Для кого Украина родина?..

Post navigation

Для кого Украина родина?..

Поляки, русские, евреи, румыны, крымские татары — это далеко не полный список национальностей, которые издавна населяли территорию современной Украины.

Поляки, русские, евреи, румыны, крымские татары - это далеко не полный список национальностей, которые издавна населяли территорию современной УкраиныУкраина разрывается между двумя историческими мифами. По одному — почти вся ее территория (а также часть Польши, Беларуси и России) является этнически украинской, по другому — этническая Украина — это лишь небольшая территория вокруг Житомира, Киева и Полтавы, и присоединение к ней остальных территорий — лишь историческое недоразумение.

Первый миф призван доказать, что в Украине коренной нацией являются лишь украинцы (правда, еще делается исключение для крымских татар), и все остальные народы вместе с их языками являются иностранными, второй — что украинский язык является лишь одним из региональных, имеющих не больше прав, чем все остальные. Какой же на самом деле является языковая карта Украины?

МИФЫ И ПРАВДА

 

Как ни парадоксально, из двух указанных мифов исторических оснований больше у второго: немецкая карта Речи Посполитой (нынешней Польши) XVII века (то есть периода Богдана Хмельницкого) под названием «Украина» действительно дает лишь территории нынешних Житомирской, Черкасской, Киевской и Полтавской областей.

 

Однако миф разбивается той же картой: дело в том, что название «Украина» на ней дано не как этническое, а как географическое, и рядом с этой маленькой Украиной даны другие территориальные образования — Подолье, Волынь, Червоная Русь (Галичина) и даже Запорожские казаки. Так что старые карты — вещь слишком ненадежная, в том числе легендарная карта француза Боплана, где Галичина названа Russia Pars (с латыни — русская область).

У первого мифа оснований еще меньше: он просто включает в себя все территории «вiд Сяну до Дону», не беря во внимание тот факт, что некоторые регионы между этими двумя реками никогда не были этнически украинскими.

«МАЛАЯ» УКРАИНА

 

Правда, как всегда, находится посредине между мифами. Если подходить строго исторически, этнически однородных украинских территорий нет вообще, однако есть значительная часть территории страны, давшая начало современной украинской нации — и это как раз те самые Украина, Подолье, Волынь, Червоная Русь и «Запорожские казаки» со старой немецкой карты. По аналогии с Малой Грецией, Малопольшей или Малороссией (что во всех случаях означает изначальную территорию будущего государства) эти области можно назвать Малой Украиной.

Эта граница имеет свое объяснение. По словам академика НАН Украины, профессора Петра Толочко, украинская (тогда еще русинская) народность формировалась в XIV-XVI веках на территориях Руси, вошедших в состав Речи Посполитой: «По существу, сам украинский язык образовался, как смесь древнерусского с польским: с одной стороны — в его лексике чрезвычайно много польских слов, с другой — он сохранил часть древнерусской лексики, которой нет в современном русском языке».

Поскольку образование народа происходило под чужим владычеством, она не имела своей элиты (знать Руси или ушла на северо-восток, в будущую Россию, или полонизировалась), а потому города, большей частью основанные еще во времена Руси, стали преимущественно польскими. Вторую значительную часть городского населения составляли евреи, бывшие, по сути, торговым сословием. Русины, составлявшие почти все население сел, в городах составляли абсолютное меньшинство. К примеру, по мнению академика Толочко, древнерусский Киев в своей более поздней истории никогда не был чисто украинским городом. Потому к XVII веку, когда украинская народность уже в общих чертах сформировалась, коренными народами этой территории можно было считать украинцев, поляков и евреев.

Но в XVII-XX веках ситуация изменилась. Большинство указанных территорий вошло в состав Российской империи, и русские постепенно вытеснили поляков из ряда городов (в частности, Киева). Доля евреев же в них свелась к минимуму в ХХ веке — из-за истребления во время Второй мировой войны и эмиграции последних десятилетий (к тому же они большей частью русифицировались). Потому, хотя евреи являются одним из коренных народов Центральной Украины, их язык — идиш — сейчас тут почти не распространен. Параллельно проходил процесс частичной «украинизации» городов. Потому к моменту образования Украины как государства коренными языками нынешней Центральной Украины стали украинский в селах, украинский, русский и польский в городах.

Галичина

 

Несколько иначе развивалась Галичина (Червоная Русь), попавшие под владычество Австрии, а позже Польши: тут в городах продолжало преобладать польское и еврейское население, и эта ситуация сохранялась вплоть до 40-х годов ХХ века, когда евреи стали жертвами Холокоста, а поляков насильно вывезли в отданную Польше Восточную Германию. Полупустые города заселили украинцы из сел, потому Галичина к моменту образования нынешней Украины оказалась этнически однородной.

Закарпатье: русинский как наследие Руси

Украинцу или русскому, гуляющему по улицам Ужгорода, иной раз сложно отделаться от чувства, что он находится за границей, — настолько часто он слышит непонятную речь. Между тем один из закарпатских языков куда ближе к языку наших предков, чем украинский или русский.

«В Закарпатье были древние славянские поселения, но в состав русских земель оно почти никогда не входило, — рассказывает академик Толочко. — Еще во времена древней Руси она попала под власть венгерской короны, и с тех пор ее история проходила отдельно от истории славянских народов. Но благодаря тому, что русины Закарпатья находились под властью неславянского народа, они не ассимилировались и в значительной степени сохранили язык времен древней Руси.

 

Правда, его нельзя назвать эталоном древнерусского языка, так как Закарпатье было глубокой провинцией Руси, тем не менее этот его диалект меньше всего подвергся влиянию других славянских языков, а потому русинский язык можно назвать реликтовым». Венгерское владычество оставило и другой след: одним из коренных языков региона стал венгерский, уже провозглашенный региональным в одном из районов области. При этом исторических прав у венгерского тут больше, чем у украинского: он появился в Закарпатье на несколько веков раньше.

Пополам с румынами

Мало кто знает, что Буковина, входящая в состав Украины, — это лишь северная ее часть, южная же находится в Румынии. По словам академика Толочко, обе Буковины изначально были славянскими территориями — даже название это происходит от славянского названия дерева «бук». Однако разделение произошло уже во времена Киевской Руси: северная часть вошла в Галицко-Волынское княжество, а в южной формировалось будущее Молдавское княжество, ставшее прародиной Румынии.

 

Начиная с ХIV века, обе части то вместе находились в составе Молдовы или Румынии, то были разделены между Австрией и Румынией. Однако соотношения населения это уже не меняло: в Северной Буковине украинцы составляли большинство, румыны — меньшинство, в Южной — наоборот. Потому в Южной Буковине украинский (как, кстати, и русский) имеет официальный статус; такой же официальный статус в Северной Буковине после принятия закона о языковой политике получил румынский.

 

Исторически родной Черновицкая область является и для молдаван, однако их там сейчас меньше 10% населения, и официальный статус молдавский язык не получил.

Болгарский форпост

Южная часть Бессарабии попала в состав Украины в 1940 году, став Измаильской областью, а позже — западной частью Одесской. Однако украинцы там появились намного раньше: еще до того, как Екатерина II в конце XVIII века отвоевала эти земли у турок, они вместе с молдаванами в небольшом количестве стали заселять эту территорию. Но массовое заселение началось со времен Екатерины, причем участвовали в нем не только украинцы, русские и молдаване.

 

По словам политолога и историка Владимира Корнилова, для укрепления антитурецкого форпоста императрица позвала на поселение в Южную Бессарабию болгар. В том, что они будут драться с турками насмерть, сомнений не было: Болгария к тому времени, несмотря на несколько восстаний, уже четыре века находилась под властью Османской империи. К тому же болгар позвали как родственный православный народ, причем эту политику продолжили и наследники Екатерины на русском троне. Болгары и сегодня составляют немалую диаспору в Одесской области, причем диаспору спаянную: в одном из районов болгарский получил статус регионального, а глава диаспоры Антон Киссе стал нардепом.

Донбасс: сербы и греки

Первое заселение Донбасса относится к середине XVIII века, когда он стал южной границей России. Помимо привлечения русских и украинских крестьян, массово переселявшихся из густонаселенных регионов, у императрицы Елизаветы был еще один план: в бассейн Северского Донца она решила переселить православных славян, угнетавшихся Австрией, — сербов и черногорцев. Ей нужно было заселить эту территорию, чтобы закрепить свое право на нее.

 

«После первого удачного опыта существовал даже план переселения всех сербов, — рассказывает Владимир Корнилов. — Австрийцы поначалу дали добро, но потом сообразили, что у них на границе с турками освободятся территории, чем последние обязательно воспользуются. Потому переселение массовым не получилось, хотя сербы оставили свой след в истории России, дав героя Отечественной войны 1812 года генерала Милорадовича и оставив в Луганской области город Славяносербск». А вот на юге Донбасса уже стараниями Екатерины была создана большая греческая колония, сохранившаяся до сих пор в основанном ими Мариуполе.

Черниговщина: тройной суржик

Географически Черниговская область наиболее близка к Киеву, однако ее история совсем не похожа на историю соседнего региона. Даже во времена польско-литовского владычества Чернигов входил в ту часть владений, которая досталась не полякам, а литовцам (эта территория сейчас почти полностью является Беларусью). А у литовцев эти земли, тогда называвшиеся Сиверскими, отвоевала Россия, причем гораздо раньше, чем тот же Киев.

 

«Лишь во времена гетманства Юрия Хмельницкого (50-е годы XVII века) последний обратился к московскому правительству с просьбой, чтобы Новгород-Сиверщину передали под гетманскую булаву, и Россия согласилась, — объясняет академик Толочко. — А до этого Новгород-Сиверщина была в российском подчинении. Поэтому назвать украинцев коренным народом этого региона сложно — они стали преобладать на Черниговщине лишь после ее вхождения в состав гетманства».

 

Говор в селах Черниговщины одинаково близок к белорусскому, украинскому и русскому, а потому отдать преимущество какому-либо из языков тут нельзя. Кстати, такой же говор и в селах южной Беларуси и в Брянской области — все они до 1917 года входили в Черниговскую губернию.

Новороссия: хотели звать даже эфиопов

Новороссия — нынешние южные земли Украины — заселялись настолько разнообразно, что конкурировать с ними может только Америка. «Россия в XVIII веке отвоевала степную Украину у турок, и эти земли были пустынны, — рассказывает Владимир Корнилов. — Тут кочевали то одни, то другие, земли захватывали, разоряли, потому никто южнее днепровских порогов не жил.

 

И вот, завоевав огромный кусок земли, Россия встала перед вопросом: что с ним делать?

 

Своими силами заселить его не могли, и родился план, на три четверти осуществленный, — заселения этих земель родственными христианскими народами. Шло массовое переселение с Балкан (греки, сербы, болгары), но был и более глобальный план — переселения в южные российские губернии православных эфиопов. От него отказались лишь из-за дороговизны проекта. Зато приехало очень много немцев-меннонитов, которых преследовали в Германии за их веру и которые бежали в более свободную страну. И ехали не только они, но и более экзотические шведы и швейцарцы».

Слобожанщина: союз народов для обороны

Трудно найти более характерный пример единства украинского и русского народов, чем Слобожанщина. В Харьковской области до сих пор существуют два города, различающиеся только этнически: Лозовая и Русская Лозовая. И это только один пример.

 

«Русские и украинцы заселяли эти территории Дикого поля одновременно, и коренными тут, безусловно, являются оба народа, — рассказывает академик Толочко. — Управление Слободской Украиной долгое время сохранялось за Белгородским воеводой. Заселение края русскими проходило организованно: по государевым указам строились приграничные укрепления, на которые посылались ратные люди.

 

Но и в случае с украинцами, бежавшими в Слобожанщину из-под польского владычества, все было не так уж стихийно: они прибывали в Путивль, который на тот момент был чисто русским городом, и просили у местного воеводы разрешения на поселение. Тот получал добро у царя, и происходило переселение. Причем оно было массовым — переселялись целыми полками».

Крым: украинцы пришли последними

Сегодня многие украинцы считают, что Крым вплоть до середины ХХ века был татарским и только после выселения крымских татар Иосифом Сталиным там появились русские. Но история была несколько иной. «Крым был присоединен к России при Екатерине, и уже с конца XVIII века туда массово хлынули переселенцы из великорусских губерний, — объясняет академик Толочко. — Южный берег заселила знать, степные районы — крестьяне. И к моменту распада Российской империи некогда татарский полуостров стал уже русско-татарским. Но после того как в 1944-м крымских татар выселили в Среднюю Азию и Россию, пришли новые переселенцы — большей частью русские, но именно тогда в Крыму впервые в заметном количестве появились и украинцы».

Кстати, после 1944 года у Крыма могла быть и другая история: после выселения крымских татар к советскому правительству обратился Еврейский антифашистский комитет, предложивший создать на полуострове Еврейскую ССР. Идею поддержал второй человек в СССР — Вячеслав Молотов, однако новая автономная республика не состоялась, так как Сталин был категорически против.

CCCР: городская украинизация

Одним из современных мифов является миф о «русифiкованих мiстах», попавший даже в одну из популярных песен. Но статистика опровергает его. В 1925-м, в разгар первой украинизации, была проведена перепись городов Украины, которая показала, что тогда украинцы были меньшинством во всех мегаполисах. К примеру, половина киевлян назвала себя русскими, еще треть — евреями, украинцы же составили около 15% населения.

 

Еще менее украинскими были Екатеринослав (Днепропетровск), Донецк (Сталино) и Одесса, где доля украинцев не достигала и 10%. Вообще, из всех нынешних областных центров только в двух — Полтаве и Черкассах — украинцы составляли больше половины населения.

 

Сопоставляя эти цифры с данными последней советской переписи 1989 года, можно прийти к выводу, что в течение всего советского периода города не русифицировались, а украинизировались — к примеру, в Киеве украинцы вместо 1/6 части населения составили две трети.

Дмитрий КОРОТКОВ

Источник: http://www.segodnya.ua/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня