Замолчало поющее сердце…

Post navigation

Замолчало поющее сердце…

Памяти Эдема Татарова - участника Национального Движения Крымских Татар с 1957 года - посвящается

27 февраля 2014 остановилось сердце нашего Эдем ака. Оно не выдержало тех переживаний и тревог, которые охватили весь Крым в драматические дни последней зимней декады. 21 февраля 2014 Эдем ака почувствовал себя плохо, когда смотрел лживое АТР, с экрана которого лились потоки искореженной информации о трагедии, происходящей в Украине.

Замолчало поющее сердце...

Скорая отвезла его в реанимацию. В те минуты, когда к нему возвращалось сознание, он пытался узнать о ситуации в стране. 27 февраля 2014 утром он умер… 29 апреля ему исполнилось бы 83 года.

 

Уроженец южнобережного селения Кикенеиз, он прожил ранее детство в мирном довоенном Крыму. Годы отрочества и юности пришлись на войну, оккупацию и насильственное выселение из Крыма. Молодость — на период формирования и подъёма Национального Движения Крымских Татар.

 

Эдем ака — представитель второго поколения участников национального движения. Он в молодые годы (конец 1950-начало 1970-х) работал в составе инициативных групп г. Самарканда, а в зрелые годы, особенно в период с 1986 по 1992 годы, активно участвовал в работе инициативной группы г. Новороссийска.

 

Более 13 лет назад семья Эдема Татарова вернулась в Крым — сначала в г. Симферополь, а с 2005 г. — в Ялту.

В 2007 г. он принял осознанное решение о вступлении в ряды созданной в ноябре 2006 года Народной партии Милли Фирка, посчитав, что она продолжает то дело, в которое он включился в молодые годы.

 

Весной 2011 года, к восьмидесятилетию Эдема Татарова, мы издали с ним книгу: «Эдем Татаров — человек с поющим сердцем», в которой опубликована информация о жизненном пути Эдем ака, некоторые его письма, воспоминания, заметки, а также стихи и тексты песен.

 

Книга получилась такой же колоритной, яркой и жизнеутверждающей, какими были характер и жизненный путь Татарова Эдема.

 

Предлагаю читателям рассказ (краткий очерк биографии) из этой книги, оставшейся нетленным памятником замечательному человеку — труженику, хорошему семьянину, патриоту, убеждённому и стойкому участнику национального движения на протяжении более чем полувека:

 

Эдем Амет огълу Татаров (1931-2014)

 

Эдем Татаров родился 29 апреля 1931 года в селе Кикенеиз Ялтинского района Крымской АССР. Его отец — Амет Татар — 1900 года рождения, работал на почте телеграфистом, затем начальником почты, знал, кроме родного, русский, неплохо владел болгарским, армянским и греческим языками. Мать — Аббе Татар — 1910 года рождения — была домохозяйкой. В семье было четверо детей. Самым старшим был Эдем. Следующей была Фатьме (1932 г.р. — сейчас живёт в Евпатории), затем — Эмине (1937 г.р. — сейчас живёт в Симферополе), самая младшая дочь — Лейля — родилась в марте 1942 года.

 

Его бабушка по отцу — Ава буюк-ана — кроме родного языка знала турецкий, греческий, русский, армянский, хорошо пела. У неё кроме Амета были дети: дочь — Хатидже (1911 г.р.), сын — Умер (1914 г.р.).

 

До войны Эдем успел закончить три класса. Из довоенного детства помнит, как дети в дни самого короткого солнца в конце декабря одевались в живописные лохмотья и, стуча палкой по старому ведру, ходили по дворам, повторяя: «Каланда, Каланда! Каланда веренин огълу олсун, вермеенин тазбаш хызы олсун!» Эдем ака вспоминает народную этимологию своей малой родины, как её объясняла Ава буюк-ана. Так, название Кацивели появилось на том месте где ранее был кош (зимовка для скота) братьев Касима и Вели (Касим — Вели), нынешняя Понизовка — это Ашагъы Кикенеиз (Нижний Кикенеиз), Мисхор — выводили из Мисхохур (т.е. благоухающий), потому что там и зимой и летом что-то цветёт, Кикенеиз — из Тикине Из.

 

Он запомнил первый день войны. Когда чёрная весть пришла в Кикенеиз, всё селение охватили печаль и плачь. Поколения родителей, дедушек и бабушек не понаслышке знали, что такое война. Они помнили тяжёлые 1914-1921 гг., принесшие смерть близких, оккупацию Крыма самыми различными режимами в течение первой мировой и гражданской войн. В период оккупации «даже 4-й класс закончить не мог»- вспоминает Эдем ака.

 

18 мая 1944 г. со всем народом были выселены из Крыма и оказались в колхозе им. Ленина Пайарыкского района Самаркандской области Узбекской ССР. За первые полтора года от болезней и голода в Средней Азии умерли: дедушка по матери Абдураман (1870 г.р.), бабушка по матери — Хатиме (1875 г.р.), бабушка по отцу — Ава (1875 г.р.), младшая сестра — Лейля (1942-1945). Оставшиеся в живых члены семьи Татар Амета оказались в числе тех, кого сумел вывезти из кишлаков в город Самарканд для работы на заводе «Красный двигатель» их земляк (уроженец с. Кучук-кой, которое находится в 2 км западнее Кикенеиза) фронтовик, участник обороны Севастополя — Велиулла Муртазаев.

 

Эдем в 1946 г. поступил, а в 1948 г. окончил ремесленное училище №7 в г. Самарканде. После окончания училища его, в числе 25 выпускников направили в г. Нукус. Проработав там год, получил отпуск. Приехал в г. Чарджоу, где познакомился с демобилизованным парнем, который ехал домой в Мелитополь. Тот сагитировал Эдема поехать в Мелитополь, заглянув по пути в Крым. Они поехали через Красноводск и Баку, добрались до Ворошиловграда. Когда деньги закончились, попутчик исчез.

 

Эдем был в растерянности. Вдруг на афише читает, что в городе проходит концерт Леонида Утёсова. Дальше, как в сказке — повернулся и видит — проходит сам Утёсов (который был знаком с Татар Аметом и бывал у него в гостях в Кикенеизе, где для него собирали яблоки сорта «Орах алма», созревавшие во время житвы). Эдем и крикнул: «Дядя Лёня!». Артист остановился. Эдем напомнил ему: «Я — сын телеграфиста из Кикенеиза Татар Амета, у которого вы бывали в гостях».

 

Утёсов вспомнил, расспросил у парня, как он оказался в Ворошиловграде, и привёл его к себе. Велел искупаться под душем, подарил свой костюм (который Эдем носил до 1956 года) и купил ему билет до Самарканда, снабдил продуктами на дорогу. Провожая, сказал: «Передай отцу от меня привет, скажи, что вас выслали лет на 20-25, со временем изменится к лучшему». Потом добавил: «Я знаю твоего отца с 1928 года, о нашей встрече никому больше ни слова — это в целях твоей безопасности». (Позже, в 1969 г., Татар Амет по телефону общался с Утёсовым).

 

Эдем ака помнит рассказ отца о том, что накануне коллективизации Утёсов сказал ему, как другу: «Амет, продай своих лошадей и «линейку» в Севастополе, пока их у тебя не отобрали, а я помогу тебе выучиться на телеграфиста». Так знаменитый артист в конце двадцатых годов помог Татар Амету, а через 20 лет его сыну, позволившему себе дерзкую попытку съездить на родину в условиях комендантского режима (попался бы, то получил бы лет 20 тюрьмы).

 

Несколько лет Эдем работал в Пайарыкском районе слесарем на машинно-тракторной станции до 1954 г. Вернувшись в Самарканд, поступил в авто-таксопарк №4, где проработал шофёром до 1972 года.

 

В 1959 году Эдем Татаров женился. В Самарканде у Эдема и Эльмиры родились дочь Зарема и сын Эйваз.

 

В 1959 г. впервые после выселения побывал на родине, поднялся на яйлу. Когда с высоты Ай-Петри смотрел на родное побережье, его глаза наполнились слезами. Он вспомнил, как в детстве ходил на яйлу к своему деду, который чудесно играл на хавале (пастушьей свирели), у которого были две крымские овчарки Хаплан и Арслан. Вспомнил пасущиеся стада овец и коз, резвящихся ягнят и козлят.

 

Когда вернулся в Самарканд, написал стихи об этих картинах своего детства и отправил в газету «Ленин байрагъы». Вскоре получил ответ от её сотрудника Юсуфа Болата примерно такого содержания: «Дорогой Эдем, забудь тот Крым, Ай-Петри, Яйлу и Кикенеиз. Пиши о степях и хлопковых полях Узбекистана…». Вместе с Велиулла Муртазаевым он приехал к редактору — М. Ислямову. На их недоумение редактор сказал: «Я хоть и полковник в отставке, но если опубликую это стихотворение, то обе мои ноги обуют в один сапог…».

 

Позже, в 1984 году, это стихотворение «с большими изменениями», — как вспоминает Э. Татаров, — «с помощью Джевдет ака, моего земляка, который работал в газете «Ленин байрагъы» было напечатано. Писатель Джевдет Аметов и музыкант Осман Асанов, когда приезжали ко мне в гости в Новороссийск, привезли мне эту газету…».

 

В 1968 г. после его участия в Республиканской Встрече представителей инициативных групп в Фергане Эдема Татарова вызвал на разговор самаркандский КГБ-ист Дудин, пытавшийся узнать о содержании этого совещания. В разговоре он вставил вопрос: «Вы, Эдем, конечно, требуете восстановить Крымскую АССР. Кому, по-твоему, эта автономия была дана?». Эдем ответил: «Нам, крымским татарам». Следователь ему: «Докажи!» и тут же получил ответ: «Нас, крымских татар, выслали в мае 1944 года. Почти следом за этим в 1945 году уничтожили и Крымскую АССР!»…

 

Дудин, после краткой паузы заключил: «Да, Эдем, хорошо вас Муртазаев учит…он у вас Человек с большой буквы». Эдем сказал: «Да. Кроме того, он мой земляк, учился в одной школе с моим отцом в Кикенеизе».

 

В 1972 г. Эдем ака Татаров сделал попытку вернуться и обосноваться в Крыму. Через несколько месяцев, постоянно преследуемый милицией, перебрался в Новороссийск.

С 1972 по 1999 год семья Татаровых жила в городе Новороссийске. Там он работал шофёром в Главкурортторге.

 

С 1999 г. до 2005 г. Татаровы жили в Симферополе.

 

Как считает Эдем ака, в 2005 г. семья окончательно вернулись на родину — проживают в городе Ялте.

 

В Национальном Движении Крымских Татар Эдем ака участвовал с 1957 года.

 

До 1972 года работал в самаркандской инициативной группе. Своими учителями в Национальном Движении считал Велиуллу Муртазаева, Яя Арифова, Шевкъи Мухтеремова.

 

Три раза в 1960 -е годы в качестве представителя народа ездил в Москву для передачи документов Национального Движения в руки представителей, ответственных за их распространение и передачу в партийные и правительственные инстанции.

 

Его супруга — Эльмира — всю жизнь была его соратницей в Национальном Движении. Эдем ака вспоминает эпизод: никто из соотечественников не мог выехать из Самарканда на судилище, которое власти устроили в Ташкенте КГБ и милиция, знали всех активистов. Эльмира завернула документы, которые надо было передать в зал суда, в пелёнки сына, прошла мимо милицейских рядов и, встретив Айше Сейтмуратову, развернула пелёнки и, вытащив пакет, передала ей на глазах у милиции. Взяв документы, Айше успела сказать в благодарность: «Пек джесур къатын экенсин» («Ты, оказывается, очень отважная женщина»)…

 

В течение жизни ему трижды довелось видеть Аметхана Султана. Первый раз в детстве — за день до выселения народа — 17 мая 1944 г. в Алупке, второй раз Эдем ака встречался с ним в 1966 году в Алупке в доме Аметхана, третий — в Самарканде в 1968-м… Его воспоминания об этом опубликованы в книге «Аметхан в памяти современников» (Симферополь, «Крымучпедгиз», 2010г.).

 

С 1986 года активно участвовал в работе новороссийской инициативной группы Национального Движения Крымских Татар. В июне 1988 года в составе группы участников Движения ездил в Москву для информирования Х1Х Всесоюзной партконференции КПСС о нерешённости национального вопроса крымских татар. Большая часть представителей (в их числе и Эдем ака) была перехвачена КГБ и милицией. Их отвезли в тюрьму «Матросская тишина», где продержали двое суток. Э. Татаров помнит, что находился в камере № 485. Затем их посадили в самолёт и отправили в Краснодар.

 

Одной из самых ярких страниц его памяти — подготовка и проведение 15 мая 1989 года Новороссийской инициативной группой НДКТ вечера, приуроченного к 68-летию представителя первого поколения участников национального движения, ветерана войны, писателя Сеитумера Эмина. Среди выступавших в тот вечер перед более чем шестьюстами зрителей во Дворце моряков были Эдем Татаров и его дочь Зарема.

 

Эдем ака вспоминает, что 1987-1991 годы были временем наибольшей активности Новороссийской инициативной группы. Но наиболее активные члены инициативных групп особенно в 1990-1992 гг. один за другим вернулись в Крым. «После того, как в начале 1993 года из Новороссийска в родной Кореиз уехал Кемал Куку, вожаков не осталось», — говорит Эдем ака.

 

С 2007 г. Э. Татаров, проживающий в Ялте, вступил в организацию Милли Фирка, которую считает продолжателем дела Национального Движения Крымских Татар.

Эдем Татаров

Эдем Татаров

Эдем Татаров

Песня Эдема Татарова

Эдем Татаров

Эдем Татаров

Эдем Татаров, Кемал Куку

Эдем Татаров

Эдем Татаров, Альмир Самадинов, Кемал Куку

Песня Эдема Татарова

Песня Эдема Татарова

 

(Из книги «Эдем Татаров — человек с поющим сердцем». Сб. биографических материалов, статей, писем, стихотворений и песен.

/Сост. А. Хуршутов/ — Симферополь: КРП «издательство «Крымучпедгиз», 2011).

 

Асан Хуршутов,
пгт Гаспра

02.03. 2014 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня