры пылившиеся в гаражах. Хозяйка сети магазинов, еще вчера разъезжавшая на каком-то иностранном автомонстре — полуавтобусе-полубронетранспортере — сегодня скромно подъехала к своему офису на старых «Жигулях». На недоуменный вопрос — «а что бы это значило?» — ответила скромно и со вкусом: а на фиг это нужно? Зачем «гусей» дразнить?

Предложений продать дорогие автомашины и недвижимость сейчас масса, особенно в Ташкенте. Но и те ташкентцы, у кого есть запрашиваемые деньги, в свою очередь боятся что-то покупать, чтобы не попасть в разряд «подозреваемых». Покупают, в основном, приехавшие из областей разбогатевшие «харыпы» («чужаки»), еще не до конца понявшие хитрую политику властей и пока уверенные в своей «неприкасаемости».

Из создавшегося положения плавно вытекает тема №3 — аресты, снятия с работы, срочные увольнения «уличенных в коррупции», перетряска кадров. Особенно это сейчас касается министров и их заместителей, старших офицеров МВД, прокуроров, ответственных работников хокимиятов, различных управлений и ведомств. Так, сейчас арестован ряд районных прокуроров и начальников РУВД г.Ташкента, остальные (по словам осведомленного источника) «все трясутся от страха». Вот уже полгода пустует место начальника ГАИ г.Ташкента, а его ВРИО готовиться уйти в отставку.

Однако, учитывая, что абсолютно все перечисленные категории госчиновников выращены в одной и той же системе, искать среди них «особо честных» или «особо коррумпированных» не приходится. Скорее, речь идет о банальной борьбе «кланов». Но не «территориальных», как раньше (самаркандского, джизакского, бухарского, ферганского и других), когда «клан» (ФАН, СурКаш, СамБух, КалХор), а образовавшихся по «семейно-экономическому» принципу. Давно породнились между собой Б.Парпиев (налоговая полиция) и Р.Иноятов (СНБ), уверенные позиции удерживают «люди» Матлюбова (МВД), Ш.Мирзияева (премьер) и Гульнары Каримовой (дочь Президента). Сильно ослабились позиции Рустама Азимова (Минэкономики). Премьер Ш.Мирзияев также больше не рассматривается в качестве «фаворита» Президента. Он, якобы, «свою задачу уже выполнил и больше не нужен». В качестве возможного кандидата в будущие президенты (как ранее) он ни одним из серьезных экспертов не рассматривается

В настоящее время наибольшее влияние на Президента И.Каримова — по отзывам квалифицированных узбекских экспертов — имеет его дочь Гульнара. Вторым по значению называют Зелимхана Хайдарова (Управделами Президента). Третьим называют Рустама Иноятова (главу СНБ). О последнем, кстати, необходимо добавить, что буквально за несколько дней до начала событий в Бишкеке (начало апреля) в осведомленных кругах уверенно говорили о скорой — «на днях» — отставке Р.Иноятова. Однако, в связи с событиями в Киргизии, положение Иноятова вновь сильно укрепилось. Местные эксперты связывают это укрепление с тем, что «Иноятов спас режим», не позволил втянуть Узбекистан в вооруженный конфликт на киргизской территории. Каримов, якобы, понял, что без сильных профессионалов ему не устоять.

Шухрат АББАСОВ

materik.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня