Из отщепенцев — в профессионалы

Post navigation

Из отщепенцев — в профессионалы

20 мая можно по праву считать днем рождения российского организованного правозащитного движения. 40 лет назад, в 1969 году, в Москве было объявлено о создании первой в Советском Союзе независимой гражданской организации — Инициативной группы по защите прав человека в СССР.

В состав Инициативной группы тогда вошли всего 15 человек — известные ученые, лингвисты, писатели и историки. Они собирали материалы о политических преследованиях в Советском Союзе и отправляли открытые письма в комиссию ООН по правам человека. Впоследствии 11 членов этой группы были арестованы и осуждены.

Сегодня правозащитное общество «Мемориал» отмечает 40-летний юбилей Инициативной группы открытой дискуссией «40 лет спустя. Судьбы и проблемы правозащитного сообщества в современной России».

Своими воспоминаниями с корреспондентом радио Свобода поделился одим из организаторов группы Александр Лавут.

— С 1974 года вы редактировали «Хронику текущих событий», за что и пострадали несколько лет спустя. Расскажите, о чем вы писали в «Хронике»?

— Постепенно среди тех, кто делал «Хронику», сложилась некоторая специализация. Я занимался больше всего крымскими татарами, хотя иногда и в других разделах тоже принимал участие. Материалы о крымских татарах были практически в каждом номере, начиная с номера, посвященного годовщине депортации — в 1974 году исполнилось 30 лет с тех пор, как их выселили.

— Как вас преследовали за то, что вы занимались правозащитной деятельностью?

— Была слежка, и очень жесткая. Все насквозь прослушивалось и просматривалось. В последние годы было плотное наружное наблюдение, следом ходили, иногда скрываясь, иногда намеренно не скрываясь. У меня было только два обыска, второй — уже когда пришли за мной.

— С момента создания группы прошло 40 лет. Что-то изменилось с тех пор?

— К сожалению, в худшую сторону. Имею в виду, прежде всего, физическое насилие и убийства.

— Каким было отношение общества, тех людей, права которых вы защищали, к правозащитникам?

— В кругу знакомых, конечно, было сочувствие. Но звучали и какие-то упреки: что же тут биться головой об стенку, лучше подумать о семье.

— А сейчас?

— Пожалуй, относятся с определенным уважением и сочувствием, но далеко не все. Многие считают это ненужным и даже вредным. Но все-таки, я думаю, в основном, есть одобрение такой деятельности.

— Какие права людей, на ваш взгляд, чаще всего нарушаются в современной России?

— Самое заметное и самое массовое — это, может быть, нарушение социальных прав. Нарушаются и политические права, и это тоже массовое явление — фальсификация выборов. Можно сказать, что выборы почти исчезли.

О том, что изменилось за 40 лет, в эфире Радио Свобода говорил и правозащитник, один из основателей Инициативной группы Сергей Ковалев.

— Вы стояли у истоков создания правозащитного движения в СССР. Как оцениваете сегодняшнее его состояние? 

— Нынешнее правозащитное движение — это массовое движение. В СССР мы совершенно справедливо назывались отщепенцами, нас было немного. Скажем, максимальное число подписей под письмами протеста, которые я помню, это что-нибудь в общей сложности 700 подписей или около того. Рекордное количество было в случае, по-моему, протеста против суда над Гинзбургом, Галансковым. А может быть, против суда над Синявским и Даниэлем…

А теперь, хоть я и председатель российского «Мемориала», я даже точного числа его членов не знаю… Во всяком случае это несколько тысяч , а может быть, и больше 10 тысяч, если посчитать все отделения по России. Эта деятельность очень сильно профессионализировалась. Качество ее выросло. Например, в «Мемориале» работает очень много профессиональных юристов. А кроме «Мемориала» существует огромное количество общественных организаций — и во многих работа ведется на высочайшем профессиональном уровне, который был в Советском Союзе в 60-80-е годы совершенно недостижим.

— Какие права людей нарушаются чаще всего в современном российском обществе? 

— Да все те же. Прежде всего, это право на собственную точку зрения, уважаемую и не преследуемую. Например, было сообщено, что президент Медведев учредил при себе комиссию, которой надлежит бороться с фальсификациями истории, наносящими урон престижу России. Понятно, это еще дополнительный орган цензуры. А на подходе проект закона, который, несомненно, будет принят этой Государственной думой (которая по моему убеждению никаким парламентом не является), — об ответственности за такие фальсификации истории. Он фактически запретит критические высказывания о Второй мировой войне. Например, Сталина нельзя будет сравнивать с Гитлером. Хотя я полагаю, что Гитлер — всего лишь жалкий эпигон Ленина и Сталина… То есть сегодня ведется организованное, планомерное наступление как раз на независимую мысль.

Жители подмосковного Обнинскса рассказали корресподенту Радио Свобода, какие их права нарушаются чаще всего. Были названы право на здравоохранение, социальные услуги. Граждане, принявшие участие в опросе, считают, что их права ущемляются безответственностью коммунальных служб, бюрократией в судах, высокой стоимостью юридических услуг. Впрочем, некоторые из опрошенных на улице отметили, что никакие их права не нарушаются: «Возникли сложности с устройством на работу — тут не до прав»…

Лейла ГИНИАТУЛИНА

www.svobodanews.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня