История рода делает нас сильнее

Post navigation

История рода делает нас сильнее

За каждым человеком с самого рождения стоят судьбы тысяч и миллионов родственников, которые в свое время думали о нем, мечтали, как сложится его жизнь, и прилагали силы для создания лучшего будущего. Знания об этих людях дают нам силы жить сегодня.

 

Зачем и как нужно изучать свое генеалогическое древо, «Росбалту» рассказала Виктория Салтыкова, генеаолог, руководитель проекта по изучению родовой истории.

История рода делает нас сильнее

— Виктория, изучение собственной генеалогии, это, конечно, важно. Но какие преимущества оно дает человеку, кроме знания о предках? Для чего необходимо погружаться в историю своего рода? Ведь вроде бы можно прожить и без этого?

 

— Можно. Но задумайтесь, насколько полноценной будет тогда ваша жизнь? Люди, которые обращаются за помощью к специалистам по генеалогии, уже нашли или ищут ответ на этот вопрос. Один предприниматель сказал мне: «Я понял: чтобы создать бизнес, который будет существовать и за пределами моей жизни, я должен вникнуть в историю моего рода…». Многие осознают, что одна из обязательных задач, которые мы должны решить в нашей жизни — узнать, откуда мы, кто мы, и благодаря кому мы стали теми, кто мы есть.

 

Изучение своего родового древа — это самоопределение и самопознание, понимание своей причастности к чему-то большему, чем просто «ты». Оно дает человеку силы и абсолютно новое ощущение жизни. И дополнительную ответственность за то, что останется после нас.

 

Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе.

 

Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как некую обособленную ячейку общества. Но у каждого из нас огромная семейная история. Задумайтесь: сколько родов и поколений стоит за вами? Закройте глаза, и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы окажетесь как бы на острие гигантского клина, который своим основанием уходит в далекое прошлое.

 

Если принять за точку отсчета продолжительность жизни одного поколения — 25 лет, то получится, что всего лишь за 500 лет у каждого человека насчитается 1 млн 48 тыс. 576 прямых родственников — астрономическая цифра!

 

Все эти люди стремились к лучшему будущему для себя и своих потомков, то есть и для вас тоже. Они думали о вас, пытались представить, какой будет ваша сегодняшняя жизнь, и прилагали усилия к тому, чтобы подготовить почву для вашего успешного будущего.

 

И еще одна важная мысль: миллиарды людей умерли, по стечению обстоятельств не оставив после себя потомства. А ваши предки выжили. Сколько родов прервали свою историю, а ваш род оказался сильнее. Кроме того, не забывайте и о генетике: с генами нам передаются таланты, способности, характер и жизненная сила наших предков.


— Почему исследование фамильных корней стало таким популярным? До 1990-х годов, например, этим занимались только очень немногие…

 

— Эта традиция не новая. И гораздо сильнее, чем в России, развита у многих народов мира. Например, в Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Именно поэтому в том числе китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род.

 

Такой же обычай существует и в Корее. Мне посчастливилось держать в руках подобную семейную книгу клана. Зачастую фамильные летописные записи начинаются от далеких предков, живших в еще в V-VI веке нашей эры. Буряты и жители горного Алтая, например, знают свой род до 7-го колена, валлийцы (жители Уэльса в Англии) — до 8-го, шотландцы — до 11-12-го.

 

В России после революции 1917 года генеалогия была запрещена и возвратилась к людям лишь после войны, когда многие стали искать своих родственников, пропавших без вести и павших на полях сражений. Хотя в царской России знать и почитать свой род считалось обязательным, и не только в среде представителей высшего сословия. Даже крестьяне и те запоминали сведения о своей дальней родне, и не только затем, чтобы справедливо передавать своим близким наделы и имущество.


— Люди, которые начинают собирать информацию для составления генеалогического древа, говорят, что чувствуют себя следователями, своего рода Шерлоками Холмсами, и это очень увлекает, дает новый полезный опыт. Наверное, чтобы правильно вести такое историческое расследование, нужно знать какие-то правила, обладать особыми качествами?

 

— Желательно, конечно. Но вообще изучать историю своего рода может любой человек. Нужны только желание, время, силы и терпение.


— А что надо предпринять вначале? С чего начинается составление собственной родословной?

 

— Не каждый может посвятить этому делу много времени. Но, по сути, все осуществимо. Первым делом стоит опросить ближайший круг своих родственников и завести досье на каждого из них, а также на тех уже ушедших родных, о которых сохранились знания в вашей семье. Фамилию, имя и отчество, места жительства, даты рождения и смерти и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать исключительно от представителей своего ближнего семейного круга.

 

А затем начать составление родового древа. Для этого можно использовать, например, отечественную компьютерную генеалогическую программу «Древо жизни», и самостоятельно заносить туда все данные по каждой персоне. Потом стоит проанализировать семейный архив, найти артефакты — фотографии, документы, воспоминания и мемуары. Это тоже очень интересно, потому что историю, как вы с удивлением обнаружите, можно изучать не только по историческим событиям и датам, но и по судьбам обычных людей.

 

Следующий этап — обращение в областные и федеральные архивы, куда можно послать запрос о своих родственниках. При этом имеет смысл учесть, что по Закону о персональной тайне информация о частной жизни гражданина охраняется и после его смерти: в этом случае право на ее защиту переходит к детям, родителям и супругу. Такой же запрет уже содержится в законодательстве об архивном деле: ограничение на доступ к таким архивным документам сохраняется в течение 75 лет.

 

Немало полезной информации можно извлечь из церковных исповедных росписей, в которых фиксировались акты рождения, крещения, бракосочетания и смерти, сведения о социальном положении, месте жительства, возрасте и составе семьи прихожан. Эти записи в обязательном порядке делались священником каждого прихода.

 

Законодательно вести такие книги начали с 1722 года, однако обычай их заполнения известен с древнейших времен. Метрические книги тоже содержатся в архивах. По сути, это был ежегодный учет населения, проводившийся православной церковью в XVIII — начале XX веков. Обычно он представлял собой посемейный список всех проживающих на территории прихода прихожан за исключением младенцев возрастом менее 1 года.

 

Кстати, священники заносили в росписи и сведения, составляющие тайну исповеди. И это обстоятельство так же стоит учитывать. Всем нам кажется, что если ты идешь на исповедь, то это строго конфиденциально. Тем не менее очень много информации мы, генеалоги, получаем именно из подобных записей.

 

Многие священники буквально переписывали исповеди своих прихожан с важной, по их мнению, информацией, которая представляла угрозу региону или всему государству. Все это фиксировалось точно, подробно и в деталях.

 

— Еще один адрес для поисков — администрации кладбищ, в архивах которых хранятся сведения об умерших.

 

— А быстрее всего можно погружаться вглубь веков по так называемым ревизским сказкам из областных архивов. В переписи населения любого населенного пункта можно целиком найти всю семью с информацией о возрасте, и о том, кто кому кем приходится. Если двигаться от ревизии к ревизии, начиная с 1818 года, можно дойти до ревизии 1782 года. Ревизские сказки более раннего времени писались уже на древнерусском языке, а значит, к их переводу придется привлекать генеалогов-специалистов.

 

Обязательно разыщите мемуары — свидетельства о событиях прошлого, зафиксированные людьми, которые были очевидцами или участвовали в них, а также рукописные автобиографии — описания жизни человека, сделанные сторонним автором или самим героем. Обратите внимание на возможности анализа ДНК-генеалогии: с его помощью можно найти своих 10-15-юродных братьев и сестер, и потом с ними общаться.

 

Важно еще и то, что, вступая на этот путь, человек, чаще всего, начинает встречаться и общаться со своими родственниками, связь с которыми была по каким-то причинам прервана. И, как следствие, находит множество новой, дальней родни, о которой подчас даже не подозревал. Некоторые генеалоги, например, успешно пользуются этими открывшимися возможностями, к примеру, отдыхают в отпуске только у своих родственников, которых сами же и разыскали. Приезжают к ним в гости и показывают составленное генеалогическое древо.

 

— К сожалению, у нас как-то не принято передавать детям рукописные сведения и документы из родовой истории. А расспросить бабушек и дедушек, и даже родителей о личных моментах их жизни мы зачастую стесняемся…

 

— Это психологическая проблема, но она решаема. Бывает, что ты всю жизнь живешь рядом с близким человеком и считаешь, что изучил его всего. Но когда приходит момент, например, помочь бабушке написать ее мемуары, ты понимаешь, что на самом деле не так много о ней и знаешь, а спросить и уточнить детали, факты теперь, по прошествии времени, уже стыдно. Но этот барьер надо преодолеть и все-таки задать нужные вопросы.

 

— Завидую тем детям, которые получают в руки уже готовую родословную своей семьи. Вероятно, это знание влияет на всю их последующую судьбу?

 

— Да, они волей-неволей сверяют свою жизнь с жизнью предков. Дети пытаются копировать жизнь своих родителей, а когда узнают достаточно о своих дальних родственниках, то начинают копировать положительные примеры и с них тоже — с прабабушек и прадедушек.

 

Сегодня очень популярны разного рода мотивирующие книги и публикации на тему «заповедей успешных людей». Мы ищем себе героев и кумиров для подражания, но не здесь, рядом, а где-то там, за горизонтом.

 

Мы почему-то считаем, что особенные, сверхуспешные люди находятся за пределами нашей собственной генеалогии. Но на самом деле они найдутся в роду у каждого человека, стоит только поискать. Их таланты, способности и сила — в нашей крови. Если прогуглить, например, список существующих родов с древнейшими родословными, то вы обнаружите там такие знаменитые фамилии, как Рюриковичи, Багратионы и т. д. Почему бы таким героям не оказаться и в вашей родне?

 

Дети, которые учат свою родовую историю, как правило, очень отличаются от тех, кто вообще не ассоциирует себя со своей семьей. Я преподаю генеалогию в школах и с удивлением вижу, что многие ребята, оказывается, не знают даже своих бабушек и дедушек, двух из четырех как минимум.

 

Примерьте эту ситуацию на себя и представьте, что ваши внуки и внучки не будут знать о вас ничего! Зато, когда дети, наконец, узнают свою родословную, то начинают ей гордиться и взахлеб рассказывают о ней одноклассникам. Они начинают больше ценить родных и близких, правильнее относятся к ним и к собственной семье, в том числе и к той, которую создают в будущем. Известный факт — судьба пращуров нередко оказывает прямое влияние на потомков.

 

— Но генеалогия — это ведь наука не только о судьбах людей ушедших?

 

— Разумеется! Важно не забывать и людей, живущих ныне, помнить о тех, кто сейчас рядом с вами или живет где-то далеко. Одни — чистый кладезь уникального знания. Нужно пытаться собрать для себя и передать будущим поколениям их жизненный капитал.

 

Беседовал Владимир Воскресенский

Источник: http://www.rosbalt.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня